§ 2. Обязательства из договоров о передаче смежных прав

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Обязательства из договоров о передаче смежных прав |
§ 2. Обязательства из договоров о передаче смежных прав

1. Особенности договоров о передаче смежных прав

Закрепляемые за исполнителями, производителями фонограмм, организациями эфирного и кабельного вещания смежные права передаются пользователям объектов их прав на договорной основе. В отличие от авторских правоотношений договорные отношения в сфере смежных прав носят более сложный характер. Они органически связаны друг с другом и с авторскими правоотношениями. Поэтому в данной сфере одновременно должны уступаться по договорам разрешения на использование как постановок, исполнений и передач, так и охраняемых авторским правом исполняемых (записываемых, передаваемых) произведений.
Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои смежные права лишь в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором произведения, записанного на фонограмме или передаваемого в эфир либо по кабелю. Точно так же передача по договору разрешения на использование постановки не отменяет необходимости получения договорного разрешения у других участвующих в ней исполнителей, а также у автора исполняемого произведения (п. 2 ст. 36 Закона об авторском праве).

2. Договоры о передаче исключительных исполнительских прав

Передачу по договорам другим лицам (пользователям) исключительных прав исполнителя предусматривают п. 4 и п. 7 ст. 37 Закона об авторском праве. Предметом договора служит разрешение пользователю:
— осуществлять передачу исполнения или постановки в эфир и сообщение его для всеобщего сведения по кабелю;
— записывать ранее не записанные исполнение или постановку;
— воспроизводить их запись;
— передавать сделанную первоначально в некоммерческих целях запись в эфир или по кабелю;
— сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму с участием исполнителя.
Все разрешения выдаются самим исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей — руководителем такого коллектива. Договор заключается в письменной форме.
Своеобразный порядок осуществления прав исполнителя применяется при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму в случае последующей передачи исполнения или постановки либо проведения записи в этих целях организациями эфирного или кабельного вещания, а также при создании аудиовизуального произведения. Так, при заключении договора на запись исполнения или постановки право сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму переходит к производителю фонограммы, а исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (п. 2 ст. 37, ст. 39 Закона об авторском праве).
Если в договоре исполнителя с вещательной организацией прямо предусмотрены необходимые разрешения на последующие передачи исполнения или постановки, осуществление записи для передачи и воспроизведение такой записи данной организацией (пп. 1, 2, 3 п. 2 ст. 37 Закона об авторском праве), то дополнительные разрешения на эти действия вообще не требуются (п. 5 ст. 37 Закона об авторском праве). Наконец, если исполнитель участвует в создании аудиовизуального произведения, то, заключая договор с изготовителем этого произведения на его создание, он предоставляет изготовителю свое исключительное право на использование аудиовизуального произведения, закрепленное в пп. 1, 2, 3 и 4 п. 2 ст. 37 Закона об авторском праве. При этом права на отдельное использование изготовителем звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, исполнитель не передает.
По договору о передаче исполнительских прав стороны приобретают взаимные права и обязанности. Взамен права на использование исполнения или постановки в обусловленной форме пользователь уплачивает исполнителю вознаграждение за каждый вид использования (абз. 3 п. 1 ст. 37 Закона об авторском праве). Размер вознаграждения определяется по соглашению сторон. Если размер вознаграждения не установлен соглашением сторон, то он в случае спора может быть установлен по правилам п. 3 ст. 424 ГК — как вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно уплачивается за передачу аналогичных прав. В случае же сдачи фонограммы исполнения в прокат (пп. 5 п. 2 ст. 37 Закона об авторском праве) вознаграждение в виде сумм за прокат распределяется между ее производителем и исполнителем поровну (п. 2 ст. 39 Закона об авторском праве).

Закон не устанавливает максимального размера исполнительского вознаграждения. Он определяет лишь минимальные размеры. Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» <1> утверждены подобные ставки рекомендательного характера.
———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2529 (далее — Постановление Правительства РФ N 614).

3. Договоры о передаче исключительных прав производителя фонограммы

Как и в договорах о передаче исполнительских прав, в данных договорах предметом является разрешение пользователю:
— воспроизводить фонограмму (т.е. изготовлять ее экземпляры);
— переделывать или любым иным способом перерабатывать ее;
— распространять экземпляры фонограммы (продавать, сдавать в прокат и т.д.);
— импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.
Право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат может быть передано пользователю только по его договору с производителем фонограммы — независимо от того, кому принадлежит право собственности на эти экземпляры (абз. 2 п. 3 ст. 38 Закона об авторском праве).
По договору о передаче фонограммных прав производитель имеет право на вознаграждение за каждый вид использования фонограммы. Это право имеют также производители фонограмм, опубликованных в коммерческих целях и используемых в силу п. 1 ст. 39 Закона об авторском праве без согласия как ее производителя, так и исполнителя.
Однако порядок определения размера вознаграждения и его выплаты различаются. Обычно вознаграждение определяется соглашением сторон с учетом (при необходимости) минимальных размеров, установленных рекомендательными нормами Постановления Правительства РФ N 614. Вознаграждение же за использование опубликованной коммерческой фонограммы путем ее публичного исполнения (с эстрады, на дискотеке, в ресторане, баре, кинотеатре и т.д.), передачи в эфир или по кабелю собирается, распределяется и выплачивается одной из организаций, управляющих правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе (ст. 44 Закона об авторском праве), в соответствии с соглашением между этими организациями <1>. При отсутствии иной договоренности указанное вознаграждение распределяется между производителем фонограммы и исполнителем поровну.
———————————
<1> См. далее § 3 настоящей главы.

Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы или объединениями (ассоциациями) таких пользователей, с одной стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут соглашения, — специально уполномоченным органом Российской Федерации. Пользователи фонограмм должны представлять организации, выплачивающей вознаграждение, программы с точными сведениями о количестве использованной фонограммы, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения (п. 3 и п. 4 ст. 39 Закона об авторском праве).

4. Договоры о передаче исключительных прав организаций эфирного и кабельного вещания

Обладая исключительным правом на передачу, организация эфирного вещания вправе разрешать другой организации одновременно:
— ретранслировать свою передачу в эфир;
— сообщать ее по кабелю;
— записывать и воспроизводить запись передачи;
— сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.
Несмотря на то, что в ст. 40 Закона об авторском праве в отличие от ст. 37 и ст. 38 не упоминается слово «договор», все эти разрешения оформляются договорами организации эфирного вещания с пользователями.
Предметом этих договоров обычно служит параллельная трансляция другой вещательной организацией передачи либо аналогичное сообщение ее передачи для всеобщего сведения по кабелю. Помимо эфирной или кабельной ретрансляции предметом договоров может выступать запись передачи или ее воспроизведение. Самостоятельный предмет договора — публичное платное прослушивание или просмотр передачи.
Предметом договоров на использование передач организации кабельного вещания в силу п. 2 ст. 41 Закона об авторском праве может являться разрешение другой организации на:
— одновременное сообщение передачи по кабелю;
— передачу ее в эфир;
— запись передачи;
— ее воспроизведение;
— сообщение передачи для всеобщего сведения в местах с платным входом, т.е. для публичного прослушивания или просмотра.
Как права организаций кабельного вещания, так и их предоставление пользователям по договору идентичны правам и договорной форме их передачи организацией эфирного вещания. При этом договорное использование смежных прав на передачи тех и других вещательных организаций осуществляется за вознаграждение.