§ 3. Виды договоров банковского счета

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Виды договоров банковского счета |
§ 3. Виды договоров банковского счета

1. Система банковских счетов

В зависимости от объема расчетных операций, которые вправе совершать клиент банка, счета можно подразделить на:
— расчетные;
— текущие;
— специальные (бюджетные, валютные, ссудные, депозитные).
В зависимости от субъектного состава договора счета можно подразделять также на клиентские и межбанковские (в Банке России, «лоро-ностро»).
В зависимости от технических средств, оформляющих отношения сторон по договору, можно выделить карточные счета. Расчетные, текущие и некоторые специальные счета (например, депозитные и ссудные) могут оформляться банковскими картами (карточные счета) <1>.
———————————
<1> Расчеты по счетам, оформленным банковскими картами, регулируются Положением Банка России от 24 декабря 2004 г. N 266-П об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт // Вестник Банка России. 2005. N 17.

2. Договор расчетного счета

Расчетные счета в настоящее время открываются всем юридическим лицам, а также гражданам-предпринимателям. С расчетного счета клиенты банков вправе осуществлять все виды расчетных операций (безналичных расчетов). Кроме того, банки предоставляют им услуги кассового характера (прием и выдача наличных денег) в соответствии с правилами, установленными законодательством <1>. Наряду с наличными <2> и безналичными платежами по возмездным гражданско-правовым договорам, а также выплатами социального характера (зарплата, отпускные и т.п.) клиенты с расчетного счета производят уплату налогов и иных обязательных платежей. С этим связан ряд публично-правовых ограничений, применяемых при открытии и ведении расчетного счета. Так, для открытия расчетного счета клиент обязан представить банку документ о постановке на налоговый учет, а также сообщить о его открытии во внебюджетные фонды.

———————————
<1> См.: Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный письмом Центрального банка РФ от 4 октября 1993 г. N 18 // Экономика и жизнь. 1993. N 42 — 43; Вестник Банка России. 1996. N 11, а также Положение Центрального банка РФ от 5 января 1998 г. N 14-П о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации // Вестник Банка России. 1998. N 1; 1999. N 4; 2002. N 61.
<2> Указание Центрального банка РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» // Вестник Банка России. 2001. N 69.

Юридические лица и граждане-предприниматели вправе открывать неограниченное количество расчетных счетов <1>, однако, поскольку ряд юридических лиц имел задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, они были обязаны все расчеты по погашению задолженности перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами осуществлять с одного из рублевых расчетных счетов в одном из банков или иной кредитной организации (счета недоимщика), который специально регистрировался в налоговых органах <2>. Денежные средства, поступавшие на любые другие счета недоимщиков в банках или иных кредитных организациях, а также находившиеся на них остатки средств, за некоторыми исключениями, подлежали полному перечислению на счет недоимщика. При этом со ссылкой на ч. 2 ст. 846 ГК банкам и иным кредитным организациям разрешалось отказывать в совершении операций по счетам недоимщиков по поручениям, не соответствующим положениям этого Указа.
———————————
<1> В течение непродолжительного времени в России действовало положение о возможности открытия только одного расчетного счета (п. 2 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» // СЗ РФ. 1994. N 5. Ст. 396), которое было менее чем через год признано утратившим силу (см.: Указ Президента РФ от 21 марта 1995 г. N 291 «О признании утратившим силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006»).
<2> См.: Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4144 (утратил силу в полном объеме только согласно Указу Президента РФ от 2 февраля 2005 г. N 116 // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 441).

