3.5. Наследники авторских прав

| Правовой портал "Правопорядок" | 3.5. Наследники авторских прав |
3.5. Наследники авторских прав

При наследовании по закону наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители умершего автора. Если этих лиц нет, или они не приняли наследство, или отказались от наследства, или лишены наследства завещателем, наследниками по закону являются соответственно наследники второй, третьей и последующих очередей. Автор может составить завещание, по которому наследником может быть как кто-либо из наследников по закону, так и любой другой гражданин, юридическое лицо или государство.
Ранее в абз. 4 ст. 552 раздела VII «Наследственное право» ГК 1964 г. содержалась норма, устанавливавшая, что в случаях, когда наследственное имущество переходит к государству по праву наследования (по завещанию; из-за отсутствия у наследодателя наследников; из-за лишения наследодателем всех наследников права наследования; из-за непринятия наследства всеми наследниками или из-за отказа кого-либо из них от наследства в пользу государства), «входящее в состав наследства авторское право либо принадлежавшее отказавшемуся наследнику право на долю в авторском вознаграждении прекращается». Таким образом, наследование авторских прав государством не допускалось, хотя переход авторского права по завещанию к различным государственным предприятиям, учреждениям или организациям, являющимся юридическими лицами, был и тогда возможен.

Теперь действие ст. 552 ГК 1964 г. прекратилось в связи с принятием разд. V «Наследственное право» ГК РФ, в котором не предусмотрено каких-либо ограничений в отношении наследования Российской Федерацией как авторского права, так и иных исключительных прав. Следовательно, автор может завещать свои авторские права государству, возможно также наследование государством авторского права вследствие его выморочности (ст. 1151 ГК РФ). В то же время пока не решен вопрос о том, как будет осуществляться наследование авторских прав государством, а также о том, какие государственные органы (или иные уполномоченные организации) и в каком порядке будут использовать авторские права, перешедшие к государству, до истечения срока их охраны.
В связи с этим усложнилось, в частности, решение вопроса о правах умершего соавтора, не имеющего наследников. Как правило, оставшиеся в живых соавторы (независимо от того, имеет место раздельное или нераздельное соавторство) осуществляют все действия по использованию произведения совместно с наследниками умершего соавтора и делят с ними полученное авторское вознаграждение.
На основании ранее действовавшего п. 4 ст. 552 ГК 1964 г. часть авторского вознаграждения, которая причиталась умершему соавтору, не имеющему наследников, не должна была начисляться, так как его право на получение доли вознаграждения считалось прекратившимся. В редакции ст. 497 ГК 1964 г., действовавшей до 1 июня 1973 г., также содержалась специальная норма о том, что не перешедшее к наследникам умершего соавтора право на долю вознаграждения за использование коллективного произведения прекращается*(266).
В новых условиях доля авторского вознаграждения такого умершего соавтора должна переходить к государству в лице уполномоченного им органа. В связи с этим не ясно, вправе ли оставшиеся соавторы самостоятельно решать вопросы дальнейшего использования произведения или в этом должен участвовать представитель государства. Данный вопрос требует разъяснения, однако пока никаких нормативных документов по этому поводу еще не существует.
Авторское право может быть завещано наследодателем как кому-либо одному из его наследников, так и двум (нескольким) наследникам. Причем в последнем случае оно может быть завещано в целом или с указанием долей. В случае если исключительное авторское право завещано без указания долей, считается, что оно наследуется в равных долях. Однако установление долей направлено только на распределение денежных средств (доходов), полученных наследниками в результате осуществления соответствующего исключительного права. Само исключительное авторское право, несмотря на наличие в нем многочисленных разнообразных правомочий, в теории принято рассматривать как неделимое, поэтому к установлению долей в авторском праве применим п. 2 ст. 1122 ГК РФ.
Отсюда вытекает характерная особенность наследования в области авторского права, состоящая в том, что наследники могут осуществлять авторские права только сообща. Любые действия по использованию перешедшего по наследству произведения возможны только с общего согласия всех наследников.
Наследники могут заключить соглашение, в котором будет предусмотрен порядок осуществления ими авторских прав (например, осуществление прав будет поручено одному из них или будет решено передать права в доверительное управление какому-то третьему лицу). Такое соглашение по желанию наследников может быть закреплено в свидетельстве о праве на наследство либо составлено в форме самостоятельного документа.
На практике распространены споры между наследниками авторских прав, которые зачастую препятствуют широкому использованию произведений умерших авторов. В целом ряде случаев они бывают обусловлены необходимостью совместного осуществления наследниками авторских прав. К сожалению, полностью избежать таких ситуаций невозможно. В принципе наследодатель может завещать все права на какое-либо определенное произведение одному наследнику, а на другое (другие) произведение — второму наследнику и т.д., однако и в этом случае совместное осуществление прав наследниками все же будет необходимо, например, при издании сборников произведений или собраний сочинений автора.
