§ 2. Содержание завещания

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Содержание завещания |
§ 2. Содержание завещания

1. Назначение завещателем наследников

Содержание завещания заключается прежде всего в назначении наследников с указанием имущества, передаваемого им в порядке наследования. Закон закрепляет принцип свободы завещания, в соответствии с которым завещатель может по своему усмотрению:
— завещать имущество любым лицам;
— любым образом определять доли наследников в наследстве;
— лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения;
— включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами ГК о наследовании.
Кроме того, завещатель может отменить или изменить уже совершенное завещание (абз. 1 п. 1 ст. 1119 ГК). Свобода завещания проявляется и в том, что завещатель вовсе не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания.
До принятия Основ гражданского законодательства 1961 г. принцип свободы завещания в отечественном праве ограничивался возможностью оставить имущество постороннему лицу лишь при отсутствии наследников по закону. Расширение свободы завещания в законодательстве 60-х гг. и в действующем законодательстве, несомненно, является позитивной тенденцией. Завещателю необходим достаточный простор при определении тех, кого лично он хочет обеспечить после своей смерти. Ведь, свободно выражая свою волю, завещатель определяет судьбу наследственного имущества с учетом фактических отношений между ним и близкими ему людьми. Причем круг близких людей может не совпадать с перечнем законных наследников <1>.

———————————
<1> В литературе справедливо подчеркивается, что лица, не входящие в число законных наследников, которым завещатель предоставил право наследования, лишь весьма условно могут считаться «посторонними», ибо завещатель не только не считает их таковыми, а, напротив, отдает им предпочтение перед своими родственниками, часто близкими ему лишь формально (см.: Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 1977. С. 159).

Свобода завещания в ее теперешнем, достаточно широком звучании — это еще и необходимое условие совершенствования распределительных отношений. Человек, добросовестно трудившийся всю свою жизнь, должен быть абсолютно уверен в том, что заработанным имуществом он сможет распорядиться по собственному усмотрению.
Отражением свободы завещания является законодательно закрепленное право завещателя распорядиться в завещании любым своим имуществом или его частью, в том числе и тем, что он собирается приобрести в будущем. При этом закон предоставляет ему возможность совершить одно или несколько завещаний (ст. 1120 ГК).

2. Необходимые наследники

Свобода завещания ограничена установлением в законе круга наследников (их принято называть необходимыми), которые вправе получать обязательную долю в наследстве. Она составляет теперь не менее половины той доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (п. 1 ст. 1149 ГК) <1>.
———————————
<1> По ГК РСФСР 1964 г. обязательная доля составляла не менее двух третей той доли, которая причиталась бы каждому из необходимых наследников при наследовании по закону. Уменьшение размера обязательной доли действующим ГК РФ свидетельствует о некотором расширении свободы завещания в современной России.

К числу необходимых наследников закон относит:
— несовершеннолетних или нетрудоспособных детей наследодателя;
— его нетрудоспособного супруга;
— нетрудоспособных родителей;
— нетрудоспособных иждивенцев наследодателя (п. 1 ст. 1149 ГК).
Перечень этот является исчерпывающим.
Необходимые наследники, как правило, социально уязвимы, их материальная обеспеченность весьма проблематична. Поэтому они нуждаются в особой, повышенной защите, что и достигается в сфере наследования предоставлением таким лицам права на обязательную долю.
Для того чтобы определить размер обязательной доли в каждом случае, нужно сумму стоимости всего наследственного имущества, включая стоимость предметов обычной домашней обстановки и обихода, разделить на число наследников, которые при отсутствии завещания были бы призваны к наследованию по закону. Установив размер законной доли в стоимостном выражении, от него находят половину. Эта сумма и равна обязательной доле.

