ВОПРОС 42. Требования к актам исполнительной власти

| Правовой портал "Правопорядок" | ВОПРОС 42. Требования к актам исполнительной власти |
ВОПРОС 42. Требования к актам исполнительной власти

1. Первое требование, предъявляемое к акту, — целесообразность, полезность с точки зрения государственных интересов. В основе акта должно лежать общественное благо. Он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, своевременно принят, предусматривать механизм его претворения в жизнь. С целью достижения целесообразности акта должны учитываться:
• права человека;
• уровень сознания и культуры масс;
• плюрализм мнений, интересов;
• возможности решения проблем;
• ранее принятые акты.
2. Законность — второе требование к актам исполнительной власти, предусматривающее:
• наличие компетенции автора;
• соответствие акта закону по существу;
• соответствие цели закона;
• принятие в установленный законом срок;
• соблюдение процессуальных правил издания акта.
Акты, не соответствующие требованиям законности, подразделяют на ничтожные и оспоримые.
Акты признаются ничтожными, если:
• на то есть прямое указание закона;
• грубо нарушена подведомственность административных дел;

• нет законного основания (заявления, представления и т. д.) для принятия акта;
• нарушен срок давности;
• акт предписывает совершение преступления и т. д.
Оспоримые акты подлежат исполнению, что не лишает индивидуальных и коллективных субъектов права оспорить их законность в установленном порядке.
3. Сущность организационно-технических требований, предъявляемых к актам исполнительной власти:
• акт должен быть написан четким, ясным, лаконичным языком, понятным для тех, к кому он обращен;
• акт должен быть оформлен грамматически правильно (любые ошибки могут исказить его смысл);
• акт должен быть своевременно доведен до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов;
• оформленный надлежащим образом акт должен быть передан на хранение.