1.2.3. Источники гражданского и торгового права Англии

| Правовой портал "Правопорядок" | 1.2.3. Источники гражданского и торгового права Англии |
1.2.3. Источники гражданского и торгового права Англии

Право Англии и США относится к одной и той же правовой семье, именуемой «общим правом» (Common Law). Исторически основное отличие англоамериканского права от романогерманского выражается в определяющей роли в нем судебных решений (прецедентов) по сравнению со статутным («писаным») правом и в отсутствии (или второстепенной роли) кодифицированных актов. Например, в Англии до сих пор нет ни гражданского, ни торгового кодексов. В учении о праве Англии и США нет раздела «общие положения» по той причине, что в их праве нет совокупности норм, которые действительно были бы общими для всех его частноправовых институтов.
Английское общее право создавалось королевскими судами, руководствовавшимися при рассмотрении гражданских дел местными обычаями. Со временем их решения (прецеденты) становились обязательными при решении всех аналогичных дел (вне их связи с той или иной местностью) теми же или нижестоящими судами. При этом любое право, созданное судебным решением, может быть отменено или изменено парламентским актом (Act of Parliament).

Оксфордский словарь определяет прецедент как «пример или дело, которое принимается или может быть принято в качестве образца или правила для последующих дел либо с помощью которого может быть подтвержден или объяснен какойлибо аналогичный акт или обстоятельство». Поскольку полная аналогия фактов встречается сравнительно редко, решение зависит от усмотрения судьи, который, по существу, становится законодателем.
Важно и другое: прецедент представляет собой лишь ту часть судебного решения, которая именуется ratio decidendi (т. е. «основание решения: положение или принцип, или основа, на котором или которой принимается решение»). По определению Руперта Кросса, ratio decidendi является правовой нормой, прямо или опосредованно рассматриваемой судьей как необходимый шаг в формулировании вывода, соответствующего принятым им ранее доводам, или необходимая часть его указаний присяжным ; остальная часть судебного решения именуется obiter dictum (т. е. «заявление, относящееся к вопросу, не являющемуся предметом решения» ) и может носить лишь убедительный характер.
Изложенное выше лишний раз дает повод характеризовать, к примеру, английское договорное право как «необычайно сложный правовой механизм, в основе которого лежат многочисленные и не всегда ясные судебные прецеденты и широкое усмотрение судов, опирающееся на свободное толкование условий заключенного договора». Как тут не вспомнить оценку прецедентов, данную английским сатириком Свифтом еще два с половиной века назад: «В судейском сословии установилось правило, что однажды вынесенное решение может, по аналогичному поводу, применяться вновь; на этом основании они с великою заботливостью сохраняют все старые решения, попирающие справедливость и здравый человеческий смысл. Эти решения известны у них под именем прецедентов; на них ссылаются как на авторитет для оправдания самых несправедливых мнений, и судьи никогда не упускают случая руководствоваться этими прецедентами».
При разборе тяжб судьи «тщательно избегают касаться сущности дела; зато горячатся и кричат до хрипоты, пространно излагая обстоятельства, не имеющие к делу никакого отношения». Например, мой сосед решил присвоить мою корову. Рассматривая такое дело, судьи «никогда не выразят желания узнать, какое право имеет мой противник на мою корову и какие доказательства этого права он может представить; но проявят величайший интерес к тому, рыжая ли упомянутая корова или черная; длинные у нее рога или короткие; круглое ли то поле, на котором она паслась, или четырехугольное; дома ли ее доят или на пастбище; каким болезням она подвержена и т. п.; после этого они начнут справляться с прецедентами, будут откладывать дело с одного срока на другой и через десять, двадцать или тридцать лет придут наконец к какомунибудь решению».
Статутное право Англии образуют действующие законы о: продаже (1979 г.), исковой давности (1980 г.), передаче имущества и услугах (1982 г.) , арендной плате (1984 г.) , об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г. , компаниях (1985 г.) и многие другие. Англия член ЕЭС и ЕС. Поэтому ее статутное право, как и право Франции, ФРГ и других стран, испытывает прямое или косвенное влияние гражданского, торгового и иного законодательства Общего рынка и Европейского Союза. Ежегодно в Великобритании прибавляется 2000 судебных решений, около 80 статутов, 300 новых сборников по действующему праву, а также европейскому праву. В результате в современной Англии насчитываются сотни тысяч относительно систематизированных прецедентов, многие тома законов, парламентских актов и делегированного законодательства, т. е. актов правительства, издаваемых на основе предоставленных ему полномочий, а также актов органов ЕС и ЕЭС (регламентов, директив и т. п.). Подобное состояние источников английского права в сочетании с запутанностью и казуистичностью многих из них открывает широкий простор судебному усмотрению.
Английское право оказало сильное влияние на правовые системы других стран (прежде всего бывших английских колоний), включая США. Соединенное Королевство попрежнему занимает особое место среди стран «общего права». Здесь не только их исторические корни. И в настоящее время, хотя Великобритания и утратила прежние позиции в мире, ее влияние в Содружестве продолжает сохраняться. Кроме того, процессы, происходящие в системе источников английского права, характерны и для правовых систем других стран данной семьи.