4.4. Авторское право и смежные права

| Правовой портал "Правопорядок" | 4.4. Авторское право и смежные права |
4.4. Авторское право и смежные права

Наиболее древним институтом интеллектуальной собственности является авторское право. Первые идеи об авторском праве возникли уже тогда, когда оформилось в самостоятельную деятельность само духовное творчество. Например, заимствование чужого произведения, а также его искажение осуждались еще во времена античности. В Древней Греции существовало положение, по которому рукописи получивших признание трагедий должны были храниться в официальном архиве, чтобы можно было проконтролировать неприкосновенность текста при постановке пьес.
Современное авторское право это совокупность норм, регулирующих отношения по охране произведений литературы, науки и искусства; по установлению режима их использования; по наделению их авторов личными и имущественными правами и защите этих прав.
Источники авторского права. В большинстве современных западных стран ав торскоправовые отношения регулируются специальными законами, в том числе во Франции Кодексом интеллектуальной собственности 1993 г., аккумулировавшим Закон № 57298 от 11 марта 1957 г. об охране литературной и художественной собственности; Закон № 85660 от 3 июля 1985 г. об авторском праве, правах артистовисполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и предприятий аудиовизуального вещания ; Патентный закон; Закон о товарных знаках 1991 г. и некоторые другие правовые акты. В ФРГ авторскоправовые отношения регулируются Законом об авторском праве и смежных правах от 9 сентября 1965 г. ; в Англии Законом об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г.; в США Законом 1976 г. об общем пересмотре авторского права ; в Японии Законом № 48 от 6 мая 1970 г. с изменениями, внесенными Законом № 62 от 14 июня 1985 г. и Законом № 64 от 23 мая 1986 г.

Поскольку многие произведения, охраняемые авторским правом, нередко используются за пределами национальных границ, сложилась система международной охраны авторских прав. Основу данной системы образуют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в ред. 1971 г., действующей для РФ с 13 марта 1995 г.) и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (в ред. 1971 г. , действующей для РФ с 9 марта 1995 г.)
В соответствии с обеими конвенциями авторы произведений из странучастниц пользуются в каждой стране теми же правами, что и свои граждане, а также правами, установленными в самих конвенциях. Этот принцип национального режима анализируется во многих работах, посвященных правам иностранцев.
Между Бернской и Всемирной конвенциями имеются определенные различия. Так, во Всемирной конвенции содержится всего несколько материальноправовых норм. В ней, в частности, установлено исключительное право на перевод произведения: только с согласия автора или его правопреемников. Срок охраны произведений составляет период жизни автора и 25 лет после его смерти. Если по национальному законодательству для охраны авторских прав необходимо соблюдение установленных формальностей, то они считаются выполненными, если на экземплярах выпущенного в свет произведения проставлен знак охраны авторских прав. Этот знак выражается в виде латинской литеры «С», помещенной в круг, и сопровождается наименованием владельца авторских прав и годом выпуска данного произведения в свет.
Бернская конвенция включает значительно больше норм материального авторского права. В соответствии с данной, конвенцией авторские права охраняются в течение 50 лет после смерти автоpa. Кроме подробного перечня видов охраняемых произведений конвенция характеризует основные авторские права (на перевод, воспроизведение, передачу в эфир, публичное исполнение) и варианты использования произведений.
Парижская редакция Всемирной конвенции примечательна тем, что не допускает свободного использования опубликованных произведений в кино и на телевидении, и это был один из доводов в пользу целесообразности нашего присоединения к данной редакции.
Важное практическое значение имеют также Римская конвенция по охране прав артистовисполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций, принятая в 1961 г. и вступившая в силу 18 мая 1964 г. , и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 1974 г.).
