§ 6. Нарушение правил обращения с источниками повышенной опасности

| Правовой портал "Правопорядок" | § 6. Нарушение правил обращения с источниками повышенной опасности |
§ 6. Нарушение правил обращения с источниками повышенной опасности

Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Объект рассматриваемого преступления (ст. 349 УК РФ) — порядок обращения с оружием и другими предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
Предмет преступления — оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы, взрывчатые или иные вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих. К иным веществам и предметам, представляющим повышенную опасность для окружающих, относятся, например, легковоспламеняющиеся вещества, пиротехнические изделия, химические и отравляющие вещества, взрывоопасные газы и пары и т. п.
Объективная сторона преступления складывается из нарушения правил обращения с перечисленными в законе предметами, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, уничтожение военной техники либо иные тяжкие последствия.
Бланкетный характер анализируемой нормы требует обязательного обращения к нормативным правовым актам, определяющим правила обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих. Эти положения содержатся в воинских уставах, наставлениях, инструкциях, приказах. Для решения вопроса об уголовной ответственности необходимо каждый раз обращаться к этим нормативным правовым актам и устанавливать, какие правила нарушены, в чем это проявилось.

Преступление содержит материальный состав и считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью
IWlUDVJVa, V I 1 IT 1 1 и УТЧ. Villi/1 DUvl 111U11 1 V AI 11114 11 J111 \J V/ 1TCIV 1 V llJlVlin/l
иных тяжких последствий. Иными тяжкими последствиями следует считать причинение имущественного вреда гражданскому населению, экологический вред и т. п.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности. Виновный, нарушая правила обращения с предметами, перечисленными в законе, предвидел возможность причинения указанных в диспозиции данной статьи последствий, но самонадеянно рассчитывал на их предотвращение, либо не предвидел наступление этих последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть данные последствия.
Субъект — военнослужащий, нарушивший указанные правила.
Части 2 и 3 ст. 349 УК РФ предусматривают повышенную ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо гибель двух или более лиц.
Нарушение правил вождения или эксплуатации машин. Объект данного состава преступления (ст. 350 УК РФ) — установленный порядок эксплуатации машин, дополнительный объект — жизнь и здоровье людей.
Объективная сторона преступления состоит из трех обязательных признаков:
1) нарушение правил вождения или эксплуатации самоходных машин;
2) причинение вреда здоровью или жизни человека;
3) причинная связь между допущенными нарушениями и наступившим вредом.
Считается, что понятие «нарушение правил вождения и эксплуатации» в рассматриваемом составе равнозначно такому же понятию в составе ст. 264 УК РФ. Специфика заключается лишь в видах самоходных машин.
Боевая машина — самоходная машина, специально предназначенная для поражения живой цели или военной техники противника (танки, боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортеры и т. п.).
Специальная машина — самоходная машина, оснащенная специальным оборудованием и предназначенная для обеспечения иных задач военной службы: строительных, инженерных,
pv.viwil 1 II Ol/V, iVJL V/O, 1′ 1 Ц 111 1V I\ IIЛ 11 /JJ_/. у 1 lV/p V/J,JJ11 УТЧ. I 1 Ul V IV V/ iVIClI 1AM1U1V liy 111V
ты, радиостанции, строительная техника и т. п.).
Транспортная машина — самоходная машина, предназначенная для транспортировки личного состава, вооружения и другого военного имущества.
В качестве последствий в ст. 350 УК РФ названы тяжкий вред здоровью (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).
Состав — материальный. Преступление окончено с момента наступления указанных последствий.
Субъективнаясторонахарактержзуетсянеосторожнойформой вины в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности. Психологическое содержание вины то же, что и в составе ст. 349 УК РФ.
Субъект — военнослужащий, управляющий машиной либо отвечающий за эксплуатацию машин.
Нарушение правил полетов или подготовки к ним. Объект преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ, — порядок эксплуатации военных летательных аппаратов: самолетов, вертолетов, дирижаблей и т. п., дополнительный объект — жизнь и здоровье людей.
Объективная сторона преступления состоит из трех обязательных признаков:
1) нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов;
2) последствия в виде смерти человека или иных тяжких последствий;
3) причинная связь между указанными нарушениями и наступившими последствиями.