3. Договор текущего счета

Текущие счета открываются организациям, не обладающим правами юридического лица, в том числе филиалам и представительствам юридических лиц. Кроме того, обособленным подразделениям юридических лиц, расположенным вне места их нахождения, могут открываться расчетные субсчета, которые по своему правовому режиму почти ничем не отличаются от текущих счетов.
По текущим счетам и расчетным субсчетам указанные организации могут осуществлять ограниченный круг расчетных операций, связанных с основной деятельностью юридического лица. С текущих счетов, а также расчетных субсчетов, как правило, не осуществляются социальные выплаты, а банки, в которых они открыты, не осуществляют кассового обслуживания данных клиентов. Вместе с тем, поскольку в ряде случаев филиалы, представительства, а также иные обособленные подразделения юридических лиц являются самостоятельными субъектами налоговых отношений, к открытию и ведению этих счетов применяются публично-правовые правила, аналогичные применяемым к открытию и ведению расчетного счета.
Традиционно текущими являются счета в банках, открываемые гражданам. По таким счетам граждане вправе осуществлять платежи в безналичном порядке. Единственным ограничением совершаемых гражданами безналичных платежей здесь является отсутствие возможности производить платежи, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Часто договор банковского счета между банком и гражданином носит смешанный характер. Текущие счета граждан могут сочетать в себе отношения, вытекающие из договора банковского счета и из договора банковского вклада. В связи с этим клиенты с одного счета осуществляют безналичные платежи за жилье, коммунальные услуги и т.д., а также вправе требовать начисления на остаток средств на нем процентов по вкладу до востребования.

4. Договоры специального счета

Специальный характер бюджетных счетов проявляется в особенностях субъектного состава, источников формирования денежных средств, зачисляемых на них, а также направлений их расходования. Согласно ст. 68 и ст. 69 БК ассигнования на содержание бюджетных учреждений относятся к текущим расходам бюджета.
В соответствии со ст. 161 БК бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.
Бюджетные учреждения вправе расходовать бюджетные средства только на:
— оплату труда;
— перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
— трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
— командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
— оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам или в соответствии с утвержденными сметами.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается (ст. 70 БК), что и определяет содержание операций, проводимых банками по этим счетам.
В целях упорядочения учета средств федеральных органов исполнительной власти, иных прямых получателей средств федерального бюджета и находящихся в их ведении организаций, финансируемых из федерального бюджета, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и перевода счетов по учету этих средств в органы федерального казначейства Министерство финансов РФ, иные федеральные органы исполнительной власти, а также другие получатели средств федерального бюджета были обязаны до 1 января 1999 г. обеспечить закрытие в кредитных организациях своих счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и перечисление остатков средств с указанных счетов на открытые в органах федерального казначейства лицевые счета <1>.
———————————
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1001 «О мероприятиях по переводу в органы федерального казначейства счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» // СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4405; N 43. Ст. 5365.

Специальный характер валютных счетов проявляется в специфике субъектного состава, объекта (иностранная валюта), а в некоторых случаях также и в строго целевом характере использования находящихся на них средств. В соответствии со ст. 5 Закона о валютном регулировании валютные операции осуществляются, а счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений, если порядок осуществления валютных операций, использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) <1> не установлены органами валютного регулирования в соответствии с данным Законом. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные этим Законом.
———————————
<1> См.: Инструкция Центрального банка РФ от 7 июня 2004 г. N 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» // Вестник Банка России. 2004. N 36; 2005. N 4.

Валютные счета открываются резидентам и нерезидентам только в уполномоченных банках, т.е. в банках, имеющих валютную лицензию, выданную Центральным банком РФ. Согласно ст. 14 Закона о валютном регулировании резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено этим Законом. По общему правилу расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ <1>. В случаях, установленных ст. 12 Закона о валютном регулировании, резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации.
———————————
<1> Порядок открытия и ведения банковских счетов и вкладов нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк РФ, если иное не предусмотрено данным Законом (см.: Положение о порядке переоформления уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации, открытых в уполномоченных банках, в связи с принятием Инструкции Банка России от 7 июня 2004 г. N 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов», утв. Центральным банком РФ 7 июня 2004 г. N 259-П // Вестник Банка России. 2004. N 36).