Потребности обеспечения охраны и надлежащего использования результатов творческой деятельности в рамках экономических регионов приводят не только к развитию «наднациональных теорий», но и к формированию региональных правовых механизмов интеллектуальной собственности, например, в рамках Общего рынка. По заданию Комиссии европейских сообществ в Брюсселе уже более двадцати лет назад был разработан проект гармонизации авторского права стран членов ЕЭС (так называемый проект Дитца).
Объекты авторского права. По действующему законодательству зарубежных стран объектами авторского права служат произведения литературы, науки и искусства. Круг этих произведений очень широк. Даже если говорить только о литературных произведениях, то к ним относятся самые различные книги, брошюры, статьи, тексты к музыкальным произведениям (либретто), опубликованные и неопубликованные лекции, речи, церковные проповеди и другие выступления, зафиксированные, например, на магнитной пленке. Неслучайно в авторском праве выделяют своего рода «подразделения»: авторское право в музыке , авторское право художников и т. д.
В соответствии с § 2 Закона об авторском праве и смежных правах ФРГ от 9 сентября 1965 г. к охраняемым произведениям литературы, науки и искусства, в частности, относятся литературные произведения как в письменной, так и в устной форме; программы для электронновычислительных машин; музыкальные произведения; произведения пантомимы, включая произведения танцевального искусства; произведения изобразительного искусства, включая произведения архитектуры и прикладного искусства, а также проекты таких произведений; кинематографические произведения, включая произведения, которые могут быть созданы аналогичным способом; фотографии, включая произведения, созданные аналогичным способом; изображения научного или технического характера, такие как рисунки, карты, чертежи, таблицы и макеты.
Согласно ст. 3 французского Закона № 57298 от 11 марта 1957 г. об охране литературной и художественной собственности, вошедшего в 1993 г. в Кодекс интеллектуальной собственности, объектами авторского права являются такие произведения духовного творчества, как: книги, брошюры и другие литературные, художественные и научные сочинения, лекции, выступления, проповеди, судебные речи и другие произведения подобного рода; драматические или музыкальнодраматические, хореографические произведения, цирковые номера, а также пантомимные произведения, постановка которых зафиксирована в письменной или иной форме; музыкальные композиции с текстом или без текста; произведения кинематографии и другие произведения, состоящие из сменяющихся озвученных или неозвученных изображений, называемые аудиовизуальными произведениями; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравюры, литографии, графические и топографические произведения, а также произведения, созданные с помощью технических средств, аналогичных фотографии; произведения декоративноприкладного искусства, иллюстрации, географические карты, планы, эскизы, пластические произведения применительно к географии, топографии, архитектуре или науке; программное обеспечение ЭВМ согласно разделу V Закона № 85660 от 3 июля 1985 г. об авторском праве, правах артистовисполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и организаций аудиовизуального вещания.
В Японии к объектам авторского права, согласно ст. 10 (1) Закона № 48 от 6 мая 1970 г. с последующими изменениями относятся литературные, драматические произведения, статьи, лекции и другие произведения литературы; музыкальные произведения; хореографические произведения и пантомимы; живопись, гравюры, скульптуры и другие произведения искусства; архитектурные произведения; карты, а также произведения научного характера, в частности планы, схемы и модели; кинематографические и фотографические произведения; программы для ЭВМ.
Аналогичный перечень объектов авторского права содержит также вступивший в действие с 1 августа 1989 г. единый английский Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г. (CDPA). Его полный текст приводится в приложениях к книгам Р. Меркина, Дж. Дворкина и Р. Д. Тейлора, а подробная характеристика и сравнение с законом 1956 г. даются в книге профессора Ливерпульского университета П. Теренса «Законодательство об авторском праве». При этом характерно, что хотя СDРА охватывает охрану и использование объектов и авторского, и патентного права, и права на промышленные образцы, в его названии в отличие от французского Кодекса интеллектуальной собственности термин «интеллектуальная собственность» не употребляется.
