§ 2. Организация жилищно-коммунального хозяйства

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Организация жилищно-коммунального хозяйства |
§ 2. Организация жилищно-коммунального хозяйства

Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению поселений и городских округов отнесены: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. К ведению муниципальных районов законодательство не относит обеспечение граждан жильем; они, однако, ответственны за организацию в границах района снабжения поселений энергоресурсами.
Новое жилищное строительство сами муниципальные образования ведут в небольшом объеме. Больше этим занимаются частные строительные кампании, которые соответственно строят дома и продают квартиры гражданам или организациям. Полномочия органов местного самоуправления в связи с новым строительством обусловлены в особенности такими вопросами, как отвод земельных участков, согласование проектов жилищного строительства, ряд аспектов контроля за соблюдением правил строительства, участие в приемке домов в эксплуатацию и т.п. Последующая эксплуатация таких домов организуется либо частными управляющими организациями, либо товариществами собственников жилья. В ведении органов местного самоуправления остаются задачи общего контроля за соблюдением в этом секторе законодательства об эксплуатации жилищного фонда.

Что касается жилищного фонда, который в советское время был на балансе местных Советов и далее перешел в муниципальное ведение и к тому же существенно пополнился за счет передачи ведомственных домов, ранее находившихся в ведении предприятий, но ставших для них нерентабельным в рыночных условиях, в отношении такого жилищного фонда органы местного самоуправления выполняют задачи управления, организации эксплуатации и обслуживания пока еще в полном объеме. Приватизация квартир мало повлияла на эти трудные и хлопотные обязанности органов местного самоуправления.
Кроме того, на местное самоуправление возлагаются обязанности обеспечения жильем малоимущих граждан. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». Таким образом, органы местного самоуправления должны не только обслуживать имеющийся в их ведении жилищный фонд, но и организовывать строительство так называемого социального жилья для малоимущих за счет бюджетных средств.
Названные задачи органов местного самоуправления в жилищных вопросах потребовали обновления законодательной базы их реализации. Особенно важную роль в этом плане играет Жилищный кодекс РФ 2004 г. (с изм. и доп.).
В ст. 2 «Обеспечение условий для осуществления права на жилище» Кодекса говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3) предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
4) стимулируют жилищное строительство;
5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РФ, определяющей структуру жилищного законодательства, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с данным Кодексом, другими актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Жилищный кодекс РФ (ст. 14) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит:
учет муниципального жилищного фонда;
установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые;
согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электро- и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
Коммунальными сетями обычно занимаются самостоятельные специализированные службы. Но практика такова, что одними вопросами органы местного самоуправления занимаются минимально (например, электричество, газ), другим вынуждены уделять гораздо большее внимание — отопление, горячая вода, канализация. На строительство и ремонт соответствующих сетей расходуются значительные средства из местных бюджетов. Поэтому в законодательстве усилена ответственность органов местного самоуправления в части развития коммунального комплекса.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. от 18 октября 2007 г.) установил полномочия органов местного самоуправления в этой сфере, особенно при потреблении на территории муниципального образования более 80% услуг данных организаций.
Так, представительные органы муниципальных образований: 1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; 2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; 3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Важно то, что органы местного самоуправления вправе проверять все расчеты организаций коммунального комплекса, особенно в связи с составлением инвестиционных программ. При необходимости муниципальные органы принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса.

§ 3. Планирование застройки территории муниципального образования. Организация благоустройства, озеленения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора
Как отмечалось ранее, Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения для поселений относит: