§ 10. Международные органы по защите прав человека

| Правовой портал "Правопорядок" | § 10. Международные органы по защите прав человека |
§ 10. Международные органы по защите прав человека

Конституции РФ (ч. 3 ст. 46) гласит: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». О каких органах идет речь?
Международные органы по обеспечению и защите прав человека (далее комитеты по правам человека) создаются в соответствии с положениями соответствующих конвенций.
Комитеты по правам человека состоят из экспертов, действующих в личном качестве. В их состав входят граждане участвующих в договоре государств, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. При этом в составе комитета не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены комитетов избираются государствами-участниками договора (обычно на четыре года) на специально созываемом (как правило, Генеральным секретарем ООН) заседании.
В компетенцию международных органов по защите прав человека входит рассмотрение:

1) докладов государств — участников договора о принимаемых ими законодательных, административных и иных мерах по претворению в жизнь обязательств, зафиксированных в договоре;
2) сообщений государств — участников договора о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по данному договору;
3) индивидуальных петиций лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, зафиксированное в соответствующем договоре, было нарушено, и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты. Данным правомочием наделены: Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и некоторые другие международные органы.
Процедура рассмотрения индивидуальных петиций в общем одинакова для большинства комитетов.
Получив сообщение о нарушении каким-либо государством прав индивида, предусмотренных в международном договоре, комитет должен убедится, что:
этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;
лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты (данное правило не действует, когда применение таких средств неоправдано затягивается).
Комитет вправе признать неприемлемым любое сообщение, которое является анонимным или несовместимо с положениями договора.
Признав петицию приемлемой, комитет уведомляет соответствующее государство, которое в течение определенного срока представляет письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и любые принятые им меры. Комитет в закрытом заседании исследует сообщение лица, объяснения государства и сообщает свои соображения обеим сторонам.
Решения комитетов по индивидуальным жалобам юридически необязательны, однако государства выполняют их добровольно, восстанавливают нарушенные права личности и приводят свое законодательство и правоприменительную практику в соответствие с меж-дународно-правовыми нормами.
Европейская комиссия по правам человека
В 1996 г. РФ стала членом Совета Европы. Участие в Совете предполагает присоединение к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.* В соответствии с Конвенцией создана Европейская комиссия по правам человека. Комиссия правомочна рассматривать петиции от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством изложенных в Конвен-ции прав. При этом должны быть исчерпаны внутренние средства правовой защиты. Комиссия изучает петицию и проводит расследование, по результатам которого составляется доклад. При неурегулированности вопроса Комиссия передает материалы в Комитет министров Совета Европы, решение которого является для государства обязательно.
__________________________________________________________________________
* Россия ратифицировала эту Конвенцию и Протоколы к ней 30 марта 1998 г. (Российская газета. 1998. 7 апреля).

Государство и лица, подавшие петицию, а также Комиссия вправе передать дело в Европейский суд по правам человека.
Комитет по правам человека
Комитет по правам человека создан в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и Факультативным протоколом к этому Пакту (вступил в силу для России с 1 января 1992 г.). Комитет состоит из восемнадцати экспертов, кворум образует присутствие двенадцати членов Комитета, а постановления Комитета принимаются большинством голосов присутствующих членов.
Согласно Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., государство — участник Пакта, которое становится и участником Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, перечисленное в Пакте, было нарушено и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты.
Получив сообщение, Комитет уведомляет соответствующее государство, которое в течение шести месяцев представляет Комитету письменные объяснения.
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам учрежден в соответствии с решением Экономического и Социального Совета ООН в 1985 г. Комитет осуществляет наблюдение за выполнением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и состоит из 18 экспертов.
Комитет по ликвидации расовой дискриминации
Комитет образован в соответствии с нормами Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. Комитет состоит из 18 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и беспристрастностью и действующих в личном качестве. Комитет:
рассматривает регулярно предоставляемые государствами доклады о принятых ими законодательных, административных и иных мерах по выполнению положений Конвенции;
заявления государств-участников Конвенции, что другое государство не выполняет положений Конвенции.
Кроме того, любое государство — участник Конвенции может заявить, что оно признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником каких-либо прав, изложенных в Конвенции.
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин создан на основе Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Комитет состоит из 23 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и действующих в личном качестве.
Комитет рассматривает регулярно предоставляемые государствами-участниками доклады о законодательных, административных и судебных мерах по выполнению положений Конвенции. Комитет не наделен полномочиями рассматривать индивидуальные петиции.
Комитет против пыток
Комитет против пыток учрежден в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Комитет состоит из десяти экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека и выступающих в личном качестве. Комитет правомочен получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, ко-торые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений Конвенции, или сообщения такого рода, поступающие от их имени.
Комитет по правам ребенка
Комитет по правам ребенка учрежден в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Он состоит из десяти экспертов, действующих в личном качестве и обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетенцией в области прав человека.
Комитет рассматривает регулярно предоставляемые доклады государств — участников Конвенции о мерах по обеспечению прав детей и информирует об этом Экономический и Социальный Совет ООН. Комитет не рассматривает индивидуальные петиции.
Комиссия по правам человека
Комиссия по правам человека создана в соответствии с Уставом СНГ 1993 г. и Положением об этой комиссии 1993 г. Комиссия рассматривает письменные сообщения государств Содружества о нарушениях прав человека. Комиссия также правомочна рассматривать индивидуальные петиции (см. также Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.).
Давая согласие на юридическую обязательность договоров о правах человека, СССР, как правило, делал оговорки о непризнании компетенции международных органов рассматривать сообщения о нарушении нашим государством обязательств по соответствующим конвенциям. В 1991 г. наше государство сняло оговорки к некоторым договорам о правах человека.

