§ 5. Правовой режим земель коммерческихсельскохозяйственных организаций и предприятий

| Правовой портал "Правопорядок" | § 5. Правовой режим земель коммерческихсельскохозяйственных организаций и предприятий |
§ 5. Правовой режим земель коммерческихсельскохозяйственных организаций и предприятий

5.1. Право землевладения и землепользованияхозяйственных товариществ, обществи производственных кооперативов
Условием образования данных организаций как субъектов права на землю является объединение земельных и имущественных средств их участников. Образованный таким образом земельный и имущественный фонд организации может составлять общую долевую собственность ее учредителей либо собственность организации как юридического лица. Это определяется уставом организации.
Как юридическое лицо, организация вправе совершать сделки по приобретению или отчуждению земельных участков, в том числе и путем приватизации земель, находящихся в государственной собственности.
Гражданам — соучредителям данных коммерческих организаций предоставлено право свободного выхода из их состава вместе с внесенным в уставный (складочный) капитал земельным участком. Порядок выхода гражданина и выдела ему земельного участка определяется уставом или иным учредительным документом организации. При этом в выделе земельного участка гражданину может быть отказано при наличии для этого достаточных оснований. В этом случае гражданину должна быть выплачена денежная компенсация в размере кадастровой стоимости внесенного земельного участка. Возникающие при этом споры решаются в судебном порядке.

Законодательство вводит условия ограничения предельных минимальных и максимальных размеров земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности юридического лица, в том числе и коммерческой сельскохозяйственной организации. Так, из содержания п. п. 1, 2 ст. 4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что минимальные и максимальные размеры участков сельхозземель в этих случаях устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом максимальный размер таких земель, находящихся в собственности одного лица на территории одного административно-территориального образования, не может быть менее 10% от общей площади сельскохозяйственных угодий в границах данного административно-территориального образования. Помимо земель, находящихся у них на праве собственности, негосударственные коммерческие сельскохозяйственные организации могут арендовать землю у иных собственников, включая государство и муниципальные образования. При этом площадь арендуемых земель законом не ограничивается.
Согласно ст. 20 ЗК РФ указанные выше коммерческие организации не вправе обладать земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования. Если же на этом праве земельные участки были приобретены до принятия действующего Земельного кодекса, то соответствующие правообладатели обязаны переоформить это право на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Хозяйственные товарищества, общества и производственные кооперативы как юридические лица вправе совершать любые сделки с земельными участками, находящимися у них на праве собственности. Что касается земель, находящихся в долевой собственности, то сделки с ними могут совершаться по решению исполнительных органов этих организаций или по решению собрания их членов, если такой порядок предусмотрен учредительным документом.
В соответствии со ст. 3 ЗК РФ сделки с земельными участками совершаются по правилам гражданского законодательства, если иное не предусмотрено земельным законодательством. В данном случае земельное законодательство ст. ст. 8 и 9 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» вносит существенные изменения в порядок совершения сделок купли-продажи и аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. В частности, установлено преимущественное право субъектов РФ или муниципальных образований на покупку земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при продаже их гражданами или юридическими лицами.
5.2. Право землевладения и землепользованияунитарных хозяйственных предприятий
Унитарные сельскохозяйственные предприятия образуются в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. ст. 113 — 115 ГК РФ. Земельный фонд этих предприятий образуется за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем предоставления их на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также в аренду. В соответствии со ст. 20 ЗК РФ государственные или муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных, не могут иметь земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования. Казенным предприятиям земельные участки на этом праве могут быть предоставлены из земель, находящихся в федеральной собственности. Распоряжение землями может осуществляться унитарными предприятиями лишь в тех пределах, которые определены собственником (соответствующим государственным или муниципальным органом) и допускаются законодательством. Однако казенные предприятия, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками, даже если бы на это было согласие собственника земли (п. 4 ст. 20 ЗК РФ). Права и обязанности унитарных предприятий по использованию земель определены ст. ст. 40 — 42 ЗК РФ и имеют общий характер. В настоящее время унитарные сельскохозяйственные предприятия существуют чаще всего в форме нереорганизованных государственных предприятий типа госконюшен, племенных заводов, селекционных опытных станций и т.п. Считается, что за ними закреплено около 14 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.