§ 1. Состояние судебной системы и судопроизводства как фактор, определяющий эффективность правозащитной деятельности адвокатуры

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Состояние судебной системы и судопроизводства как фактор, определяющий эффективность правозащитной деятельности адвокатуры |
§ 1. Состояние судебной системы и судопроизводства как фактор, определяющий эффективность правозащитной деятельности адвокатуры

Конституция Российской Федерации 1993 г. установила систему сдержек и противовесов для всех ветвей власти. В равной степени это относится и к судебной власти. Данные ограничения устанавливаются презумпцией невиновности, правом на защиту, равенством граждан перед законом и судом, гласностью и состязательностью процесса, отводом судьи. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Суд — это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения дел в установленном законом порядке.
Судебная реформа органично вписалась в преобразования, проводимые в экономике и политике. В начале ее проведения предполагалось, что целостный план строительства одной из ветвей государственной власти пройдет одноэтапно, что подтверждает разработанная и утвержденная Верховным Советом РСФСР от 24 октября 1991 г. Концепция судебной реформы в РСФСР. По прошествии более полутора десятка лет становится ясно, что судебная реформа приобрела многоэтапность в своем развитии, так как ряд условий, обстоятельств и особенностей развития российской государственности потребовал реализации основных позиций Концепции, чтобы вывести судебное строительство из «нулевого цикла» и затем продолжить его на новом этапе, в который жизнь требовала внести некоторые коррективы. В настоящее время период реализации Концепции судебной реформы 1991 г. в России с полным основанием можно назвать первым этапом реализации судебной реформы.

Одной из главных задач первого этапа реформы называлось утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной власти <1>.
———————————
<1> Радченко В. Судебная власть — в центр правовой реформы // Российская газета. 1999. N 10. С. 2.

Согласно означенной Концепции, необходимо было пересмотреть право, нормы которого должны соответствовать новым потребностям общества. Предполагалось создать государственные институты, способные обеспечить действие новых правовых норм. Особое внимание уделялось судебной власти, утверждению ее высокого положения, независимости, объему полномочий, что влияет на определение места, полномочия, содержание учреждений и институтов всей правоохранительной системы.
Предстояло демократизировать судебную систему России, сделав основным предназначением суда охрану закона, здравого смысла, человечности. Поэтому одной из ключевых идей судебной реформы стало возрождение суда присяжных, расширение прав и возможностей в квалифицированной защите законных интересов и прав любого гражданина.
Впервые в истории страны на конституционном уровне появилось понятие «судебная власть», которой в Конституции РФ посвящена гл. 7, а судебная власть объявлена самостоятельной и независимой. Поэтому одним из первых шагов реформы было принятие Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». В данном Законе впервые реализована идея несменяемости судей как ключевая гарантия их самостоятельности и независимости. Первоначально несменяемость отождествлялась с пожизненностью, поскольку в названном Законе каких-либо сроков пребывания судьи в должности не устанавливалось. Постепенно обсуждения привели к установлению срока пребывания в должности до 65 лет, затем, в 2004 г., — до 70 лет.
Конституция РФ кроме независимости и несменяемости установила в ст. 122 неприкосновенность. Встала также задача создания справедливого суда. Справедливый суд — это равные возможности и равные права всех сторон, выступающих в деле. Обеспечению доступности суда должно способствовать возрождение института мировых судей и более понятное судопроизводство. Следовало закрепить гарантии эффективности суда, что предполагает использование в судопроизводстве более гибких его форм (единоличное рассмотрение судебных дел, функционирование суда присяжных, деятельность суда в составе трех профессиональных судей).

Усиление значения судебной власти происходило путем существенного расширения ее правомочий. Суду стали подведомственны все дела о защите права от любых правонарушающих действий и решений, от кого бы они ни исходили.
Второй этап реформирования судебной системы России был обозначен Правительством РФ, которое приняло Постановление от 20 ноября 2001 г. N 805 «О Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 годы», а затем своим Постановлением от 6 февраля 2004 г. N 49 внесло некоторые коррективы. Продолжая развивать судебную реформу, Правительство перед исполнителем поставило цель — повысить эффективность деятельности судебной власти в России, создать оптимальное организационно-правовое и материально-техническое обеспечение судебной системы страны. Но главная цель Программы — развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления его независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Третий этап судебной реформы был пролонгирован. Распоряжением Правительства РФ от 4 августа 2006 г. N 1082-Р была утверждена Концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы. В целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти Правительство РФ в Постановлении от 21 сентября 2006 г. N 583 утвердило Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы (с послед. ред. Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 214).
Принятие Концепции Федеральной целевой программы, указанной выше, обусловлено приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации, целесообразностью использования программно-целевого метода. Именно обоснования, содержащие сведения о результатах реализации Программы на 2002 — 2006 годы, позволили разработать следующую Программу, на 2007 — 2011 годы.
Так, согласно Программе, обеспечившей второй этап судебной реформы, в результате строительства (реконструкции) введено в эксплуатацию 106 зданий (сооружений) и приобретено 153 здания (сооружения) судов общей юрисдикции, которые соответствуют требованиям свода правил СП 31-104-2000 (здания судов общей юрисдикции). Введены в эксплуатацию новые здания шести арбитражных судов, завершена реконструкция девяти зданий арбитражных судов. Однако для выполнения установленных нормативов (размер общей площади помещений, приходящихся на одного судью, составляет 160 кв. м) необходимо выделение средств. Поэтому проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти до конца не разрешена. Стремительное развитие информационных технологий предъявляет новые требования к системе судопроизводства. Без организационного обеспечения судебной системы невозможно повысить качество правосудия. На VI Всероссийском съезде судей обсуждалась проблема открытости правосудия не только для участников судебного процесса, но и для всего общества.
Инструменты процессуального механизма, применяемые в каждом судебном деле, позволяющие получить результат по делу — судебный акт, примиряющий стороны (определение об утверждении мирового соглашения, отказ от иска) или разрешающий дело по указанному судом варианту (судебное решение) со стабилизирующим обстановку эффектом, обеспечивают эффективность правосудия. Перед судом по гражданским делам стоит задача своевременного и правильного (законного и обоснованного) разрешения дела каждого лица, обратившегося к суду, высшему уровню защиты своих прав, за судебной защитой. Для достижения защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов необходим постоянный позитивный результат: защищенные законные права, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к суду, что является целью гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ).
Перечисленные цели гражданского судопроизводства порой достигаются трудно, затягивая процесс до нарушения предусмотренных процессуальным законом сроков. Но лучше дело закончить оперативно, применяя принципы оптимизации и эффективного рассмотрения и разрешения судебного дела.
Судья, работая в режиме активного рассмотрения дела, должен иметь полное представление об альтернативных путях и вариантах проведения процессуальных действий и разрешения спора с учетом конкретной ситуации и гибко применять предоставленные процессуальным законом правовые и организационные возможности, правоприменительную практику. Так, судья на стадии досудебной подготовки должен быстро определить, какой способ рассмотрения дела наиболее оптимальный (приказное, заочное производство, предварительное судебное заседание в порядке ст. 152 ГПК РФ или полное судебное разбирательство), избрать именно тот способ, который приведет к своевременному, т.е. в предусмотренные законом сроки, рассмотрению и качественному разрешению гражданского дела.
Оптимизация гражданского судопроизводства может быть достигнута при сбалансированном применении мер, направленных на своевременное рассмотрение и разрешение дела и обеспечивающих качественное состояние акта судебной власти.
При этом своевременность предполагает прохождение дела через все стадии судопроизводства в предусмотренные законом или разумные сроки.