§ 2. Очередность при наследовании по закону

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Очередность при наследовании по закону |
§ 2. Очередность при наследовании по закону

1. Наследники первой очереди

К числу наследников по закону первой очереди относятся дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК).
В основе призвания детей к наследованию после смерти родителей лежит кровное родство, т.е. происхождение детей от данных родителей, подтвержденное в установленном законом порядке. Однако законодатель имел в виду лишь сыновей и дочерей наследодателя, родившихся в зарегистрированном <1> или приравненном к нему браке.
———————————
<1> В силу п. 2 ст. 48 Семейного кодекса РФ действует презумпция отцовства супруга (бывшего супруга) матери ребенка, если он родился не только в браке, но также и в течение 300 дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери.

Что же касается детей, рожденных вне брака, то после матери они наследуют всегда, а после отца — лишь в тех случаях, когда отцовство подтверждено в установленном законом порядке. В двух случаях это могут сделать органы ЗАГСа: 1) на основании совместного заявления родителей (п. 3 ст. 48 Семейного кодекса РФ); 2) на основании одностороннего заявления отца ребенка в одной из следующих ситуаций:

— мать ребенка умерла;
— признана недееспособной;
— невозможно установить место ее нахождения;
— лишена родительских прав.
Одностороннее заявление может послужить основанием установления отцовства через органы ЗАГСа только в том случае, если получено согласие органов опеки и попечительства.
При отсутствии желания лица добровольно признать свое отцовство в ЗАГСе, оно устанавливается в суде. Причем если ребенок родился до 1 марта 1996 г. (дня введения в действие Семейного кодекса РФ), применяются правила ст. 48 КоБС РСФСР <1>. Если же рождение состоялось после указанной даты, суд руководствуется правилами ст. 49 СК РФ.
———————————
<1> ВВС РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1086.

В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с его матерью, суд вправе в порядке особого производства установить факт признания им отцовства при условии, что не возникает спора о праве. Если же такой спор возник (например, по поводу наследственного имущества), дело рассматривается в порядке искового производства <1>.
———————————
<1> См. п. 4 и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» // БВС РФ. 1997. N 1.

Важно иметь в виду, что признание брака недействительным не влияет на право детей, родившихся в таком браке, — это в полной мере касается и их наследственных прав. Наследуют дети и после родителей, которые были лишены родительских прав.
Усыновленные <1> и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются во всем комплексе прав и обязанностей к родственникам по происхождению. Применительно к наследственным отношениям это положение теперь прямо закреплено в п. 1 ст. 1147 ГК. Именно поэтому после смерти усыновителя усыновленные входят в число наследников первой очереди вместе с его родными детьми.
———————————
<1> Усыновленными являются дети, чье усыновление оформлено в соответствии с правилами гл. 19 Семейного кодекса РФ.

Одновременно усыновленные и их потомство утрачивают право наследовать после смерти своих родителей и других кровных родственников. Родители же усыновленного и другие его кровные родственники не наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства (п. 2 ст. 1147 ГК).

