001-041

| Правовой портал "Правопорядок" | 001-041 |
001-041

Советское государство в его развитом состоянии основывалось на следующих началах:

1) его экономической основой служила государственная собственность, которая занимала главенствующее, доминирующее положение среди других форм собственности. Частная собственность как институт отрицалась, допускалась личная собственность, но лишь на предметы потребления, а не на средства производства. Государство строго регламентировало правовое положение форм собственности, устанавливая повышенную юридическую ответственность за посягательства на государственную собственность. Допускалась также кооперативная собственность, производная от государственной, поскольку главное средство производства — земля передавалась, например, колхозам лишь в вечное пользование, но они не могли ею распоряжаться, она была изъята из гражданского оборота;

2) отрицание принципа разделения властей. Провозглашалась неделимость государственной власти;

3) избрание формы республики советов как наилучшей формы организации государства диктатуры пролетариата. Обоснование идеи полновластия и единовластия советов снизу доверху. При этом, по идее партии, провозглашалось наделение советов диктаторскими полномочиями;

4) максимальная централизация государственной власти, в результате чего утрачивалась инициатива мест и, напротив, усиливалось стремление решать все вопросы жизни общества из центра, сверху, давать директивы местным органам, строго регламентировать действия нижестоящих органов;

5) бесконтрольность органов власти, так как контрольные механизмы встроены в структуру этой власти, например органы народного контроля, которые создавались самими советами;

6) срастание государственного и партийного аппарата. В условиях однопартийной системы и официального закрепления (на конституционном уровне) руководящего положения одной партии сложилось то, что партия назначала на руководящие государственные посты своих сторонников (партийная номенклатура), вмешивалась в политику государства, ее решения были строго обязательны для любого общественного объединения, партия могла вмешиваться в любую сферу жизни общества и государства. Вместе с тем для политической системы общества характерно отсутствие оппозиции, плюрализма мнений, альтернативных решений;

7) полновластие одного органа и господство однопартийной системы неизбежно перерастает во всевластие одного человека, который становится не только лидером, но и диктатором, или возможна диктаторская власть небольшой группы людей, использующих власть в своих интересах. Любая власть, по словам П.Л. Лаврова (1823-1900), действует разлагающе на ее носителей, а диктаторская особенно. «История учит, что всякая неограниченная власть, всякая диктатура портит самых лучших людей и что даже гениальные люди, думая облагодетельствовать народы декретами, не могли этого сделать. Всякая диктатура должна окружать себя принудительной силой, слепо повинующимися орудиями».

Отказ от советской формы правления стал возможным в условиях проведения в нашей стране политической реформы, в ходе которой было отменено исключительное положение КПСС, закреплен политический плюрализм, реорганизованы институты власти и управления на основе теории разделения властей, введен институт президентства, образованы органы конституционного контроля и конституционного правосудия, установлен плюрализм форм собственности и т.д.

В период перестройки предпринимались попытки реформировать советы в направлении демократизации их деятельности. Но эти попытки не дали положительных результатов. В дальнейшем институт советов был ликвидирован и заменен новой формой правления нашей страны.


НАЗАД;
ВПЕРЕД