В соответствии с п. 2 ст. 1149 ГК право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется прежде всего из той части наследственного имущества, которая осталась незавещанной. Причем данное правило действует и в том случае, если его реализация приведет к уменьшению прав других наследников по закону на указанную часть имущества. Если же ее недостаточно для осуществления права на обязательную долю, оно осуществляется из той части имущества, которая завещана.
Закон теперь предоставляет суду право уменьшить размер обязательной доли или вовсе отказать в ее присуждении с учетом имущественного положения необходимых наследников. Возможно это только в том случае, если осуществление права на обязательную долю повлечет за собой невозможность передать наследнику по завещанию то имущество, которым необходимый наследник при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался для проживания (это может быть, например, жилой дом, квартира, иное жилое помещение) или использовал в качестве основного источника получения средств к существованию (орудия труда, творческая мастерская и т.п.).
Следует заметить, что институт необходимого наследования возник в Древнем Риме и прошел через всю его историю. Причина его создания — стремление ограничить беспредельность свободы завещания в интересах наиболее близких к завещателю лиц. Уже в эпоху первых императоров завещатель должен был непременно оставить известным лицам определенную часть своего имущества, если не имел уважительных причин поступить иначе. Такая часть получила название «обязательной доли» — pars legitima <1>. Обязательная доля в классическом праве равнялась четверти той доли, которую управомоченное лицо получило бы, наследуя ab intestato («по закону»). Юстиниан увеличил эту долю: она должна была быть равна 1/3 доли ab intestato, если доля ab intestato составляла 1/4 наследства или более того; она должна была равняться 1/2 доли ab intestato, если эта доля была меньше четверти всего наследства <2>.
———————————
<1> М. Бартошек в качестве синонима термина pars legitima приводит термин portio debita (см.: Бартошек М. Указ. соч. С. 250).
<2> См.: Хвостов В.М. Указ. соч. С. 465.

Ограничение свободы завещательных распоряжений было известно и русскому дореволюционному законодательству. Однако выражалось оно не в установлении обязательной доли, а в ограничении по роду имущества. В частности, не подлежали завещанию родовые имения, а также имения заповедные и имения, пожалованные на праве майоратов в западных губерниях Российской империи <1>.
———————————
<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. 7-е изд. СПб., 1909. С. 714 — 715.

3. Завещательный отказ

Завещатель вправе установить в своем распоряжении имуществом на случай смерти завещательный отказ (легат), т.е. возложить на одного или нескольких наследников исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу третьих лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности (п. 1 ст. 1137 ГК).
Необходимо обратить внимание на то, что легат — один из видов завещательных распоряжений и поэтому вне завещания силы не имеет.
Ранее действовавшее законодательство позволяло обременять легатом только наследника по завещанию, теперь же соответствующая обязанность может быть возложена как на наследников по завещанию, так и на наследников по закону <1>.
———————————
<1> В Древнем Риме легаты обременяли только наследников по завещанию. Однако в период империи наряду с легатами получает юридическую силу другая форма отказов — фидеикомиссы. Среди прочего они отличались от легатов и тем, что могли быть возложены не только на наследника по завещанию, но и на наследника по закону (см.: Покровский И.А. История римского права. Петроград, 1917. С. 411 — 412; СПб., 1998. С. 529 — 530).

Сущность завещательного отказа заключается в том, что из всей совокупности прав и обязанностей, составляющих наследство, определенному лицу или лицам передается по общему правилу какое-либо отдельное право. Следовательно, отказополучатель (легатарий) становится частичным (сингулярным) правопреемником наследодателя.
Вместе с тем следует иметь в виду, что содержание завещания может исчерпываться завещательным отказом (п. 1 ст. 1137 ГК). Наследодатель, создающий такую ситуацию, явно рассчитывает на высокие нравственные качества обременяемого наследника, ведь содержанием такого легата вполне может быть обязанность передать все наследство отказополучателю <1>.
———————————
<1> Как известно, в Древнем Риме размер легата в силу закона Фальцидия (40 г. до н.э.) не мог превышать 3/4 наследства. Оставшаяся часть наследства, так называемая quarta Falcidia («Фальцидиева четверть»), переходила обремененному наследнику. Правда, он мог передать легатарию все наследство полностью, включая quarta Falcidia. Такое действие рассматривалось не как дарение, а как выполнение морального долга перед покойным.

