2. Столыпинские реформы земельного правопорядка России

| Правовой портал "Правопорядок" | 2. Столыпинские реформы земельного правопорядка России |
2. Столыпинские реформы земельного правопорядка России

Первая земельная реформа в России не принесла эко-номического процветания крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли. Они не соответствовали трудовым силам и потребностям земледельческого населения.
Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала именоваться по имени премьер-министра того времени П.А. Столыпина. Эта реформа, существенно не затрагивая правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 г. были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г. В основе последующих указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г. и Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной). Согласно указам, выход крестьян из общины был поставлен вне зависимости от согласия общества. Каждому домохозяину предоставлялось право требо-вать закрепления за ним надела земли в частную собственность и выделения из общины даже в том случае, если размер этого надела превышал норму, причитающуюся на долю двора в данном сельском обществе на момент выдела.

В тех земельных обществах, в которых в течение 24 лет не было общих переделов, общинный порядок землевладения считался ликвидированным. За отдельными домохозяевами закреплялись в частную собственность находящиеся в их владении участки.
Общество обязывалось выделять землю выходящим из общины крестьянам в одном месте (отруб). Крестьянам разрешалось перенести свои усадьбы и образовать хутор. Были установлены способы удостоверения права собственности крестьян на подворные участки и определен порядок их отчуждения. Был значительно ограничен принцип семейной собственности в крестьянском дворе. Собственниками земли и имущества по указу становились не семья в целом, а глава семьи — домохозяин.
Значительное место в столыпинской реформе отводилось землеустройству. Законом о землеустройстве от 29 мая 1911 г. определялись способы раздела земельных обществ, порядок выдела земли при выходе из общины и преобразование различных форм владения землей при создании отрубов и хуторов. Царское правительство поощряло также переселение крестьян из европейских областей России в поисках свободных земель в Сибирь и на Дальний Восток. Этот процесс происходил неодинаково в различных губерниях России. В районах с наибольшим -расслоением крестьянства, где устанавливались высокие цены на землю, число крестьян, вышедших из общин, было значительно (до 40%). В районах, где цены на землю были низкие, процент хозяйств, вышедших из общин, был незначительным (до 7%). Всего до 1917 г. около 28% крестьянских хозяйств перешло от общинного к подворному владению землей.
В период столыпинской реформы окончательно сложился земельный правопорядок Российской империи, который просуществовал до 1917 г. По правовому режиму земельной фонд России того периода включал:
государственные земли. К ним по закону относились земли, не принадлежащие никому в особенности, т.е. ни частным лицам, ни сословиям лиц, ни дворянскому ведомству, ни установлениям. Таковыми признавались казенные земли, пустопорожние и дикие поля, леса, морские берега, озера, судоходные реки и их берега. Если земли состояли в ведомстве казны, то они именовались также казенными.
Земли, имевшие чисто стратегическое и военное значение (занимаемые крепостями и другими сооружениями), не могли быть предметом товарного оборота, казенные земли могли предоставляться в пользование частным лицам.
Временным правительством в марте 1917 г. удельные и кабинетские земли были включены в состав государственных земель;
монастырские земли. Православному духовенству от-водились лучшие земли в увеличенном размере, Одновременно архиерейским домам и монастырям не запрещалось ‘ приобретать в собственность всякого рода ненаселенные недвижимые имения, как покупкой, так и через дар или завещаиия от частных лиц. Ограничения в праве собственности монастырей и архиерейских дворов были двух видов:
а) запрет на владение или приобретение недвижимых имений;
б) запрет на отчуждение в посторонние руки земельных угодий, отведенных казной. Правовой режим церковных и монастырских земель и источники их образования почти не отличались друг от друга;
майоратские земли. Этот вид землевладения возникал по инициативе царя, который своей властью жаловал имения отдельным преданным ему сановникам на праве майората (потомственного владения). Майоратское владение было недробимым: оно не могло отчуждаться, закладываться или иным путем уменьшаться. Имение в целом переходило только к старшему наследнику. С прекращением наследников мужского пола майоратское имение возвращалось в казну. Законом от 21 октября 1906 г. было разрешено владельцам майоратских имений отчуждать крестьянам за деньги участки из состава этих имений;
частновладельческие земли. До столыпинской реформы данное право принадлежало исключительно дворянам- помещикам. Лишь Указом от 9 ноября 1906 г. субъектом права собственности на надельную землю был признан и крестьянин;
посессионные земли. Субъектами права собственности посессионных земель были владельцы посессионных заводов, имеющих пособие от казны или в людях, или в землях, или в лесах, или в рудниках;
общественные земли. Правовой режим этих земель в законодательстве России не был разработан. В Своде законов Российской империи было дано лишь общее перечисление субъектов права собственности на общественные
земли. Ими признавались города и городские общества: дворянские общества, общества сельских обывателей, земства и земские учреждения.