Осуществление экономической реформы в России, процессы демонополизации, приватизации не только привели к серьезному обновлению законодательства, регулирующего отношения в сфере экономики и управления ею, но и ввели в оборот такие понятия, как предприниматель, предпринимательская деятельность, рынок товаров и т.д.
Переход к рыночным отношениям, коренные изменения государственного регулирования экономики объективно потребовали усиления роли законов в правовом регулировании, создание новой правовой основы предпринимательской деятельности, базирующейся на равенстве различных организационно-правовых форм предпринимательства.
В регулировании имущественных отношений в экономике основное значение приобрело гражданское право. В сфере рыночной экономики выделяются две наиболее значимые группы отношений, не однородные по сущности, но тесно связанные между собой: товарно-денежные (имущественные) и управленческие отношения.
Известно, что в основе товарно-денежных отношений, между предпринимательскими структурами лежит юридическое равенство сторон. Их права и обязанности, в основном, возникают из гражданско-правовых договоров.
Указанные выше общественные отношения, урегулированные нормами права, называются предпринимательскими.
Неразрывное сочетание публичных и частных интересов в предпринимательстве делает необходимым единое регулирование всех отношений в сфере экономики. При этом становится неважным, относится ли это непосредственно к ведению предпринимательской деятельности или к государственному регулированию этой деятельности.
Изучением правовых отношений в экономической сфере призвана заниматься такая наука как предпринимательское право.
Эта книга адресована широкому кругу читателей: от студентов юридических вузов и факультетов до руководителей коммерческих организаций, предпринимателей и специалистов народного хозяйства. В ней представлены общие положения российского предпринимательского права.