2.1. Адвокатура России в период до судебной реформы 1864 г.

| Правовой портал "Правопорядок" | 2.1. Адвокатура России в период до судебной реформы 1864 г. |
2.1. Адвокатура России в период до судебной реформы 1864 г.

Впервые о поверенных (праобраз современного адвоката) в письменной форме упоминается в Псковской и Новгородских судных грамотах (законодательные, акты XV в.), По Псковской грамоте услугами поверенных могли воспользоваться женщины, старики, инвалиды и монахи.
Облеченные властью не могли быть поверенными (уже тогда адвокат не мог состоять на государственной службе), чтобы исключить их влияние на суд.
По Новгородской судной грамоте услугами поверенных мог воспользоваться любой желающий.
Это положение также закреплено в Судебнике 1497 г., а уже в Судебнике 1550 г. были определены правила проведения судебного поединка и посторонним под угрозой наказания запрещалось в него вмешиваться.
Соборное уложение 1649 г. развивает права поверенных, упоминая о них в нескольких статьях.
Причем во всех этих документах говорится об институте поверенных как о существующем, так что он не был создан этими документами, а действовал до их появления.
Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблен в 1716 г. в Воинских уставах Петра I. Одна из глав именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи.

С этого периода и до судебной реформы 1864 г. законодатель предпринимал меры по упорядочению деятельности профессиональных ходатаев, и эти меры шли по различным направлениям. К ним относятся:
1) адвокатура Западного края;
2) институт депутатов при следствиях;
3) введение института присяжных стряпчих при коммерческих судах в 1832 г.
Рассмотрим эти институты более подробно.
Адвокатура Западного края
Западным краем в Российской империи XIX — начала XX в. именовались девять губерний западной части Европейской России: 6 белорусских и литовских (Северозападный край) и 3 украинских (Юго-западный край), присоединенных в конце XVIII в. от Речи Посполитой.
В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных (губернаторских) и низших (уездных и городских), и не только при светских судах, но и при духовных.
Адвокатура была организована и действовала на основе польских Конституций 1726 и 1764 гг. и литовского Статута.
Требования к адвокату были следующие:
адвокат должен быть природным дворянином;
иметь поместье;
не быть замеченным ни в каком пороке;
знать законы;
выполнять данную присягу.
Молодые люди, которые посвящали себя адвокатуре назывались аппликатами (учениками) и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством старших, опытных адвокатов (меценатов). Меценаты брали на себя ответственность за своих учеников перед судом и законом, имели право брать их с собой в суд. В отдельных случаях меценаты имели право посылать вместо себя в суд способных учеников, но под свою ответственность.
Этот институт просуществовал до 1840 г.
Институт депутатов при следствиях
В соответствии с законами Российской империи, по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцами и т.п., т.е. людьми, принадлежавшими по своему званию к какому-либо ведомству, то в качестве лиц, их представляющих, могли допускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия. В виде исключения без депутата проводились:
1) первоначальные следственные действия;
2) исследование происшествия по горячим следам.
Депутаты делились на постоянных и временных.
Постоянные депутаты — депутаты от лиц духовного
звания, мещанства и купечества, выделяемые этими структурами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначенными лицами для проведения определенного следствия и с его окончанием утрачивали свои права.
Постоянные депутаты вызывались следователями повесткой, а временные — через руководство своих ведомств.
Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до его конца или прибытия депутата.
Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следствием, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо действием они имели право изложить своё мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при производстве как уголовных, так и гражданских дел.
Присяжные стряпчие при коммерческих судах
Указом от 14 июля 1809 г. Правительствующего Сената была введена обязательная регистрация стряпчих, т.е. профессиональных ходатаев по коммерческим спорам. Так как в российских городах, где особенно была развита торговля, возникало множество споров по коммерческим делам, то для их разрешения были созданы коммерческие суды.
Коммерческие суды по закону от 14 мая 1832 г. первоначально были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве, а затем в некоторых других городах (Одессе, Варшаве и др.).
Согласно закону, поверенными по делам между частными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих.
Для внесения в список присяжных стряпчих при коммерческом суде желающие должны были подать в соответствующий суд прошения, а также аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства.
Суд по рассмотрении представленных документов, свидетельств и по делам, «в том суде производящимся, внеся лицо в список, или объявлял претенденту устно отказ, не обязуясь при этом входить ни в какие изъяснения о причинах отказа».
Лица, внесенные в список, давали присягу по установленной форме.
Стряпчий, внесенный в список, мог быть из него исключен по усмотрению суда даже без всяких объяснений с обозначением в протоколе причин исключения.
Число присяжных стряпчих не определялось. Они не имели государственного содержания и существовали от гонораров.
Кроме перечисленных категорий следует упомянуть юрисконсультов. Юрисконсультами до 1864 г., как правило, называли лиц, которые занимались частной адвокатской практикой.
Однако существовал и официальный институт юрисконсультов. Так, согласно Положению о должности юрисконсульта императорских заводов от 7 ноября 1858 г., соответствующая должность устанавливалась «для попечения о правах собственности императорских заводов, в случаях, когда они представляют предмет следственного, полицейского или судебного производства».
В обязанности юрисконсульта входило:
рассмотрение передаваемых на его заключение заводским начальством претензий заводского ведомства к другим ведомствам и лицам, а также претензий к ведомству императорских заводов;
наблюдение за течением дел, возникающих в различных государственных органах по искам заводского ведомства к сторонним лицам и искам к самому ведомству;
защита при следствии и во всех государственных органах прав императорских заводов всеми мерами, какие установлены законом.
Юрисконсульт мог занимать должности и в других местах помимо ведомства императорских заводов. Данному лицу полагалось жалование, размер которого определял управляющий заводами; количество мест, где мог работать юрисконсульт, не ограничивалось.
Все перечисленные категории в связи с бурным ростом экономики после отмены крепостного права уже не могли удовлетворить общество и нуждались в реформе.