Предмет завещательного отказа определен сейчас значительно шире, чем в действовавшем ранее законодательстве. Ныне в открытом перечне указывается, что это может быть, в частности:
— передача отказополучателю в собственность, во владение на ином праве или в пользование вещи, входящей в состав наследства;
— передача отказополучателю входящего в состав наследства имущественного права;
— приобретение для отказополучателя и передача ему иного имущества;
— выполнение для него определенной работы;
— оказание ему определенной услуги;
— осуществление в пользу отказополучателя периодических платежей (абз. 1 п. 2 ст. 1137 ГК).
Закон разрешает завещателю возложить на наследника, к которому переходит дом, квартира или иное помещение, обязанность предоставить другому лицу право пользования указанным помещением или его определенной частью на период жизни этого лица либо на иной срок. Необходимо обратить внимание на то, что такое право, возникшее на основании завещательного отказа, сохраняет силу и при последующем переходе права собственности на имущество, входившее в состав наследства, к другому лицу (п. 2 ст. 1137 ГК), т.е. обладает признаками вещного права (в римском праве называвшегося habitatio — «право проживания»).
Предмет завещательного отказа представляется отказополучателю в форме обязательства <1>, где наследник — должник, а отказополучатель — кредитор. Естественно, при этом право требования отказополучатель имеет не по поводу всего наследственного имущества и не ко всем наследникам, а только к тому, доля которого обременена отказом <2>.
———————————
<1> Эта конструкция закреплена п. 3 ст. 1137 ГК диспозитивно и действует лишь в том случае, если из правил ГК о наследовании и существа завещательного отказа не следует иное.
<2> Если предметом легата было выполнение определенной работы для недостойного отказополучателя или оказание ему определенной услуги, последний обязан возместить наследнику, уже исполнившему завещательный отказ, стоимость выполненной работы или оказанной услуги (п. 5 ст. 1117 ГК).

Право на получение завещательного отказа действует лишь в течение трех лет со дня открытия наследства и не переходит к другим лицам. Стало быть, по правовой природе этот срок является пресекательным. Однако если завещатель воспользовался впервые на уровне ГК закрепленной возможностью и подназначил одному отказополучателю другого, последний получит возможность требовать от наследника исполнения легата (п. 4 ст. 1137 ГК).
К лицу, совершающему завещательный отказ, предъявляются такие же требования, что и к завещателю (возраст, дееспособность). Следует иметь в виду, что отказополучателями могут быть лица как входящие, так и не входящие в число наследников по закону. Однако, естественно, не могут быть отказополучателями лица, которые противозаконными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из наследников или против последней воли завещателя, способствовали назначению их отказополучателями (недостойные отказополучатели).
Защите имущественных интересов наследника служит следующее закрепленное в законе правило: наследник, на которого завещателем возложено исполнение завещательного отказа, должен исполнить его лишь в пределах действительной стоимости перешедшего к нему имущества за вычетом падающей на него части долгов наследодателя (абз. 1 п. 1 ст. 1138 ГК).
Повышенная защита необходимого наследника проявляется в том, что он, будучи обремененным завещательным отказом, исполняет его лишь в рамках той части стоимости перешедшего к нему наследства, которая превышает его обязательную долю (абз. 2 п. 1 ст. 1137 ГК). Если завещательный отказ возложен на нескольких наследников, то возникают долевые обязательства, где обременение каждого из наследников соразмерно его доле в наследстве. Однако это правило диспозитивно и действует поэтому только в том случае, если завещанием не установлено иное (п. 2 ст. 1138 ГК).
Наследник, обремененный завещательным отказом, освобождается от обязанности его исполнить в следующих случаях:
— если отказополучатель умер до открытия наследства или одновременно с завещателем;
— если он отказался от получения легата;
— если он не воспользовался своим правом на получение завещательного отказа в течение трех лет со дня открытия наследства;
— если легатарий лишился права на получение завещательного отказа как недостойный отказополучатель.
Между тем и во всех перечисленных случаях обязанность исполнить завещательный отказ сохраняется, если одному отказополучателю подназначен в завещании другой отказополучатель.

