§ 3. Современное законодательство о третейском суде в российской Федерации (краткий обзор)

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Современное законодательство о третейском суде в российской Федерации (краткий обзор) |
§ 3. Современное законодательство о третейском суде в российской Федерации (краткий обзор)

Современный период в истории института третейского суда в России начался в 1991-1992 гг.
04.07.1991 г. был принят Закон РФ «Об арбитражном суде», содержавший ст. 7 «Право на обращение в третейский суд и к посреднику». Именно эта единственная статья положила начало созданию правовых основ возрождения в России третейского разбирательства споров из внутреннего торгового оборота. В этой небольшой по объему статье содержались ответы на основные вопросы, связанные с основаниями для передачи споров в третейский суд, с исполнением принимаемых третейскими судами решений.
Закрепленные в ст. 7 Закона РФ «Об арбитражном суде» принципиальные решения о санкционировании государством третейского разбирательства споров при наличии соглашения об этом сторон получили развитие в ст. 157 АПК РФ, введенного в действие с 01.07.1992 г.
В 1992-1993 гг. были приняты 2 нормативных акта о третейском суде:
— Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров (24.06.1992 г.);

— Закон РФ от 07.07.1993 г. «О международном коммерческом арбитраже».
В настоящее время в России действуют 2 закона о третейских судах:
— Федеральный закон от 24.07.2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации»*(305);
— Закон РФ от 07.07.1993 г. «О международном коммерческом арбитраже».
Современное российское законодательство о третейском суде формировалось и, очевидно, будет совершенствоваться под влиянием Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» (далее — Типовой закон)*(306) на основе сближения регламентации организации и деятельности всех третейских судов на базе принципов и норм, предназначенных первоначально для международного коммерческого арбитража.
Типовой закон был задуман и выполнен как призванный послужить базой для гармонизации национального законодательства не только законов о международном коммерческом арбитраже, но и о так называемом «внутреннем» третейском суде. При его разработке был изучен опыт законодательной регламентации третейского разбирательства различных стран мира, принадлежащих к разным правовым системам. Как отмечалось в Записке Секретариата Генеральной Ассамблеи ООН от 25.03.1988 г., Типовой закон приемлем для государств всех регионов мира с различными правовыми и экономическими системами.