Однако это правило имеет исключение для тех случаев, когда в соответствии с Семейным кодексом РФ родственные отношения между перечисленными лицами сохраняются и после усыновления. Во-первых, если ребенка усыновляет только одно лицо, суд может вынести решение о сохранении отношений между усыновленным и одним из его родителей, если последний, естественно, об этом просит. Однако такая правовая конструкция возможна лишь при том условии, что родители и усыновитель являются лицами разного пола (п. 3 ст. 137 СК). Во-вторых, если один из родителей умер, то по просьбе родителей умершего (соответственно дедушки и бабушки усыновленного) суд может сохранить правовую связь ребенка и родственников умершего родителя.
Переживший супруг относится к наследникам первой очереди только в том случае, если состоял с наследодателем в зарегистрированном браке. Бывший супруг права наследования не имеет.
В этой связи немаловажное значение имеет правильное определение момента прекращения брака в случае развода супругов. Если брак расторгнут в органах ЗАГСа, он прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния. С этого же момента прекращается брак, расторгнутый в суде до 1 мая 1996 г. (п. 3 ст. 169 СК). Если же брак расторгнут в суде после 1 мая 1996 г., он является прекращенным со дня вступления решения суда в законную силу (ст. 25 СК).
Особенность правового положения пережившего супруга в наследственных отношениях заключается в том, что он помимо доли в наследстве получает и так называемую супружескую долю, равную определенной части супружеской собственности (ст. 256 ГК). Ведь в случае смерти одного из супругов их общая совместная собственность на имущество прекращается. При этом отказаться от такой доли в пользу кого-либо из наследников переживший супруг не может, так как она не входит в наследственную массу. Получив свою часть совместной собственности, переживший супруг принимает затем участие в разделе оставшейся части имущества наравне с другими наследниками (ст. 1150 ГК).
Из лиц, охватываемых понятием родители умершего, мать наследует всегда, а отец только в тех случаях, когда он состоял с матерью в зарегистрированном браке либо когда отцовство установлено в предусмотренном законом порядке. Защищая наследственные интересы родителей, государство вместе с тем устраняет от наследования тех, кто был лишен родительских прав или злостно уклонялся от выполнения обязанностей по содержанию наследодателя.
Вплоть до 1918 г. родители по общему правилу не наследовали после своих детей. Лишь Декрет ВЦИК «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 г. <1> включил родителей в число наследников по закону. Однако ГК РСФСР 1922 г. вновь не указывает родителей в числе наследников по закону. И только Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию» называет родителей в качестве наследников по закону <2>.
———————————
<1> СУ РСФСР. 1918. N 34. Ст. 456.
<2> Подробнее см.: Серебровский В.И. Указ. соч. С. 65 — 66.

Усыновители наследуют при тех же условиях, что и усыновленные.
Внуки наследодателя и их потомки при жизни своих родителей наследниками по закону не являются. Они призываются к наследованию лишь в том случае, если к моменту открытия наследства нет в живых того из родителей, который был бы наследником. Иными словами, внуки и их потомки наследуют по праву представления, т.е. получают ту долю наследственного имущества, которая причиталась бы их родителю, если бы он был жив ко времени открытия наследства (п. 1 ст. 1146 ГК) <1>.
———————————
<1> Помимо внуков и их потомков по праву представления теперь наследуют племянники и племянницы наследодателя во второй очереди, а также двоюродные братья и сестры наследодателя в третьей очереди наследников по закону.

Наследование по закону внуками и их потомками связано только с одним фактом — смертью их родителей до открытия наследства или одновременно с наследодателем. Поэтому, если родители живы, но, скажем, не приняли наследства либо были лишены этого права из-за недостойного поведения, наследование по праву представления не происходит. Не наследуют по праву представления и потомки наследника по закону, лишенного наследодателем наследства (п. 2 ст. 1146 ГК).
Если внуков несколько, они делят поровну ту долю наследственного имущества, которую получил бы их умерший родитель. Необходимо иметь в виду, что право представления возникает только при наследовании по закону и не допускается при наследовании по завещанию.

2. Наследники иных (последующих) очередей

Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (п. 1 ст. 1143 ГК).
Братья и сестры наследуют друг после друга, если между ними существует кровное родство, т.е. кровная связь, обусловленная происхождением от общего предка. Именно поэтому не наследуют друг после друга так называемые сводные братья и сестры (не имеющие общих родителей).
Наследниками являются не только полнородные (имеющие общими обоих родителей), но и неполнородные братья и сестры. Последние могут быть единокровными (у них общий только отец) и единоутробными (у них общая только мать).
Институт наследования боковыми родственниками складывался достаточно сложно. В частности, Русская Правда абсолютно исключала боковую линию из сферы наследования <1>. По дореволюционному законодательству при отсутствии нисходящих родственников наследование переходило в боковые линии. В первую очередь призывались братья и их нисходящие, при их недостатке к наследованию призывались сестры со своим потомством, а при их отсутствии — родные тети и дяди с их нисходящими.
———————————
<1> См.: Неволин К.А. История российских гражданских законов. Т. 3. СПб., 1851. С. 350.

