§ 1. Понятие, предмет и метод уголовного права

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие, предмет и метод уголовного права |
§ 1. Понятие, предмет и метод уголовного права

Уголовное право Российской Федерации — это система юридических норм, принятых высшими органами государственной власти, которые определяют, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями и устанавливают виды наказаний и иные меры уголовно-правового воздействия за совершение преступлений, а также основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Уголовное право — это самостоятельная отрасль российского права. Оно обладает всеми признаками, свойственными праву в целом: представляет систему юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, выражающую возведенную в закон волю всего народа; выступает регулятором общественных отношений; обеспечивает их соблюдение принудительной силой государства. Вместе с тем, уголовному праву свойственны специфические признаки, которые отражают его особенности и служат основанием для выделения его в самостоятельную отрасль права, а также критерием отграничения от других отраслей права. Такими специфическими признаками являются:

а) предмет правового регулирования, т.е. общественные отношения, возникающие между лицом, совершившим преступление, и государством в лице органов, осуществляющих правосудие в связи с совершением преступления;
б) метод правового регулирования этих отношений, характеризующийся тем, что за нарушение запрета, установленного уголовно-правовой нормой, как правило, следует уголовное наказание, применяемое судом от имени государства (такая форма реагирования на правонарушения присуща только уголовному праву и применение уголовного наказания осуществляется в рамках строгой судебной процедуры);
в) функции уголовного права, т.е. назначение уголовного права в обществе, определяемое теми специфическими задачами, которые решает данная отрасль в системе российского права.
Рассмотрим более подробно названные признаки.
Предметом уголовного права (уголовно-правового регулирования) являются особые общественные отношения, возникающие в связи с определенным юридическим фактом — совершением преступления, т.е. общественно опасного деяния, причиняющего или способного причинить существенный вред охраняемому законом объекту. Эти общественные отношения, регулируемые нормами уголовного права, носят название уголовно-правовых отношений.
Как и любое правоотношение, уголовно-правовое отношение обладает специфической структурой, которая складывается из объекта (предмета), субъектов и содержания.
Объектом уголовного правоотношения являются фактические отношения (деятельность субъектов), складывающиеся между субъектами по реализации уголовной ответственности и наказания (уголовно-правовая оценка; привлечение к уголовной ответственности; назначение и исполнение наказания; освобождение от уголовной ответственности и наказания; погашение и снятие судимости).
Субъектами уголовного правоотношения выступают: с одной стороны — государство в лице органов, компетентных осуществлять правосудие (органы уголовной юстиции); с другой — лицо, совершившее преступление.
Содержание уголовно-правового отношения определяется комплексом прав и обязанностей, которыми уголовный закон наделяет субъектов уголовного правоотношения в связи с реализацией уголовной ответственности.
Сущность прав и обязанностей субъектов уголовно-правового отношения заключается в следующем:
– государство в лице органов правосудия в случае совершения лицом преступления имеет право и обязано в установленном законом порядке привлечь это лицо к уголовной ответственности и подвергнуть виновного предусмотренному уголовным законом наказанию. Общей обязанностью государства (односторонней) является обеспечение эффективной работы органов правосудия с тем, чтобы ни один виновный в совершении преступления не избежал ответственности и ни один невиновный не был привлечен к таковой (хотя это выходит за рамки конкретного правоотношения);
– лицо, совершившее преступление, обязано понести уголовную ответственность и наказание и имеет право подвергнуться уголовной ответственности и наказанию на основании и в пределах уголовного закона, который им нарушен, т.е.:
а) нести ответственность только за то деяние, которое он совершил;
б) этому деянию должна быть дана правильная уголовно-правовая оценка;
в) мера наказания должна соответствовать тяжести совершенного преступления и не должна превышать установленный законом максимальный предел санкции статьи.
Юридическим фактом, определяющим возникновение уголовного правоотношения, является совершение преступления. Поскольку ни суд, ни органы следствия не создают никаких уголовно-правовых отношений, а лишь констатируют их наличие в процессуальных документах, поэтому считается, что моментом возникновения уголовного правоотношения является момент совершения преступления.
Реализация уголовно-правового отношения определяется реализацией прав и обязанностей его субъектов (например, отбытием наказания), а прекращение связано с погашением или снятием судимости.
Специфической формой реализации уголовного правоотношения является привлечение лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности или освобождение от нее. В совокупности с другими юридическими средствами, с помощью которых уголовное право охраняет различные общественные отношения, уголовная ответственность определяет метод уголовно-правового регулирования, а последний, в свою очередь, — режим работы механизма уголовно-правового регулирования, и имеет следующие специфические признаки.