Законодательство некоторых стран наряду с перечнем охраняемых объектов перечисляет произведения, не подпадающие под авторскоправовую охрану. Например, в соответствии с п. (2) и (3) ст. 10 цитируемого японского закона, новости дня и отдельные факты, имеющие характер простых информационных данных, не относятся к числу охраняемых. Не охраняются также языки программирования, правила и алгоритмы, используемые для создания программ ЭВМ.
Авторское право охраняет лишь форму творческих произведений, а не их содержание. Как подчеркивается в п. «б» § 102 Закона США 1976 г. об общем пересмотре авторского права, авторскоправовая охрана оригинального произведения не распространяется на какуюлибо идею, операцию, способ, систему, метод, концепцию, принцип или открытие, независимо от формы их описания, объяснения, иллюстрирования или изображения в таком произведении. Одновременно законодательство об авторском праве предъявляет определенные требования к форме охраноспособных произведений. Например, согласно п. «а» § 102 Закона США 1976 г., «авторским правом в соответствии с настоящим законом охраняются оригинальные авторские произведения, зафиксированные в любой осязаемой форме».
Авторское законодательство обычно не дает исчерпывающего перечня охраняемых произведений интеллектуального творчества. Это объясняется непрерывным процессом появления новых технических средств создания и использования произведений творчества, расширяющих круг охраноспособных объектов авторского права. Не случайно, к примеру, в том же п. «а» § 102 Закона США говорится не просто о «любой осязаемой форме», а о такой, «которая известна в настоящее время или будет открыта впоследствии». Разумеется, во всех случаях форма произведения должна обеспечивать «восприятие, воспроизведение или сообщение произведения другим лицам как непосредственно, так и с помощью какоголибо механизма или устройства».
К числу новых технических средств создания и использования творческих произведений, влекущих появление новых объектов авторскоправовой охраны, относятся всемирная компьютерная система Интернет, копирование литературных произведений средствами электрографической техники (включая ксерокопирование), кабельное телевещание, магнитная и дигитальная звукозапись, видеозапись, передача через спутники несущих программы сигналов, программное обеспечение ЭВМ. Широкое применение ксерокопировальной, промышленной и бытовой электронной техники, в частности бытовых магнитофонов и видеомагнитофонов, приводит к ничем не ограниченному и неконтролируемому распространению многих популярных произведений литературы, науки и искусства. Все это порождает комплекс авторскоправовых проблем, в том числе проблемы охраны как самих новых произведений, так и прав их авторов, а также авторов копируемых или распространяемых с помощью Интернет оригинальных произведений.
Субъекты авторских прав. Кому принадлежат права на продукты интеллектуального творчества? Формально носителями авторских прав, прежде всего, являются граждане создатели произведений творчества. Однако нередко права принадлежат организациям, в которых работают авторы создатели так называемых «служебных» произведений, т. е. работодатели. Например, автором произведения, созданного в процессе выполнения служебного задания, в США, Англии и Японии считается не служащий, его создавший, а наниматель, т. е. фирма. Во многих странах авторство на некоторые произведения (например, на кинофильмы) традиционно закрепляется за изготавливающими их организациями. Носителями авторских прав служат также наследники авторов и другие правопреемники. В роли последних зачастую выступают все те же фирмы, приобретающие от авторов или их наследников монопольные права на использование произведений духовного творчества.
В случае совместного создания произведения возникает соавторство раздельное или нераздельное. Например, тот же английский закон предусматривает лишь нераздельное соавторство. Под «произведением, созданным в соавторстве», понимается произведение, созданное в сотрудничестве двух или более авторов, при котором вклад каждого автора неотделим от вклада другого автора или авторов.
Исключительные авторские права. Авторские права разбиваются на ряд правомочий имущественного и личного характера. Первыми по их возникновению (но не по значимости) идут неимущественные, или моральные, права (droit moral, moral rights): право авторства, право на имя, на название произведения и его неприкосновенность. Однако главное значение имеют исключительные права на использование произведения и право на гонорар, т. е. имущественные права. Кроме граждан создателей произведений и фирм, где создаются «служебные» произведения, этими правами обладает и государство. Например, по английскому Закону об авторском праве 1988 г. обладателем авторского права на произведение, созданное или впервые опубликованное самим правительством либо под его руководством, является правительство Великобритании.