ГК РСФСР 1922 г. не допускал наследования боковыми родственниками не только по закону, но и по завещанию. И лишь Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию» включает боковых родственников в число наследников по закону. Причем под боковыми наследниками подразумевались только братья и сестры наследодателя <1>.
———————————
<1> См.: Серебровский В.И. Указ. соч. С. 67 — 68.

Дедушка и бабушка также являются наследниками второй очереди. Причем со стороны матери они наследуют всегда, а со стороны отца — только тогда, когда юридическая связь с ребенком (с отцом) установлена предусмотренным законом способом.
Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (его племянники и племянницы) наследуют во второй очереди по праву представления (п. 2 ст. 1143 ГК). Это значит, что они будут призываться к наследованию только в том случае, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, кто являлся бы непосредственным наследником. Следует иметь в виду, что эта категория наследников была введена Федеральным законом от 14 мая 2001 г.
Если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя, т.е. его дяди и тети (п. 1 ст. 1144 ГК). Эти лица были названы наследниками Федеральным законом от 14 мая 2001 года.
В том случае, если кто-либо из наследников третьей очереди умрет до открытия наследства, т.е. раньше наследодателя, к наследованию по праву представления призываются двоюродные братья и сестры наследодателя, т.е. дети братьев и сестер его родителей (п. 2 ст. 1144 ГК).
Родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей, получают право наследовать по закону, если нет наследников первой, второй и третьей очереди (п. 1 ст. 1145 ГК).
Введенное Гражданским кодексом понятие «степень родства» на самом деле уже очень давно известно праву и используется в семейных и наследственных отношениях: quot generations, tot gradus («сколько поколений, столько степеней родства»), утверждалось еще в римском праве. В полном соответствии с этим в ст. 1145 ГК устанавливается, что степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. При этом рождение самого наследодателя в указанное число не входит <1>.
———————————
<1> О расширении перечня возможных средств доказывания и подтверждения родственных отношений в связи с расширением круга наследников по закону см.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. С. 156 — 157 (автор комментария — П.В. Крашенинников).

Исходя из этого определения в п. 2 ст. 1145 ГК закреплено правило о том, что призываются к наследованию:
— в качестве наследников четвертой очереди родственники третьей степени родства — прадедушки и прабабушки наследодателя <1>;
———————————
<1> В отличие от последующих очередей наследников по закону лица, входящие в четвертую очередь, названы наследниками еще Федеральным законом от 14 мая 2001 г.

— в качестве наследников пятой очереди родственники четвертой степени родства — дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки);
— в качестве наследников шестой очереди родственники пятой степени родства — дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети).
В том случае, если нет наследников всех предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди призываются теперь пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя (п. 3 ст. 1145 ГК). Следует заметить, что это достаточно редкий пример юридических последствий, юридического значения отношений свойства <1>. Отчим и мачеха, с одной стороны, а также пасынок и падчерица, с другой стороны, уже достаточно давно связаны алиментными отношениями. Нельзя забывать, однако, что алименты далеко не всегда позволяют оптимальным образом обеспечить управомоченное лицо. Поэтому совершенно логичным, естественным является установление в действующем законодательстве правового статуса связи указанных лиц и в наследственных отношениях.
———————————
<1> Как известно, свойственники — это члены одной семьи, не связанные общей кровью.