Правила эксплуатации военных летательных аппаратов регламентируются Воздушным кодексом РФ, Наставлениями по производству полетов авиации Вооруженных Сил, Наставлениями по инженерноавиационной службе, по штурманской службе и др. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо выяснить, какие правила нарушены, в чем проявилось нарушение, состоит ли оно в причинной связи с наступившими последствиями.
Состав — материальный, преступление считается оконченным с момента наступления смерти человека или иных тяжких последствий. Под иными тяжкими последствиями следует понимать разрушение или утрату летательного аппарата, разрушени или повреждение зданий, сооружений, вред здоровью значи тельного числа людей и т. п.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосто рожной формой вины в виде преступного легкомыслия или пре ступной небрежности. Психологическое содержание вины ана логично, что и в составе ст. 349 УК РФ.
Субъект — военнослужащий, в обязанности которого входи ло руководство полетом, его выполнение или подготовка.
Нарушение правил кораблевождения. Объект преступления предусмотренного ст. 352 УК РФ, — порядок эксплуатации во енных кораблей: боевых (надводных и подводных) и вспомога тельных.
Объективная сторона преступления складывается из тре: признаков:
1) нарушение правил вождения или эксплуатации военны: кораблей;
2) последствия в виде смерти человека или иных тяжких по следствий;
3) причинная связь между допущенными нарушениями i наступившими последствиями.
Правила вождения и эксплуатации военных кораблей регла ментируются Корабельным уставом ВоенноМорского Флота другими наставлениями, инструкциями и приказами. Посколь ку норма бланкетная, следует устанавливать, какие правила бы ли нарушены, в чем конкретно это проявилось, имеется лг причинная связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями.
Состав — материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления смерти хотя бы одного человек; либо наступления иных тяжких последствий. Под иными тяжкими последствиями следует понимать кораблекрушение, повреждение морских, портовых сооружений, вред здоровью значительного числа людей и т. п.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Ее психологическое содержание аналогично состав} ст. 349 УК РФ.
Субъект — командир корабля и иные военнослужащие, i обязанности которых входило соблюдение правил вождения г эксплуатации военного корабля.
ным объектом рассматриваемого преступления (ст. 345 УК РФ) выступает установленный Корабельным уставом ВоенноМорского Флота РФ порядок воинских отношений в случае катастроф и аварий.
Преступление представляет собой двухсубъектный состав: оставление погибающего корабля командиром и оставление погибающего корабля членом экипажа. Поэтому имеет смысл рассмотреть элементы состава раздельно к каждому субъекту.
Объективная сторона выражается в оставлении погибающего корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности.
В Корабельном уставе ВоенноМорского Флота РФ предусмотрены служебные обязанности командира и личного состава в случае катастроф и аварий. Прежде всего должны приниматься все меры по спасению корабля. Убедившись, что спасти корабль невозможно, командир должен принять меры к его организованному оставлению. Командир покидает корабль последним. Не исполнив до конца (полностью или частично) перечисленные служебные обязанности и оставив корабль, командир совершает преступление, предусмотренное ст. 345 УК РФ.
Состав преступления — формальный. Оконченным оно считается с момента оставления командиром погибающего корабля при установлении, что он полностью или частично не выполнил свои служебные обязанности.
Необходимым условием привлечения командира к уголовной ответственности является решение вопроса, имел ли он возможность выполнить свои служебные обязанности.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознает, что, покидая погибающий военный корабль, он не выполнил до конца свои служебные обязанности, и желает покинуть корабль. Мотивы и цели на квалификацию не влияют, но могут быть учтены при назначении наказания. Установление неосторожной формы вины исключает уголовную ответственность за данное преступление.
Объективная сторона преступления, совершенного членами экипажа, выражается в оставлении ими погибающего корабля без надлежащего на то разрешения командира.
Ж VW^MV VV 1U1 1U111 J v 1 Я17 JJ VV1111V lliVjy V1VV1 f^lVlH J. J VI VIA A llly^ A Jt.
вает, что первыми с корабля эвакуируются больные, женщин] и дети, затем — военнослужащие, не используемые в борьбе аварией. Порядок эвакуации людей определяется командиром учетом возникшей обстановки. Оставление погибающего ко рабля без специального разрешения командира влечет уголоЕ ную ответственность.
Состав преступления также формальный. Преступление буде оконченным с момента оставления погибающего военного ко рабля.
Субъективная сторона — прямой умысел. Виновный сознает что при отсутствии надлежащего распоряжения командира ос тавляет погибающий корабль, и желает этого. Неосторожна форма вины исключает уголовную ответственность. Мотивы ] цели могут быть учтены при избрании меры наказания.
Субъект — военнослужащий из состава команды корабля.