Основу имущественных прав составляют правомочия по опубликованию, воспроизведению и распространению произведений в целях получения прибыли с одновременным запрещением другим лицам использовать данные произведения. Конкретные формы и порядок использования имущественных прав определяются спецификой конкретных видов произведений.
Например, важным правом авторов произведений изобразительного искусства является так называемое «право следования» (droit de suite). Суть этого права кратко раскрывает § 26 Закона об авторском праве ФРГ от 9.09.1965 г., согласно которому право следования это право автора произведения изобразительного искусства «auf einen Anteil am Erlos einer WeiterverauPerung des Originals dieses Werkes nach erstmaliger VerauPerung durch den Urheber selbst» (т. е. «на получение части выручки от перепродажи оригинала произведения после первой продажи его самим автором»).
Правовой формой использования произведений служат различные авторские договоры: об уступке авторских прав, о предоставлении права использования произведений, в том числе права их переделки или перевода на другой язык. Последние договоры обычно именуются лицензионными. Выдача лицензий на использование произведений (как и уступка авторских прав) осуществляется в пределах срока действия данных прав. Этот срок включает время жизни автора и определенное число лет (25, 50, 70) после его смерти. В некоторых странах на отдельные произведения срок действия авторских прав исчисляется с даты создания или опубликования произведения.
Использование произведения без согласия автора или другого правообладателя является нарушением авторского права (контрафакцией). Нарушение влечет запрет использования, наложение ареста на изготовленную продукцию (книги, грампластинки и т. п.) и возмещение убытков. Во многих странах за нарушение авторских прав установлена также уголовная ответственность в виде денежного штрафа и даже тюремного заключения.
Авторское законодательство и судебная практика предусматривают случаи допустимого использования творческих произведений без согласия правообладателя и без выплаты (либо с выплатой) гонорара. В частности, допускается свободное использование охраняемых произведений: в личных целях без извлечения прибыли, в том числе путем снятия копий с применением современных средств репродуцирования; в целях исследования или критики путем цитирования небольших отрывков произведений; в образовательных целях; в судопроизводстве; в целях улучшения работы библиотек, архивов и средств массовой информации (газет, журналов, радио и телевидения).
В большинстве подобных случаев использование не сопровождается выплатой вознаграждения или компенсации правообладателям. Однако в ряде случаев устанавливается своеобразная «принудительная лицензия»: использование осуществляется без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения. Например, в США без согласия правообладателя может осуществляться ретрансляция радио и телепередач по каналам кабельного радио и телевещания. Однако собственник кабельной системы обязан уплатить Бюро по авторским правам определенный процент от сумм, получаемых им от своих абонентов, т. е. от непосредственных пользователей кабельной системы. Полученные отчисления Бюро распределяет между обладателями прав на отдельные произведения, использованные в радио и телепередачах. В сходном порядке могут использоваться в США публично распространенные в этой стране звукозаписи музыкальных произведений, в том числе публично исполняемые посредством платных автоматовпроигрывателей.
Вместе с тем авторскоправовые проблемы широкого использования охраняемых произведений решены далеко не в полном объеме и далеко не во всех странах. Это касается и новых произведений программ для ЭВМ, фонограмм и видеограмм. Стоит также вопрос защиты так называемых «смежных прав» артистовисполнителей (когда их исполнение зафиксировано на материальном носителегрампластинке, магнитной ленте, видео или кинопленке), изготовителей фоно и видеограмм, создателей радио и телепрограмм. Смежные права (neighbouring rights) аналогичны традиционным авторским правам и предполагают использование указанных достижений или продуктов с согласия артистовисполнителей либо изготовителей фонограмм, видеограмм или организаций, осуществивших радио и телепрограмму.