4. Возложение

От завещательного отказа надо отличать особый вид завещательного распоряжения — возложение. Суть его заключается в том, что завещатель может возложить на одного либо нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение действий не только имущественного, но и неимущественного характера, направленных на осуществление какой-либо общеполезной цели (п. 1 ст. 1139 ГК).
Следует заметить, что такая же обязанность может быть возложена и на исполнителя завещания. Однако это возможно лишь при том условии, что в завещании ему специально выделена определенная часть наследственного имущества, необходимая для исполнения возложения.
ГК особо выделяет впервые предоставленную завещателю возможность возложения на одного или нескольких наследников обязанности содержания принадлежавших завещателю домашних животных, а также осуществления необходимого надзора и ухода за ними. Эта не вполне привычная для законодательных текстов, но, несомненно, высоко моральная правовая конструкция закреплена в абз. 2 п. 1 ст. 1139 ГК.
В тех случаях, когда предметом завещательного возложения являются действия имущественного характера, на них распространяются правила об исполнении завещательного отказа, установленные ст. 1138 ГК.
Поскольку возложение — действие, совершаемое для общеполезной цели, требовать его выполнения имеет право весьма широкий круг лиц. Среди них, в частности, заинтересованные лица, любой из наследников, а также исполнитель завещания. Правда, правило это сформулировано диспозитивно: оно действует лишь в том случае, если завещанием не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1139 ГК). Можно предположить, например, что в силу завещания прекращается исполнение возложения лицом, злоупотребившим доверием завещателя.
В жизни возможна ситуация, в силу которой доля наследства лица, обремененного легатом или возложением, переходит к другим наследникам (это может произойти, например, из-за смерти наследника, последовавшей после или одновременно с наследодателем; отказа принять наследство; отстранения лица от наследования в качестве недостойного наследника). В подобном случае исполнить отказ либо возложение обязано лицо, к которому перешла доля отпавшего наследника (ст. 1140 ГК). Правило это, однако, является диспозитивным и действует поэтому только в том случае, если завещанием не установлено иное. Скажем, из текста завещания может следовать, что завещатель доверяет исполнение отказа либо возложения исключительно одному, определенному лицу. В случае же его отпадения по любому основанию действие легата или возложения волей завещателя прекращается.

5. Подназначение наследника

Завещатель вправе не только назначить наследника по своему усмотрению, но и указать в завещании другого наследника на тот случай, если назначенный им в завещании наследник или наследник завещателя по закону по тем или иным причинам наследовать не будет. Такая правовая конструкция называется подназначением наследника, или наследственной субституцией (п. 2 ст. 1121 ГК) <1>.
———————————
<1> Институт подназначения наследников сложился в римском частном праве. В позднюю эпоху в Риме различали две разновидности наследственной субституции: обычное подназначение (substitutio vulgaris) и подназначение малолетнему (substitutio pupillaris). Суть обычной субституции заключалась в том, что помимо основного назначался второй наследник на случай, если первый назначенный наследник (institutus) не хотел или не мог принять наследство. Подназначенный наследник назывался заместителем (substitutes). Субституция для малолетнего имела место, когда завещатель назначал наследником несовершеннолетнего и подназначал ему другого наследника на тот случай, если наследник умрет, не достигнув совершеннолетия. И наконец, уже в постклассический период было разработано подназначение для как бы малолетнего (substitutio gnasi pupillaris). Оно применялось на тот случай, если назначенный наследник был умалишенным и умирал, не достигнув выздоровления.

Применение правила о подназначении наследника имеет место только в следующих случаях:
— если основной наследник умрет до открытия наследства либо одновременно с завещателем;
— если основной наследник умрет после открытия наследства, не успев его принять либо не примет наследство по другим причинам;
— если основной наследник откажется от наследства;
— если основной наследник не будет иметь права наследовать или будет отстранен от наследования как недостойный.