1. Неравенство сторон — субъектов уголовно-правового отношения. Возникновение, изменение и прекращение уголовно-правового отношения происходит в одностороннем порядке от государства к преступнику. Отдельные авторы в связи с этим именуют уголовные правоотношения властеотношениями.
2. Уголовно-правовые отношения как и другие правоотношения являются волевыми, однако воля участников уголовного правоотношения не отличается согласованностью, напротив, она направлена на достижение противоположных целей. Государство, выражая волю всего народа, ставит препятствия на пути достижения целей, которые преследует преступник. Поэтому для возникновения и прекращения уголовно-правового правоотношения не требуется согласия обоих субъектов (во всяком случае уголовно-правовое отношение не зависит от воли преступника). Исключение составляют лишь дела так называемого частного обвинения, когда уголовное дело возбуждается по жалобе потерпевшего.
3. Конфликт между субъектами уголовно-правового отношения в связи с совершением преступления разрешается судебно-следственными органами в порядке уголовного преследования, осуществляемого специальными органами уголовной юстиции (т.е. судебному разбирательству предшествует предварительное расследование).
4. За нарушение уголовно-правового запрета уголовный закон предусматривает применение наиболее суровой меры государственного принуждения — уголовного наказания. При установлении юридического факта — совершения преступления-реализация прав и обязанностей субъектов осуществляются в строго определенном, регламентируемом уголовно-процессуальным законом порядке и строго определенными органами.
Совокупность рассматриваемых выше признаков дает полное представление о сложившейся в теории и на практике концепции уголовного регулирования общественных отношений. Вместе с тем, в литературе отмечается, что такой подход к определению уголовно-правового регулирования недостаточен. Прежде всего уголовно-правовой охранительный механизм не в состоянии реализовать охранительную функцию в полном объеме. Практика борьбы с преступностью показывает, что он не охватывает всю совокупность совершаемых преступлений. Во-первых, существует значительное число латентных, а также нераскрытых преступлений. Во-вторых, как показывают криминологические исследования, такие формы преступности, как экономическая, экологическая, организованная и другие являются неотъемлемой частью общества, обусловлены социальными противоречиями общественного развития. Поэтому возможности охранительного воздействия уголовного закона на общественные отношения в борьбе с преступностью ограничены ее социальной природой. В итоге в обществе возникает особый криминогенный комплекс — сеть негативных уголовно-правовых отношений между государством и гражданами, преступившими уголовный закон, где граждане являются носителями уголовно-правовой обязанности, а государство не в состоянии реализовать свое право возложить на них уголовную ответственность и наказание.
С другой стороны, охранительный механизм регулирует поведение узкого круга лиц — субъектов уголовного правоотношения в процессе реализации уголовной ответственности, т.е. преступников и должностных лиц государственных органов. Соответственно в этом механизме «работает» только санкция уголовно-правовой нормы. Диспозиция этой нормы является лишь средством определения санкции и имеет своим адресатом прежде всего правоохранительные органы. Правомерное же поведение граждан как результат соблюдения уголовного закона по существу остается вне уголовно-правового регулирования.
Поэтому одной из важных методологических предпосылок изучения роли уголовного права в регулировании поведения людей — участников общественных отношений — является концепция уголовно-правового общерегулятивного правоотношения. Согласно этой концепции, реализация абсолютных (субъективных) прав и юридических обязанностей, предусмотренных нормами уголовного права, осуществляется посредством регулятивных правоотношений, складывающихся между государством и гражданами по поводу правомерного (с точки зрения уголовного права) поведения.По мнению сторонников указанного подхода, регулятивные уголовно-правовые отношения возникают с наступлением типичных, конкретных, юридически значимых ситуаций (юридических фактов), предусмотренных гипотезой уголовно-правовой нормы. В реализации регулятивного отношения особую роль играет уголовно-правовая ответственность в позитивном ее аспекте. В случае нарушения уголовно-правовой обязанности поступать правомерно возникает охранительное уголовно-правовое отношение, которое реализуется посредством уголовной ответственности в негативном ее аспекте.