3. Нетрудоспособные иждивенцы наследодателя как наследники по закону

К числу наследников по закону относятся и нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. В этой роли могут выступать как родственники или свойственники наследодателя, так и посторонние лица.
Состоящими на иждивении признаются лица, которые, будучи нетрудоспособными, находились на полном иждивении наследодателя или получали от него такую помощь, которая была для них основным и постоянным источником средств к существованию. Следовательно, нерегулярная, эпизодическая материальная помощь не может служить основанием для признания лица иждивенцем.
Нетрудоспособными считаются лица, достигшие пенсионного возраста; инвалиды I, II, III групп; лица, не достигшие 16 лет, а учащиеся — 18 лет. При этом имеет значение факт достижения пенсионного возраста или получения инвалидности, а не состоявшееся назначение пенсии. Продолжение трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста не лишает права считаться нетрудоспособным.
Действующее законодательство делит нетрудоспособных иждивенцев, выступающих в роли наследников, на две категории. Первую образуют те из них, что являются в принципе наследниками по закону, но не входят в круг той очереди, которая в данный момент призвана к наследованию. Они наследуют наравне с лицами, образующими эту очередь, независимо от того, проживали совместно с наследодателем или нет. Однако обязательным условием призвания их к наследованию является нахождение на иждивении наследодателя не менее года до его смерти (п. 1 ст. 1148 ГК).
Вторую категорию образуют граждане, которые вообще не входят ни в одну из семи очередей наследников по закону. Вместе с тем они отвечают одновременно трем условиям:
1) нетрудоспособны ко дню открытия наследства;
2) находились на иждивении наследодателя не менее года до его смерти;
3) проживали совместно с ним.
При наличии других наследников по закону эти лица наследуют вместе и наравне с теми, кто входит в очередь, которая призывается в данный момент к наследованию.
При отсутствии же других наследников по закону указанные лица наследуют самостоятельно в качестве наследников восьмой очереди (п. 2 и п. 3 ст. 1148 ГК).

4. Наследование выморочного имущества

В ряде случаев, предусмотренных законом, имущество умершего считается выморочным и переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (п. 2 ст. 1151 ГК). Исчерпывающий перечень таких случаев приведен в п. 1 ст. 1151 ГК:
1) наследники как по закону, так и по завещанию отсутствуют;
2) никто из наследников не имеет права наследовать;
3) все наследники отстранены от наследования;
4) никто из наследников не принял наследства;
5) все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В литературе совершенно справедливо обращается внимание на то, что Российская Федерация и большинство других стран континентальной системы права (например, Германия, Италия, Испания) рассматривают переход к государству выморочного имущества именно как наследование <1>. Поэтому право собственности государства на соответствующее имущество здесь является производным от права собственности умершего гражданина.
———————————
<1> См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. С. 197 — 198 (автор комментария к ст. 1151 — А.А. Рубанов).

Иная картина складывается в тех государствах, где выморочное имущество является одним из видов имущества, не имеющего собственника. Государство, обладая суверенитетом над той территорией, где находится имущество, приобретает его путем оккупации, т.е. по первоначальному основанию (в качестве примера можно привести Францию). Достаточно похожим является обоснование права государства на выморочное имущество в странах англосаксонской системы права <1>.
———————————
<1> Там же; Гражданское и торговое право капиталистических государств. Часть II / Отв. ред. Р.Л. Нарышкина. М., 1984. С. 294.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется, как следует из п. 3 ст. 1151 ГК, соответствующим законом.

Дополнительная литература

Антимонов Б.С., Граве К.А. Советское наследственное право. М., 1955.
Гордон М.В. Наследование по закону и по завещанию. М., 1967.
Никитюк П.С. Наследственное право и наследственный процесс. Кишинев, 1973.
Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М., 2002.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Отв. ред. Н.И. Марышева, К.Б. Ярошенко. М., 2004.
Серебровский В.И. Очерки советского наследственного права // Избранные труды по наследственному и страховому праву (Серия «Классика российской цивилистики»). М., 1997.
Эйдинова Э.Б. Наследование по закону и по завещанию. М., 1984.