Некоторые из этих проблем уже решены в национальных законах отдельных стран или в международных соглашениях. Например, в США и ряде других стран (как и в России) установлена авторскоправовая охрана программ для ЭВМ, относимых к категории «литературных произведений». Проблему усиления материальных стимулов авторов многократно копируемых произведений в некоторых странах решают путем установления надбавок к ценам на незаписанные («пустые») фоно и видеокассеты или обязательных перечислений части платы за копии произведений на счета их авторов. Эти функции в ФРГ, Японии и некоторых других странах берут на себя специально создаваемые общественные организации.
В целом же, в большинстве стран указанные проблемы находятся пока в стадии активного обсуждения. В частности, дискутируются авторскоправовые проблемы репрографии в научных исследованиях и учебном процессе. Анализу различных сторон данных проблем было посвящено специальное заседание Международной ассоциации по развитию обучения и исследований в области интеллектуальной собственности (ATRIP), проходившее с 5 по 7 сентября 1983 г. в Мюнхене (ФРГ). Участники заседания в своих выступлениях обсуждали пути решения указанных авторскоправовых проблем во Франции, Скандинавских странах, ФРГ и США3 В конечном счете все указанные проблемы упираются в задачу соблюдения и усиления охраны прав авторов произведений и организаций: издательств, изготовителей фонограмм и видеограмм, владельцев радио и телепередатчиков.
Одни из основных прав авторов произведений интеллектуального творчества (помимо личного права авторства или соавторства) это права на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения. Создание новых технических средств резко усилило неконтролируемое и несанкционированное авторами и изготовителями воспроизведение и распространение многих литературных, музыкальных, кино и телепроизведений. В наши дни многие фирмы, конторы, институты и частные лица располагают множеством типов оборудования в виде копировальных машин и цифровых фотоаппаратов, которые позволяют репродуцировать тексты, чертежи и фотоснимки просто и дешево. Сейчас можно получать такие копии, которые отличить от оригинала могут только специалисты. В ФРГ уже в 1973 г. было произведено около 8,75 млрд. ксерокопий, в 1974 г. около 10,1 млрд., а в 1975 г. 12,7 млрд. В США в 1967 г. было сделано 27,5 млрд. ксерокопий и в Голландии в 1972 г. 4 млрд. Специалисты полушутя говорят: «В эпоху ксерографии каждый издатель».
Вообще репрографию можно поставить в один ряд с такими достижениями человечества, как создание письменности и изобретение книгопечатания. Все более широкое использование ксерокопировальной техники может в ближайшее время обострить рассматриваемые авторскоправовые проблемы и в нашей стране. Некоторое время назад средства репрографии использовались у нас явно недостаточно. Однако сейчас уже трудно представить себе нормальную работу наших предприятий, учреждений, научно исследовательских, конструкторских организаций, библиотек, вузов и архивов без подобных средств оперативного копирования или микрофильмирования информации. Создано совместное российскоанглийское предприятие «репроцентр» на базе В/О Внешторгиздат и фирмы «Рэнк Ксерокс Лтд». Предприятие производит все виды чернобелого копирования. Все шире используются у нас также видеотехника, видеозапись и кабельное телевидение.
Среди прав, о защите которых беспокоятся авторы оригинальных произведений и организацииизготовители, на первом месте стоят права имущественные. Прошло время, когда забота о гонораре воспринималась как нечто унизительное. По словам В. Веинке, в прошлом многие испытывали неудобство от того, что приходилось связывать свое творчество с низменными, по их мнению, материальными интересами. К примеру, Лев Толстой постоянно иронизировал над писателями, которые не довольствовались той славой, которой могли достичь, а хотели бы получить в придачу и деньги. Имущественные права, как, впрочем, и личные права авторов многократно копируемых произведений интеллектуального творчества, охраняются национальным законодательством и международными соглашениями. Правда, как уже отмечалось, уровень этой охраны пока недостаточен.
