Статья 108. Заключение под стражу

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 108. Заключение под стражу |
Статья 108. Заключение под стражу

1. Среди мер пресечения заключение под стражу является самой строгой мерой, поскольку в максимальных пределах ограничивает права, свободы и личную неприкосновенность человека и гражданина.
В целях сужения пределов применения содержания под стражей ч. 3 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.) (Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 291) закрепила правило, согласно которому содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение из-под стражи может ставиться в зависимость от предоставления гарантий явки в суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии, а также для исполнения приговора. Поэтому в ст. 22 Конституции и в комментируемой статье установлены жесткие механизмы и точные основания применения названной меры пресечения на всех стадиях уголовного процесса: заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. А в постановлении судьи, как на это теперь специально указано в ч. 1 комментируемой статьи, должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых принято решение.

Для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу закон выдвигает особое условие — оно применяется по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения другой, более мягкой меры пресечения, которая не в состоянии обеспечить надлежащее поведение обвиняемого и его явку в орган дознания, к следователю или в суд (см. коммент. к ст. 97).
2. Материально-правовым основанием для заключения под стражу является совокупность доказательств, одни из которых уличают обвиняемого, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, а другие — указывают на необходимость временной изоляции лица от общества в интересах судопроизводства.
3. Превентивная цель заключения под стражу — предупредить сокрытие обвиняемого от следствия и суда, пресечь его попытки иным путем воспрепятствовать предварительному расследованию и разбирательству дела, совершить новое преступление. Неприменение или несвоевременное применение заключения под стражу к лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления, может повлечь безнаказанность виновных, а также опасный или особо опасный рецидив преступлений.
4. В исключительных случаях подозреваемый, обвиняемый может быть заключен под стражу и за совершение преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, но при наличии одного из перечисленных обстоятельств: 1) он не имеет постоянного места жительства на территории РФ; 2) его личность не установлена; 3) он нарушил ранее избранную ему меру пресечения; 4) скрылся от органов предварительного расследования или суда. Как видно из содержания комментируемой статьи, перечень обстоятельств, дающих основание для заключения под стражу обвиняемого (подозреваемого) является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Для решения вопроса об избрании этой меры пресечения к лицу, совершившему преступление, за которое установлено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, достаточно одного из перечисленных оснований. В случае, если в деле имеются данные, указывающие на наличие всех названных обстоятельств, следователь, прокурор, дознаватель, а затем и суд вправе в своем постановлении о заключении под стражу перечислить каждое из них.
5. Самые жесткие основания, пределы и правила заключения под стражу установлены для несовершеннолетних, что в полной мере согласуется со ст. 13 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (29 ноября 1985 г.). В ней закреплено требование о том, что заключение под стражу до суда должно применяться лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени. Содержание под стражей до суда по возможности заменяется другими альтернативными мерами, такими как постоянный присмотр в семье или воспитательном детском учреждении.
Не случайно поэтому в комментируемой статье закреплено правило о том, что к несовершеннолетнему обвиняемому (подозреваемому) мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена в случаях: 1) если он подозревается (обвиняется) в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание, не превышающее десяти лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК); 2) если он подозревается или обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, за которое установлено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК).
В исключительных случаях (с учетом характера и объема обвинения, степени и формы вины, обстоятельств, отягчающих ответственность, и т.п.) в отношении несовершеннолетнего может быть избрана эта мера пресечения и тогда, когда он подозревается или обвиняется в совершении преступления средней тяжести, за которое наказание не превышает пяти лет лишения свободы (ч. 3 ст. 15 УК).
6. Поскольку заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется только по судебному решению, то в комментируемой статье установлены правила и процедуры ее избрания как на досудебной стадии, так и при разбирательстве уголовного дела в суде.
7. В постановлении о возбуждении ходатайства указываются основания и мотивы, которые диктуют необходимость заключения обвиняемого (подозреваемого) под стражу, а также излагаются обстоятельства, в силу которых невозможно избрать более мягкую меру пресечения. Материалы дела, подтверждающие обоснованность такого ходатайства, прилагаются к постановлению и без промедления направляются в суд.
В случае, если такое ходатайство возбуждается в отношении лица, задержанного на основании и в порядке, указанном в законе (см. коммент. к ст. 91-92), то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.
Закон не возлагает на дознавателя, следователя или прокурора обязанность уведомлять потерпевшего, обвиняемого о возбуждении такого ходатайства.
8. В комментируемой статье регламентирован особый порядок рассмотрения ходатайств дознавателя, следователя или прокурора о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу. В данном случае не применяются правила рассмотрения ходатайств, заявленных иными участниками процесса (см. коммент. к ст. 119-122).
