ВОПРОС 43. Процесс принятия административных актов

| Правовой портал "Правопорядок" | ВОПРОС 43. Процесс принятия административных актов |
ВОПРОС 43. Процесс принятия административных актов

1. Первая стадия процесса принятия административных актов — подготовка решения (об утверждении, выделении, направлении, исполнении и т. п.) Этапы этой стадии:
• правовая инициатива. Акт принимается, если есть фактические и юридические основания. Основанием для принятия или отмены акта может быть инициатива субъекта исполнительной власти, поручение вышестоящего органа, обращение организации, заявление гражданина, иные;
• анализ ситуации и вариантов правового воздействия. В ходе анализа выясняются фактическое положение дел, возможные варианты решения возникающих вопросов;
• подготовка проекта. Разработка проекта возлагается на орган, структурное подразделение, должностное лицо, которым необходимо решение конкретного вопроса или выработка нормативного положения на определенный срок. Проект акта подлежит обсуждению, согласованию и считается согласованным при наличии виз руководителей органов исполнительной власти.
2. Вторая стадия процесса принятия административных актов — принятие решения — предусматривает:

• возможное обсуждение и обязательное голосование в коллегиальных органах. Иногда решения принимаются путем опроса. Большинство правовых актов принимается единолично;
• внесение изменений в проект. Проект может быть признан негодным, что предполагает разработку нового, с учетом замечаний и требований, выдвинутых в процессе обсуждения и согласования;
• оформление решения. Оформление решения заключается в окончательном редактировании, подписании административного акта, присвоении порядкового номера и т. д.
3. Ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Цель государственной регистрации — проверка правового акта с точки зрения соответствия закону.
Разъяснения о применении Положения о порядке государственной ре гистрации ведомственных нормативных актов, утвержденные письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 08-09307, содержат специальные требования, предъявляемые к актам в соответствии с которыми направлению на государственную регистрацию подлежат:
• только акты, содержащие правовые нормы, рассчитанные на неопредс ленный круг лиц и неоднократное применение. При этом нормы могу! быть постоянно действующими (установленными без ограничения срока); временными (содержащими указание на действие в течение обо значенного временными рамками периода либо на действие до наступ ления определенного условия); принятыми в порядке эксперимента (есл1; не указан срок их действия);
• акты всех видов (приказы, инструкции, указания, положения, постановления, разъяснения и т. п.), если в них имеются нормы, затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические, культур ные и иные права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных федеральных законодательных актах, а также устанавливающие вновь либо изменяю щие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой меха низм реализации этих прав, свобод и законных интересов, действую ший на момент представления акта на регистрацию;
• акты всех видов (приказы, инструкции, указания, положения, постановления, разъяснения и т. п.), носящие межведомственный характер, т. е. являющиеся обязательными для других министерств и ведомств, иных органов управления, а также для предприятий, учреждений, организаций, не входящих в систему министерства, ведомства, утвердившего акт;
• акты, принятые после 14 мая 1992 года;
• акты, изменяющие, дополняющие ведомственные нормативные акты, независимо от времени принятия последних, или распространяющие их действие, если в них содержатся нормы, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, или носящие межведомственный характер.
4. Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц осуществляется путем персонального ознакомления (устно, высылки копий, ознакомления под расписку и пр.), опубликования в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях, газетах, журналах). В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания, а нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.