Международные конвенции, прежде всего Бернская и Всемирная, а также многие национальные законы об авторском праве в принципе содержат положения, позволяющие регламентировать воспроизведение опубликованных произведений третьими лицами. Однако техника воспроизведения так быстро развивается и совершенствуется, что на практике указанные нормативные положения эффективно не работают: надо либо принимать специальные национальные законы, либо заключать особые международные соглашения. Мировая авторскоправовая практика развивается именно по такому пути.
Право автора литературных и художественных произведений на их воспроизведение любым способом и в любой форме закреплено в ст. 9 Бернской конвенции. Вместе с тем предусматривается возможность в национальных законодательствах устанавливать случаи свободного воспроизведения произведений при определенных обстоятельствах, которое не противоречило бы «обычному, нормальному использованию работы» и не вело к необоснованному ущемлению законных интересов автора. В тексте Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г. право на воспроизведение вообще не упоминается. «Исключительное право на разрешение воспроизведения любыми способами» предусматривает лишь парижский текст данной конвенции (1971 г.). При этом оговаривается необходимость со стороны стран участниц конвенции «придерживаться разумного уровня эффективной охраны» признаваемых конвенцией прав.
Вследствие этого в отдельных странах были приняты национальные акты (например, в США Закон о правилах копирования библиотеками). Этот акт запрещает библиотекам заниматься «систематическим воспроизведением или распространением единичных или многочисленных экземпляров» и принимать заказы на копирование в количестве, могущем быть квалифицированным в качестве «выпуска в свет». Французский закон № 57298 от 11 марта 1957 г. об охране литературной и художественной собственности допускает копирование или репродуцирование опубликованного произведения для использования его исключительно в личных целях (п. 2 ст. 41). Аналогичное правило предусматривает ст. 69 действующего итальянского закона об авторском праве.
Однако указанные акты не решают проблем дополнительного вознаграждения авторов копируемых произведений. По мнению датского ученого В. Веинке, легализовать всю копировальную деятельность «вообще не представляется возможным». Поэтому, как он полагает, следует отдать предпочтение экономической основе обычной издательской деятельности. Во многих странах пытаются найти такую систему, которая обеспечила бы правообладателям (авторам, издателям, редакторам газет и журналов) сносное вознаграждение за копирование их произведений и которая одновременно не служила бы препятствием для разумного использования технических вспомогательных средств. В. Веинке поддерживает идею репродуцирования на основе лицензионных договоров между организациями правообладателей и потребителей. Обсуждавшие данную проблему эксперты предлагают для ее решения «включение в стоимость используемых материалов части авторского гонорара, заключение писательскими организациями специальных договоров с государственными органами, которые будут производить соответствующие компенсационные отчисления».
Вместе с тем многие комментаторы предсказывают неизбежность возвращения к проблемам международной регламентации репрографического репродуцирования произведений. В связи с проблемой дополнительного вознаграждения авторов репродуцируемых печатных произведений заслуживает внимания практика видеозаписи. Широкое и практически бесконтрольное использование видеозаписывающей техники, ее доступность и портативность на практике приводят к тому, что обладатели прав несут ощутимые имущественные потери в связи с существенным сокращением рынка сбыта своих произведений. По мнению специалистов, основным методом, который мог бы быть применен национальными законодательствами в подобных ситуациях, может служить метод компенсации, выплачиваемой обладателям прав с целью уменьшения отрицательного эффекта бесконтрольного использования их произведений. Эта компенсация может образовываться за счет включения ее в цену оборудования, используемого для фиксации, либо в цену материалов, служащих для закрепления изображения (пленки, кассеты, пластинки), либо того и другого. Сбор компенсационных выплат может производиться коллективным органом (к примеру, по охране авторских прав) и распределяться между соответствующими категориями обладателей авторских прав.