Представляется возможным решение этой проблемы наследодателем путем совершения завещания, согласно которому на одного избранного им наследника возлагался бы завещательный отказ в пользу лиц, которые при отсутствии завещания являлись бы его наследниками по закону. В соответствии с завещательным отказом такой наследник, самостоятельно осуществляя авторские права, мог бы производить периодические платежи отказополучателям в виде определенного процента от доходов, полученных от использования произведений умершего автора (п. 2 ст. 1137 ГК РФ). В то же время с учетом 70-летнего срока охраны авторских прав, наличия обязательных наследников и т.п. во многих случаях такое решение также может оказаться неприемлемым.
В случае спора между наследниками размер их долей или порядок осуществления ими авторского права должны определяться судом (абз. 2 п. 2 ст. 1122 ГК РФ).
Определенная специфика возникает при установлении доли пережившего супруга в случае наследования авторского права. Она объясняется тем, что по своей природе наследуемое исключительное право является самостоятельным правом, отличным от права собственности. Его существо состоит в том, что автор вправе сам использовать свое произведение или выдавать разрешения на использование другим лицам. Автор всегда осуществляет это свое право самостоятельно, и его супруг не может участвовать в осуществлении такого права в силу одного лишь факта состояния в браке с правообладателем (он может это делать только на основании поручения, доверенности и т.п.). Следовательно, исключительное право не является общим имуществом супругов, находящимся в их совместной собственности, и переживший супруг не имеет преимуществ перед другими наследниками в отношении наследования исключительного права.
В совместную собственность супругов входят только суммы авторского вознаграждения (дохода), полученные супругом-правообладателем при жизни.
При выделении обязательной доли в наследстве автора проблема заключается в имущественной оценке исключительного права, поскольку такая оценка обычно затруднительна или даже невозможна (например, если речь идет о рукописях никогда ранее не издававшегося автора). Во многих случаях имущественная оценка исключительного права может быть только приблизительной, так как даже в отношении уже обнародованного произведения невозможно заранее предугадать, каковы будут общие доходы от него на протяжении всего 70-летнего срока действия авторского права.
Таким образом, если наследуемое исключительное право поддается имущественной оценке, то применимы общие правила ст. 1149 ГК РФ. Но если наследуемое исключительное право не может быть оценено, то обязательная доля в составе такого права должна учитываться в процентном отношении без определения ее конкретной суммы*(267). В случае поступления доходов от осуществления такого исключительного права необходимые наследники вправе получать свою обязательную долю — не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.
В связи с 70-летним сроком действия авторского права возникает вопрос, как долго необходимые наследники должны получать причитающуюся им долю (например, несовершеннолетние дети наследодателя через некоторое время станут совершеннолетними), а также что произойдет с обязательной долей в случае смерти таких наследников. Исходя из общих положений наследственного права, следует заключить, что необходимые наследники будут получать свою долю на протяжении всего срока действия авторского права, а в случае их смерти соответствующая доля должна будет перейти к их наследникам. Безусловно, такой порядок должен применяться только в том случае, если между наследниками не будет достигнуто соглашение об ином распределении наследственного имущества, т.е.если обязательная доля не будет выплачена им за счет другого имущества, входящего в состав наследства.
Спорным является вопрос о том, могут ли наследники, имеющие право на обязательную долю, участвовать в осуществлении исключительных прав, а также в защите личных неимущественных прав умершего автора*(268). По своей сути право на обязательную долю в наследстве является социальной гарантией получения определенного материального обеспечения нетрудоспособными родственниками и иными иждивенцами наследодателя. Данная мера является ограничением свободы завещания и должна осуществляться в жестких рамках, не допускающих необоснованного ущемления законных интересов других наследников. В связи с этим представляется, что было бы справедливым, если бы необходимые наследники участвовали только в доходах от использования произведений наследодателя, но не участвовали в распоряжении исключительными правами, а также в защите личных неимущественных прав умершего автора. Однако из содержания ст. 1112 и 1149 ГК РФ вытекает, что поскольку такие лица наследуют наряду с другим имуществом также имущественные права и обязанности, то они должны участвовать в осуществлении исключительных прав и в защите личных неимущественных прав автора-наследодателя (если последний не указал в завещании конкретное лицо, на которое он в соответствии с п. 2 ст. 27 Закона об авторском праве возлагает охрану своих личных неимущественных прав).