В целом поддерживая изложенную концепцию регулятивных уголовно-правовых отношений, следует отметить отдельные ее недостатки методологического характера. Во-первых, ее авторы расширяют предмет уголовно-правового регулирования общественными отношениями, складывающимися в сфере борьбы с преступностью. Обосновывается это тем, что борьба с преступностью — специфический вид государственно-общественной деятельности, формирующий особую сферу объективно необходимых общественных отношений, направленных на преодоление преступности в стране путем ее предупреждения, контроля, выявления и решительного искоренения. Опираясь на этот факт, В.С. Прохоров утверждает, что предмет уголовно-правового регулирования составляют складывающиеся в сфере борьбы с преступностью общественные отношения, которые функционируют в самых разнообразных областях общественной жизни. Регулируя эти общественные отношения, уголовное право тем самым предупреждает совершение общественно опасных посягательств на общественные отношения, а в случае совершения преступления восстанавливает порядок, структуру и организацию нарушенных общественных отношений. Отсюда целью уголовно-правового регулирования и ее результатом является общее предупреждение преступлений, которое, по его мнению, достигается путем наделения субъектов уголовного права в конкретных жизненных ситуациях корреспондирующими друг другу правами и обязанностями.
Прежде всего сфера борьбы с преступностью включает в себя деятельность самых различных государственных и общественных органов и организаций, которые осуществляют самые разнообразные функции как правового, так и профилактического характера. Естественно, уголовное право не может урегулировать все общественные отношения, складывающиеся по поводу этой деятельности. С другой стороны, уголовно-правовая деятельность в сфере борьбы с преступностью является лишь узкой частью предмета уголовно-правового регулирования. Соответственно целью уголовно-правового регулирования является не столько предупреждение преступлений, сколько позитивное регулирование самых различных общественных отношений, складывающихся в материальной, идеологической, правовой и других сферах жизни общества.
Во-вторых, уголовно-правовое предупреждение является, на наш взгляд, не целью, а специфическим методом уголовно-правового регулирования. Специально-предупредительное (охранительное) регулирование поведения начинается, по нашему мнению, не в ситуации, когда лицо имеет возможность поступить противоправно, (как считает В.С. Прохоров), а после принятия решения о совершении преступления на стадиях приготовления и покушения на преступление. Юридическими средствами регулирования здесь выступают два типа норм: нормы, имеющие санкцию (их предупредительное воздействие усиливается нормами, дифференцирующими наказание в зависимости от степени общественной опасности преступления) и нормами, предусматривающими освобождение от уголовной ответственности или ее смягчение (ст. 31 УК РФ и др.). До этого этапа генезиса преступного поведения осуществляется позитивное регулирование поведения путем наделения участников общественных отношений правами и обязанностями уголовно-правового характера (без дифференциации нормы-запрета по характеру и степени общественной опасности).
В-третьих, современные достижения в области социологии права, общей теории права, социальной психологии показывают, что проблема правового регулирования не может сводиться к взаимодействию специфически юридических элементов: правовых норм, правоотношений, юридической ответственности. Такой механизм не может обеспечить эффективного правового регулирования общественных отношений, поскольку указанные элементы сами по себе не «работают». Их приводят в движение субъективные элементы механизма правового регулирования, в числе которых особое место занимает правосознание. Объясняется это следующим. Уголовно-правовая норма, устанавливая субъективные права и юридические обязанности участников общественных отношений, определяет возникновение уголовно-правового отношения, его изменение и прекращение. Непосредственная же реализация прав и обязанностей осуществляется через сознательную деятельность субъектов уголовного правоотношения. Если субъект не способен воспринять требование уголовно-правовой нормы, то ни норма, ни, тем более, правоотношение не в состоянии обеспечить правомерное поведение субъекта. С другой стороны, субъект может хорошо усвоить требования уголовного закона, однако по тем или иным причинам сознательно не выполнять уголовно-правовые обязанности, равно как и не воспользоваться предоставленным ему правом (например, правом обоснованного риска).
Применительно к уголовному праву проблема реализации прав и обязанностей субъектов уголовно-правового отношения осложняется тем, что стороны находятся в конфликтной связи (что характерно для обоих типов уголовного правоотношения). Часть граждан негативно относится к уголовно-правовым запретам и государству в лице правоохранительных органов либо не верят в цели и эффективность их деятельности (способность защитить их гражданские права и обеспечить правопорядок). В свою очередь работники правоохранительных органов, осуществляя уголовное преследование лиц, нарушивших уголовный закон, большей частью негативно относятся к этой категории граждан, не верят в возможность их исправления и на этой основе допускают нарушения законности в отношении граждан, соблюдающих закон. Таким образом, уголовно-правовое регулирование осуществляется в условиях противоборства участников уголовно-правовых отношений (что наиболее характерно для охранительных правоотношений). Это существенно ослабляет регулятивную функцию уголовного права, снижает его эффективность. Соответственно одним из путей повышения эффективности правового регулирования является формирование правосознания субъектов общерегулятивных уголовно-правовых отношений.