Следует иметь в виду, что валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемыми ими от своего имени и за свой счет, также осуществляются в порядке, установленном Центральным банком РФ <1>.
———————————
<1> См.: указание Центрального банка РФ от 28 апреля 2004 г. N 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками» // Вестник Банка России. 2004. N 33.

Ссудные счета имеют строго целевой характер и предназначены исключительно для кредитования клиентов банков. Направления расходования кредитных ресурсов определяются условиями кредитного договора. В связи с этим числящиеся на них денежные средства не могут использоваться для совершения расчетных и иных операций по правилам, предусмотренным для расчетных или текущих счетов. Поэтому средства, получаемые от реализации товаров, работ и услуг, а также внереализационные доходы не могут направляться непосредственно на эти счета, а должны переводиться на них (в уплату процентов и для возвращения суммы основного долга по кредитному договору) только после зачисления на расчетный или текущий счет организации клиента банка <1>.
———————————
<1> См., например: письмо Минфина России N 45 и Госналогслужбы России N ВГ-6-09/301 от 5 мая 1996 г. «Об операциях по счетам в коммерческих банках» // Экономика и жизнь. 1996. N 22, а также Постановления Президиума ВАС РФ от 29 июля 1997 г. N 2353/97, от 21 октября 1997 г. N 2600/97, от 14 октября 1997 г. N 3724/97 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 11; 1998. N 1, 2.

Вместе с тем банк не вправе со ссылкой на положения ст. 410 ГК о зачете не зачислять на расчетный счет поступающие в адрес клиента суммы, указывая на имеющуюся у клиента задолженность по кредиту и иным денежным обязательствам <1>.
———————————
<1> См.: п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 19 апреля 1999 г. N 5.

Межбанковские счета выделяются по субъектному составу. Субъектами данного вида договора банковского счета являются только банки и иные кредитные организации. Правила гл. 45 ГК распространяются на корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, другие счета банков, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами.
Кредитные организации обязаны иметь корреспондентские счета в Центральном банке РФ. В соответствии со ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности для оплаты уставного капитала им открывается корреспондентский счет в системе Банка России. Корреспондентские отношения между Банком России и кредитными организациями строятся на договорной основе. От имени Банка России в корреспондентские отношения с кредитными организациями вступают его специальные подразделения — расчетно-кассовые центры (РКЦ) <1>. Наряду с этим согласно ст. 860 ГК и ст. 28 Закона о банках и банковской деятельности корреспондентские отношения также могут устанавливаться и между отдельными банками. Такие корреспондентские отношения получили наименование счетов «лоро-ностро».
———————————
<1> См.: разд. 9 Типового положения Центрального банка РФ от 7 октября 1996 г. N 336 «О расчетно-кассовом центре Банка России» // Банковский бюллетень. 1996. N 44.

Вопросы, касающиеся порядка, условий установления корреспондентских отношений и правил осуществления расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций, открытым в Банке России, в других кредитных организациях (их филиалах), а также по счетам межфилиальных расчетов одной кредитной организации, урегулированы в настоящее время ч. II и ч. III Положения Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» <1>. Порядок и условия установления корреспондентских отношений с иностранными банками также определяются Центральным банком РФ <2>.
———————————
<1> Вестник Банка России. 2002. N 74; 2003. N 17; 2004. N 39.
<2> См.: письмо Центрального банка РФ от 17 октября 1996 г. N 345 «Об установлении российскими кредитными организациями прямых корреспондентских отношений с иностранными банками» // Вестник Банка России. 1996. N 57; 1997. N 70; 2000. N 17, а также указание Центрального банка РФ от 7 августа 2003 г. N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» // Вестник Банка России. 2003. N 51.

Порядок проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций урегулирован Центральным банком РФ <1>.
———————————
<1> См.: Положение о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций от 1 марта 1996 г. N 244 // Вестник Банка России. 1996. N 10, 33, 38; 1999. N 14.

Кредитные организации обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления (п. 5.1 ст. 7 Закона о противодействии легализации незаконных доходов).