Предисловие автора

| Правовой портал "Правопорядок" | Предисловие автора |
Предисловие автора

Во всех высших учебных заведениях юридического профиля уголовный процесс относится к числу основных учебных дисциплин. Его предназначение — дать изучающим необходимые сведения о том, как должно осуществляться производство по уголовным делам. Другими словами, речь идет о познании одного из важных направлений деятельности таких правоохранительных органов, как суд, прокуратура, органы следствия и дознания, ее пределов и порядка, а равно о тех правах и обязанностях, которыми обладают не только должностные лица этих органов, но и граждане, иные лица, вовлекаемые в том или ином качестве в производство по уголовным делам.
Учебник написан коллективом авторов — профессорами и доцентами кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Его содержание в целом соответствует программе курса «Уголовный процесс», составленной с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 — «Юриспруденция» и используемой в учебном процессе преподавателями и студентами этого факультета.

Как и во многих других учебниках, изданных в последние десятилетия, в данном учебнике «строительным материалом» служат имеющие отношение к предмету сведения о правовых предписаниях, практике их применения, а равно об устоявшихся и пользующихся широким признанием положениях, выработанных в доктринальных исследованиях отечественных ученых. Авторы, разумеется, стремились к тому, чтобы в поле зрения изучающих уголовный процесс оказались качественные и тщательно выверенные нормативные материалы, почерпнутые в первую очередь из Конституции РФ, международных документов и действующего УПК со всеми небывало многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными в него всего лишь за два с половиной года (на 29 июня 2004 г.*(1)) после принятия и введения в действие. Они стремились также к тому, чтобы изучающие получили представление и о законодательстве, смежном и тесно связанном с УПК, а также о соответствующих судебных решениях и относящихся к предмету подзаконных актах, играющих важную роль в регламентации производства по уголовным делам.
Авторы по-прежнему предпочли пользоваться избранными в предыдущих пяти изданиях данного учебника (1996, 1997, 1998, 2000 и начало 2004 гг.) приемами, которые хотя и были в определенной мере отступлением от сложившихся до середины 90-х годов XX столетия традиций в написании учебников по уголовному процессу, но получили положительные отзывы многих читателей. Приемы эти выражаются в ряде положений:
— в подаче исторического материала. Такой материал приведен не только в главе второй учебника, где основные этапы развития российского уголовно-процессуального законодательства изложены в общих чертах. Он есть и во многих других главах и дает представление об эволюции конкретных процессуальных институтов не только в последние десятилетия, но и в дореволюционный период российской истории, преимущественно тот, который начался после судебной реформы 1864 г. В условиях осуществляемой в последние годы судебной реформы будущим юристам нужно знать «наше процессуальное прошлое» хотя бы для того, чтобы иметь представление, насколько новыми и жизнеспособными являются предлагаемые или вводимые корректировки уголовного судопроизводства;
— в изложении сведений об опыте решения конкретных уголовно-процессуальных проблем в зарубежных странах. До недавнего времени вузовские учебники либо не содержали подобного рода сведений, либо ограничивались тем, что в последних главах давали весьма общую информацию по поводу построения уголовного судопроизводства в других странах. Такой ориентации продолжает придерживаться и большинство изданных в наши дни учебников. Однако, как показывает преподавание дисциплины, такая подача материала малоэффективна. Изложение конкретных институтов российского уголовного процесса в сопоставлении с соответствующими институтами, сложившимися в других странах, — на фоне наиболее специфических вариантов их регламентации — имеет бесспорные преимущества. Оно вооружает изучающих предмет данными, которые, как и данные исторического характера, тоже требуются для осмысленного восприятия многого из того, что происходит в ходе современной реформы уголовного судопроизводства;
— в попытке изложить специфику производства в суде присяжных, по делам несовершеннолетних и при назначении наказания в особом порядке не в отдельных главах, а одновременно с характеристикой соответствующих стадий судопроизводства или процессуальных институтов. По замыслу авторов, параллельное изучение, скажем, судебного разбирательства в обычном суде и суде присяжных имеет свои преимущества. Оно стимулирует сравнительный подход к познанию данной стадии и дает более полное представление о ней;
— в разработке и включении в большинство глав схем, которые должны способствовать лучшему усвоению предмета;
— в оснащении каждой из глав специальными разделами, содержащими перечни нормативных источников по соответствующим вопросам. Такие перечни должны будут иметь необходимый методический эффект, а возможно, и практическое применение.
Ждем Ваши отзывы, замечания и предложения.
Нормативный материал в учебнике приведен по состоянию на 25 января 2005 г.

К. Гуценко
январь 2005 г.