Система компенсации установлена, например, в ФРГ, где параграфом 53 (5) Закона об авторском праве 1965 г. установлены отчисления от продажной цены записывающего оборудования (в настоящее время 4,07%, не более 5%). В отличие от этого проект нового закона об авторском праве Австрии предусматривает компенсацию за счет цены, устанавливаемой на материалы, используемые для видеозаписи. Возможность применения подобной системы изучается и в Великобритании. Естественно, различные системы компенсаций не лишают обладателей прав возможности реализовывать свои правомочия на использование произведений обычным способом, предоставляемым им международными конвенциями, национальным законодательством или двусторонними соглашениями, в случае осуществления незаконной продажи на рынке записей их произведений.
С вопросами дозволенного и недозволенного использования произведений, охраняемых авторским правом, тесно переплетаются нормы различных институтов гражданского и торгового права, в частности, широко применяются положения обязательственного права. Неслучайно отдельные комплексы норм, регламентирующие организационно и договорноправовые отношения авторов (иных правообладателей) с издательствами, киностудиями, театрами и другими организациями, даже получили специальные названия, в частности издательское и киноавторское право. Авторские договоры широко используются во внешней торговле, регулируемой нормами международного частного права.
Оценивая в целом становление, развитие и состояние современного авторского права, можно сказать, что оно позволяет осуществлять эффективный контроль обладателей авторских прав за использованием охраняемых произведений. Правовые концепции, положенные в основу как национальных законов, так и международных конвенций, способствовали расширению круга охраняемых объектов, объема авторских правомочий, повышению уровня охраны произведений. Все это способствует усилению монопольного контроля правообладателей, т. е. прежде всего владельцев издательств, театров, концертных залов, киностудий, радио и телеорганизаций, студий звуко и видеозаписи, за эксплуатацией результатов интеллектуального творчества.
Современный научнотехнический прогресс в сфере использования этих результатов значительно ускорил процесс отчуждения правомочий от действительных создателей творческих произведений. И в наше время писатель нередко «обогащает книгопродавца, издающего его сочинения». Все это позволяет крупному капиталу свободно «покупать газеты, покупать писателей, подкупать и покупать и фабриковать общественное мнение». Тексты авторскоправовых законов, в которых сплошь и рядом упоминается сам автор произведения, находятся в явном противоречии с их сутью. Формально выдвигая автора на первое место, они по существу игнорируют тот факт, что автор в подавляющем большинстве случаев вынужден уступать почти все свои права частному капиталу.
Критической оценки заслуживают и идеологические, и даже психологические аспекты зарубежного авторского права, не ставящего ощутимые преграды на пути «культурного вмешательства» в жизнь других стран и народов. Есть немало фактов, свидетельствующих о возрастающем господстве обычного и кабельного телевидения на повседневную человеческую жизнь , о том, что «видео это конкурентная война».
Западные авторы обычно освещают данные проблемы со своих позиций, подчеркивая важные предписания «в пользу» развивающихся стран, имеющиеся в Бернской конвенции и Всемирной конвенции об авторском праве. Вместе с тем некоторые зарубежные авторы высказывают в целом критическую оценку современного авторского права и вносят предложения по его «гармонизации».
Например, В. Веинке утверждает, что в течение последних десятилетий традиционное авторское право подвергалось нападкам со многих сторон. Часть из них имела идеологикополитические основы, но чаще всего критиковалась система правил, ставшая такой сложной, что создала трудности, ограничив в неразумной степени свободу обмена и доступа населения к литературе и искусству. Разделяя подобную оценку, В. Веинке вместе с тем полагает, что нынешнее авторское право не может быть заменено «культурным правом для всех», как предлагают некоторые авторы. В. Веинке считает, что авторское право должно сохраняться, приспосабливаясь к меняющимся условиям создания и использования результатов духовного труда. Иначе говоря, несмотря на оригинальность ряда высказываний, ученый в целом стоит на позициях, типичных для западных специалистов в области авторского права.