Статья 1317. Исключительное право на исполнение

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 1317. Исключительное право на исполнение |
Статья 1317. Исключительное право на исполнение

Комментарий к статье 1317

1. Комментируемая статья корреспондирует с нормами п. 1 ст. 1229 ГК РФ, в соответствии с которыми гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
В настоящей статье закреплены способы использования исполнения, входящие в состав исключительного права на исполнение и во многом повторяющие положения ст. 37 Закона об авторском праве и смежных правах с уточнениями. Кроме того, установлена возможность распоряжения исключительным правом, в частности, путем заключения договора об отчуждении исключительного права на исполнение, лицензионного договора, на случай смерти путем совершения завещания и т.п. Договор залога исключительного права исполнителя лишен смысла, поскольку обращение взыскания на исключительное право исполнителя не допускается.

Перечень способов использования исполнения, определенных в настоящей статье, не является исчерпывающим. Специфика осуществления исключительного права исполнителя состоит в необходимости соблюдения прав авторов исполняемых произведений (п. 2 ст. 1315 ГК РФ). В то же время права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.
Кроме того, исключительное право исполнителя менее продолжительно, чем срок действия авторских прав. Исключительное право исполнителя действует в течение всей его жизни, но не менее 50 лет, в отличие от авторских прав, которые действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после смерти.
2. Сообщения в эфир и по кабелю, предусмотренные в подп. 1, 2 п. 2 настоящей статьи, распространяются на «живое исполнение». Указанные действия в отношении записи исполнения предусмотрены в подп. 6 данного пункта.
3. Право на запись исполнения, предусмотренное подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, реализуется один раз и распространяется на ранее не записанное исполнение или постановку.
4. Право воспроизводить запись исполнения закреплено в подп. 4 п. 2 комментируемой статьи. Законодатель разрешил вопрос о правовой природе записи исполнения в память для ЭВМ.
5. Право на распространение записи исполнения путем отчуждения оригинала или копий также принадлежит исполнителю и может быть передано производителю фонограммы.
6. Правомочие исполнителя по доведению исполнения до всеобщего сведения было впервые предусмотрено Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» и было введено в действие с 1 сентября 2006 г. Данное право предусмотрено в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам и связано с использованием исполнения в Интернете.
7. Правомочие по сдаче в прокат записи исполнения, т.е. предоставлению экземпляра произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды, закреплено подп. 9 п. 2 комментируемой статьи. Ранее ст. 37 Закона об авторском праве и смежных правах предусматривала, что данное право распространяется не на всякое исполнение, а лишь на то, на которое может быть сделана фонограмма, которое может быть воспринято на слух, и не распространяется на видеозапись, а также устанавливала условие осуществления данного права, а именно опубликование фонограммы в коммерческих целях.
При использовании исполнения лицом, не являющимся исполнителем, необходимо соблюдение прав авторов исполняемых произведений.
В п. 4 комментируемой статьи отмечается, что при заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре. Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 45 Постановления Пленума N 5/29) обращает внимание на то, что эта норма относится не к правилам, установленным законом для договора (ст. 422 ГК РФ), а к порядку законного использования звука или изображения. Следовательно, отдельное использование звука или изображения при отсутствии прямого указания на предоставление такого права в договоре является нарушением исключительного права использования исполнения и в том случае, если соответствующий договор был заключен до момента, когда это требование было установлено законодателем сначала в Законе об авторском праве и смежных правах, а потом и в ГК РФ.
Пределы исключительного права на исполнение установлены в ст. 1245 ГК РФ, согласно которой исполнителям принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Следует иметь в виду, что данное вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией (ст. 1244 ГК РФ).