Статья 35. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 35. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации |
Статья 35. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации

Комментарий к статье 35

1. Федеральная палата адвокатов представляет собой объединение всех адвокатских палат субъектов РФ для совместного обеспечения корпоративных интересов. Без такого объединения невозможно добиться реальной независимости адвокатуры как необходимого условия адвокатской деятельности. При этом под корпоративными интересами следует понимать интересы не отдельных адвокатов и даже не механическое сложение интересов входящих в корпорацию адвокатов; частный интерес отдельного адвоката может в некоторых случаях даже противоречить интересам адвокатского сообщества.
2. Для обеспечения нормального функционирования адвокатуры как корпорации необходимы, в частности, доступная юридическая помощь на всей территории Российской Федерации и обеспечение бесплатной юридической помощью отдельных категорий доверителей. По понятным причинам выполнение этих задач далеко не всегда совпадает с частными интересами отдельных адвокатов. Федеральная палата адвокатов должна и осуществлять представительство и защиту интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, координацию деятельности адвокатских палат, и принимать меры, направленные на обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

3. Федеральная палата адвокатов — это ассоциация некоммерческих негосударственных организаций — адвокатских палат субъектов Российской Федерации и как таковая, сама представляет собой негосударственную некоммерческую организацию. Федеральная палата адвокатов, будучи негосударственной организацией, вместе с тем общественной организацией не является, так как, во-первых, не являются общественными организациями адвокатские палаты субъектов РФ, которые ее образуют, и во-вторых, она не образована путем вхождения в нее адвокатских палат.
В целях обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи Федеральная палата адвокатов прежде всего устанавливает единые стандарты профессиональной пригодности адвокатов, утверждая Кодекс профессиональной этики адвоката, организуя информационное обеспечение адвокатов и обмен опытом работы между ними во всероссийском масштабе, ведя методическую работу, разрабатывая и утверждая формы бюллетеней для голосования на заседаниях квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации по вопросам о присвоении статуса адвоката и принятии квалификационными комиссиями заключений по жалобам на действия (бездействие) адвокатов.
4. Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Формирование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается.
Обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи — публичная функция. Как организация, на которую возложено исполнение публичной функции, Федеральная палата, не будучи институтом публичной власти (поскольку адвокатские образования по определению не являются властными структурами), относится к публичным институтам гражданского общества. Этот статус определяет и третью особенность Федеральной палаты адвокатов: она не может быть ликвидирована ни по воле ее членов, ни по решению каких-либо государственных органов.
5. Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов. Положением об адвокатуре в РСФСР 1980 г. объединение коллегий адвокатов (как и отдельных адвокатов) на федеральном уровне не предусматривалось. Коллегии адвокатов образовывались совместными усилиями Министерства юстиции и органов исполнительной власти. Как ассоциация адвокатских палат — независимых сообществ независимых юристов, занимающихся адвокатской деятельностью, в отличие от адвокатских палат субъектов Российской Федерации, Федеральная палата адвокатов действует на основании не только Закона, но и Устава.
6. Из статьи 10 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <1>, предусматривающей возможность установления специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц иными федеральными законами, следует, что на регистрацию адвокатской палаты как юридического лица распространяются только нормы указанного Закона, регламентирующие порядок регистрации. Основания для регистрации Федеральной палаты адвокатов предусмотрены не этим Законом, а комментируемым Законом. В частности, представления учредительного договора для регистрации Федеральной палаты адвокатов не требуется, поскольку Федеральная палата адвокатов создается не в соответствии с договором входящих в нее адвокатских палат, а в силу предписаний Закона.
———————————
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

7. Федеральная палата адвокатов не подлежит реорганизации. Ликвидация Федеральной палаты адвокатов может быть осуществлена только на основании федерального закона.
8. Ввиду закрепленных в Законе целей создания Федеральной адвокатской палаты она должна выполнять определенные управленческие функции, для чего в ч. 7 комментируемой статьи установлена обязательность решений Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятых в пределах их компетенции, для всех адвокатских палат субъектов Российской Федерации и отдельных адвокатов.
Для выполнения задач представительства и защиты интересов адвокатов Федеральная палата адвокатов в лице ее органов может участвовать в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности, обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на федеральные законы, ущемляющие права адвокатов, в Верховный Суд РФ с жалобами на нормативные акты федеральных министерств и ведомств, ущемляющие права адвокатов, в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и другие государственные органы за защитой интересов и всего адвокатского сообщества, и отдельных адвокатов, а при исчерпании национальных средств защиты, в случае нарушения прав, предусмотренных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, — в Европейский суд по правам человека.