Мотивированное постановление о возбуждении ходатайства об избрании такой меры пресечения и приложенные к нему материалы в обязательном порядке рассматриваются единолично судьей районного или военного суда соответствующего уровня. В его рассмотрении участвуют: обвиняемый (подозреваемый), прокурор, а также защитник, если он участвует в уголовном деле.
Закон не требует обязательного участия в суде следователя или дознавателя, возбудившего такое ходатайство. Следователь (дознаватель) может и не участвовать в суде, если прокурор не обяжет его явиться в суд и по его поручению обосновать возбужденное ходатайство.
В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск.
Постановление и материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства, рассматриваются по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 12 часов с момента их поступления в суд.
Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления по основаниям, указанным в ст. 91-92 УПК, обязательно доставляется в судебное заседание под конвоем.
При рассмотрении ходатайства в судебном заседании вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).
О месте и времени рассмотрения указанного ходатайства заблаговременно уведомляются прокурор, обвиняемый, подозреваемый, его законный представитель, а также защитник, если он участвует в деле. Их неявка без уважительных причин не служит препятствием для рассмотрения ходатайства и принятия соответствующего решения суда.
9. В ходе рассмотрения ходатайства в суде соблюдаются установленные ч. 6 комментируемой статьи процедуры.
10. В результате рассмотрения ходатайства судья имеет право вынести одно из постановлений, предусмотренных п. 1-3 ч. 7 комментируемой статьи. Следует обратить особое внимание на то, что в соответствии с новыми правилами, закрепленными в п. 3 ч. 7 данной статьи, суд выносит постановление не об отложении принятия решения по ходатайству стороны обвинения, а о продлении срока задержания лица по подозрению в совершении преступления. Продление же срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Суд обязан указать в данном постановлении дату и время, до которых продлевается срок задержания подозреваемого.
11. Постановление судьи должно быть мотивированным. Оно направляется лицу, возбудившему данное ходатайство, и прокурору для немедленного исполнения, вручается обвиняемому (подозреваемому) и направляется в место его содержания, если он не участвовал в судебном заседании.
12. После вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения повторное обращение следователя, дознавателя или прокурора в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же делу возможно только в случае возникновения новых обстоятельств (доказательств), подтверждающих необходимость заключения под стражу подозреваемого (обвиняемого).
Согласно проведенной в конце 2003 г. модернизации УПК комментируемая статья была дополнена ч. 7.1, предусмотревшей, что судья, отказывая в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, теперь вправе по собственной инициативе избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога или домашнего ареста.
13. В случае, если вопрос о заключении под стражу подсудимого возникает в ходе судебного разбирательства, суд по ходатайству стороны обвинения или по собственной инициативе в совещательной комнате принимает соответствующее решение, о чем выносит отдельное определение или постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании (см. коммент. к ст. 255-256).
14. Постановление судьи о заключении под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке обвиняемым (подозреваемым), его защитником, законным представителем, а также прокурором в течение 3 суток со дня его принятия. По жалобе или представлению прокурора в срок не позднее чем через 3 суток со дня их поступления суд кассационной инстанции принимает решение, которое может быть обжаловано в порядке надзора по общим правилам.
15. В комментируемой статье содержится обязательное требование о том, что следователь, дознаватель, прокурор, а также судья, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет близких родственников, а при их отсутствии — родственников, состоящих в родстве с обвиняемым (подозреваемым), о месте содержания его под стражей.
Такое уведомление незамедлительно направляется также командованию воинской части, если под стражу заключен военнослужащий или военнообязанный, призванный на военные сборы.
16. В случае, если у заключенного под стражу подозреваемого (обвиняемого) остаются без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постоянном уходе, следователь, дознаватель обязан принять меры по передаче их на попечение родственников или близких лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения. При этом следователь, дознаватель принимает меры по обеспечению сохранности жилища и имущества лица, задержанного или заключенного под стражу, о чем письменно или иным путем уведомляет его (см. коммент. к ст. 160).
17. В законе закреплены особые правила принятия судебного решения о заключении под стражу некоторых категорий лиц в связи с характером выполняемых ими ответственных государственных функций. Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу (кроме задержания на месте преступления) в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы ФС РФ, федерального судьи и других лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК, до возбуждения против них уголовного дела и получения согласия на привлечение в качестве обвиняемого, производится по особым правилам (см. коммент. к ст. 448). При этом существенно, что судебное решение об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы ФС РФ не подлежит исполнению до получения согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы ФС РФ.
18. Знаменательно, что законодатель счел возможным дополнить комментируемую статью ч. 13, в которой указал на недопустимость возложения полномочий, предусмотренных этой статьей, на одного и того же судью на постоянной основе. Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда согласно принципу распределения уголовных дел.
19. В ч. 14 комментируемой статьи специально указано, что на обвиняемого, содержащегося под стражей, в полном объеме распространяются все требования ч. 1 и 2 ст. 95 УПК (см. коммент. к этой статье).