В ходе октябрьского восстания 1917 г. было низложено Временное правительство и ликвидирован Предпарламент, на смену пришли принципиально новые высшие органы власти и управления – Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров.
Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов. В промежутках между съездами их функции выполнялись Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК), избираемым съездом. Высшим органом власти и общего управления стал Совет Народных Комиссаров, подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. Высшими органами отраслевого управления в государстве стали народные комиссариаты, пришедшие на смену упраздненным министерствам Временного правительства.
Обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам!», провозгласившее образование Советского государства, было и его первым правовым актом.
В начальный период существования советского государства можно отметить три группы источников права: новые нормативные акты новой власти; дореволюционные нормативные документы, используемые в ограниченных пределах (Декрет о суде № 1 допустил ссылки «на законы свергнутых правительств»);в сфере отношений, не урегулированных никакими нормативными актами, в качестве специфического источника права выступает непосредственно революционное правосознание трудящихся масс: если правоприменяющие органы не могли опереться на правовую норму, они действовали так, как подсказывала им революционная совесть.
Правотворческую деятельность осуществляли
не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение имели акты профсоюзных органов, особенно в области регулирования трудовых отношений. Они выступали наравне с актами государственных органов. Нормотворческую работу вели трудовые коллективы.
Советское право возникло как общероссийское, однако скоро правовая система усложнилась. С возникновением автономных республик возникало их собственное право, при этом признавалось действие общероссийского права.
Форма законодательных актов была различной: издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Для первого периода советского права характерно издание законов по отдельным проблемам и отсутствие систематизированных актов.