3.4. Стандартизированные договоры куплипродажи

| Правовой портал "Правопорядок" | 3.4. Стандартизированные договоры куплипродажи |
3.4. Стандартизированные договоры куплипродажи

Широкая стандартизация условий договоров куплипродажи во внутренней и внешней торговле привела к выработке стандартизированных обозначений условий погрузки и вообще продажи товаров: ФОБ, СИФ, ФАС и КАФ. Существуют также типизированные сделки на следующих условиях: по прибытии, франкограница, франковагон. В настоящее время данные формы сделок обычно применяются во внешней (или «заморской») торговле, однако в некоторых странах их используют и во внутренних торговых операциях в соответствии с национальным законодательством (например, ст. 2319 2322 ЕТК США).
Разумеется, процессы стандартизации торговых, в том числе внешнеторговых сделок невозможно глубоко оценить без всестороннего анализа всего спектра международно правового регулирования куплипродажи. В рамках этого регулирования осуществляется перевозка товаров морским, воздушным и наземным транспортом ; вырабатываются договорные гарантии прав торговых партнеров ; происходит передача ТНК прибылей из развивающихся стран и борьба последних за экономическую независимость и новый мировой экономический порядок.

В нашей стране постоянно возрастает интерес к правовому регулированию экспорта и импорта товаров , прежде всего, к договору внешнеторговой куплипродажи. Все большее значение приобретают в нашей внешнеторговой практике международные соглашения, в первую очередь Венская конвенция 1980 г. о договорах международной куплипродажи товаров. Однако все эти вопросы выходят далеко за рамки данного пособия.
ФОБ (FOB) это аббревиатура английских слов «free on board» (свободно на борту). По договору куплипродажи на условиях ФОБ продавец за свой счет доставляет товар в порт и осуществляет его погрузку на борт судна. Кроме того, он несет расходы по упаковке товара, его проверке, необходимой для транспортировки и поставки, по его измерению, взвешиванию либо подсчету. Продавец получает также экспортную лицензию и несет все риски, которым подвергается товар до его фактического перехода через поручни судна.
Со своей стороны покупатель обязан за свой счет зафрахтовать судно или его часть, сообщить продавцу о прибытии судна, оплатить товар и все расходы вплоть до момента его погрузки на борт судна. Например, если сделка оформлена на условиях «100 000 франков ФОБ Марсель», то 100 000 франков включают как плату за товар, так и все расходы, понесенные продавцом до момента погрузки товара на борт судна в порту г. Марселя. Формулу «свободно на борту» нельзя трактовать буквально: погрузка может осуществляться не только на борт судна, но и на другое транспортное средство. Поэтому ст. 2319 ЕТК США употребляет более широкие формулы: «ФОБ место отгрузки», «ФОБ место назначения» и «ФОБ судно, вагон или другое средство транспорта».
ФАС это разновидность договора типа ФОБ. Согласно п. 2 ст. 2319 ЕТК, «поскольку иное не установлено соглашением, условие «ФАС судно (свободно вдоль борта) определенный порт», даже если эта формулировка употребляется лишь в связи с указываемой ценой, означает условие сдачи. По этому условию продавец обязан: а) за свой счет и риск расположить товары вдоль борта судна способом, принятым в порту или на пристани, указанной и обеспеченной покупателем; б) получить и передать расписку на товары, в обмен на которую перевозчик обязан выдать коносамент».
В последнее время по договорам ФОБ на продавца все чаще стали возлагать также обязанность фрахтовать судно и страховать товар. Этот вид стандартизированной сделки получил название СИФ (CIF: cost (стоимость или цена товара), insurance (страхование) и freight (фрахт, т. е. провозная плата)). В соответствии со ст. 2320 (1) ЕТК, «условие СИФ означает, что в цену включается стоимость товара, а также страхование и фрахт до обусловленного места назначения». Разновидностью СИФ является КАФ, означающее, что «в цену включается стоимость товара и фрахт до обусловленного места назначения» (п. 1 ст. 2320 ЕТК).
По мере применения сделок на условиях СИФ в судебной практике постепенно сформировались устойчивые правила об обязанностях продавца по обеспечению перевозки товаров и их страхованию от возможных рисков. В 1928 г. Ассоциацией международного права были опубликованы так называемые Варшавские международные правила СИФ. После их пересмотра в 1932 г. в Оксфорде они стали именоваться Варшавско Оксфордскими правилами СИФ 19281932 гг. Данные правила, не будучи официальным международным соглашением, применяются при условии их упоминания в конкретном торговом контракте.
Главное назначение ВаршавскоОксфордских правил состоит в определении основных обязанностей продавца и покупателя через структуру покупной цены. В соответствии с последней продавец обязан: а) перенести на покупателя право собственности на товар условленного качества и в установленном количестве; б) отправить товар в место, указанное покупателем; в) за свой счет застраховать товар на весь период его перевозки; г) оплатить за свой счет вывозные пошлины и все портовые сборы, связанные с отправкой товара; д) послать и предложить покупателю все надлежаще оформленные документы на погруженный или в соответствующих случаях переданный перевозчику для погрузки товар. Со своей стороны, покупатель обязан: а) уплатить продавцу указанную в счетефактуре цену; б) принять товар и уплатить часть фрахта, не выплаченную продавцом в порту отгрузки; в)оплатить ввозные пошлины и все расходы, связанные с разгрузкой прибывшего товара. В случае необходимости покупатель должен получить импортную лицензию и другие документы, необходимые для ввоза товара.