Документы и литература
Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.) // СДД СССР. Вып. XVII-XVIII. М., 1960. С. 274—276.
Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г. // Ведомости СССР. 1969. № 13. Ст. 279.
Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. // Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Там же.
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. // Ведомости СССР. 1954. № 12. Ст. 244.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // ГиП. 1993. № 4. С. 37—53.
Протоколы NN 1, 2, 4, 6, 7, 9,10,11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2.
Конвенция о политических правах женщин 1953 г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957. С. 290—294.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1953 г. // СМД СССР. Вып. XXXVII. М., 1983. С. 26—36.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 г. // Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. // Права человека. Сборник документов. М., 1990.
Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сборник документов / Сост. П.Н. Бирюков и В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. // Ведомости СССР. 1969. № 25. Ст. 219.
Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXII. М., 1978. С. 58—63.
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. // Ведомости СССР. 1987. № 45. Ст. 747.
Конвенция о правах ребенка 1989 г. // Международная защита прав человека. Сборник документов. М.,1990.
Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчи-кова. Т. 2. С. 162—173.
Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 г. // Там же. С. 173—180.
Хельсинкские решения СБСЕ 1992 г. // Там же. С. 180—184.
Будапештское решение СБСЕ 1994 г. // Там же. С. 184—188.
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. // СЗ. 1995. № 45.
Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств — участников СНГ 1996 г. // Российская газета. 1996.16 марта.
Закон Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 6 февраля 1995 г. // ВВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243; СЗ РФ. 1995. № 7. Ст. 496.
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации // ВВС РФ. 1992. № 17. Ст. 952; САПП РФ. 1994. № 4. Ст. 302.
Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 1997 г. // СЗ. 1997. № 9. Ст. 1011.
Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Утверждено Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. // Российская газета. 1997. 29 июля.
Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 1996.
Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы (правовые проблемы) // ГиП. 1995. № 5. С. 39—47.
Бирюков П.Н. Роль международно-правовых и внутригосударственных норм в обеспечении «права на правовую защиту» // Правоведение. 1992. № 6.
Брусницын Л.В. Международно-правовые и конституционные основы обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию // ГиП. 1996. № 3. С. 100—110.
Галенская Л.Н. Право убежища. М., 1968.
Зенгер А. Права человека и контроль за их осуществлением в международной организации труда // СГиП. 1991. № 10.
Иванов С.А. МОТ: контроль за применением международных норм о труде и его проблемы // ГиП. 1997. № 7. С. 17—25.
Игитова И.В. Механизм реализации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // ГиП. 1997. № 1. С. 76—83.
Карташкин В.А. Международная защита прав человека. М., 1985.
Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.,1995.
Козулин А.И. Об источниках прав человека // ГиП. 1994. № 2.
Кочарян В.В. Национальные меньшинства и их защита в международном праве // Правоведение.1995.№ 2.
Курс международного права. В 7 т. Т. 3. М., 1990. Т. 4. М., 1991; Т. 6. М., 1993.
Кучин М.В. Вопросы гражданства: соотношение договорного и законодательного регулирования в рамках Содружества Независимых Государств//Правоведение. 1992. №5.
Малинин С.А. Человеческое измерение как обязательный компонент всеобъемлющего подхода к международной безопасности // Правоведение. 1994. № 3.
Манов Б.Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека. М., 1986.
Мелешников А.В. Права человека и международно-правовая ответственность за их нарушение // ГиП. 1992. № 3.
Мовчан АЛ. Права человека и международные отношения. М., 1982.
Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
Потапов В.И. Беженцы и международное право. М., 1986.
Пунжин С.М. Проблема защиты прав меньшинств в международном праве// ГиП. 1992. №8.
Рисдал Р. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе // ГиП. 1993. № 4. С.29—36.
Российское законодательство и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // ГиП. 1997. № 5. С. 92—100.
Тузмухамедов Р.А. Национальные меньшинства под защитой международного права // ГиП. 1996. № 2. С. 109—119.
Чеботарева А.С. Защита прав женщин в Европейском союзе // ГиП. 1995. № 2. С. 88—96.
Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М.,
1992.