§ 3. Субъекты наследственного правопреемства

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Субъекты наследственного правопреемства |
§ 3. Субъекты наследственного правопреемства

1. Наследодатель

Субъектами наследственного правопреемства являются наследодатель и наследники. Наследодатель — лицо, после смерти которого наступает наследственное правопреемство. В литературе нередко отмечается, что субъектом наследственного правопреемства наследодатель не становится, поскольку само правоотношение возникает лишь после смерти гражданина <1>. Против этого утверждения трудно возразить. Вместе с тем данные, относящиеся к фигуре наследодателя, как справедливо писал в свое время О.С. Иоффе, важны для определения условий возникновения наследственных правоотношений <2>.
———————————
<1> См., например: Никитюк П.С. Наследственное право и наследственный процесс. Кишинев, 1973. С. 49.
<2> См.: Иоффе О.С. Указ. соч. С. 288.

Наследодателями могут быть российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства, проживающие на территории нашей страны. Юридические лица не могут оставлять наследства: при их прекращении путем реорганизации имущество переходит к другим лицам в установленном законом порядке (ст. 58 ГК), а при их ликвидации универсального правопреемства не возникает (п. 1 ст. 61 ГК).

Для того чтобы считать конкретное лицо наследодателем, необходима констатация его смерти либо в случаях, указанных в ст. 45 ГК, вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

2. Наследники

Наследники — лица, указанные в законе или завещании в качестве правопреемников наследодателя. Наследовать может любой субъект гражданского права: гражданин, юридическое лицо, государство или муниципальное образование. Граждане и государство могут быть наследниками как по закону, так и по завещанию. Причем возможность гражданина наследовать никоим образом не зависит от объема его дееспособности. Юридические лица могут выступать в качестве наследников только в том случае, если в их пользу составлено завещание <1>.
———————————
<1> Следует иметь в виду, что исполнение завещания, составленного в пользу учреждения или унитарного предприятия — юридического лица, не являющегося собственником своего имущества, означает переход этого имущества в собственность его учредителя (и в ограниченное вещное право этого юридического лица). Поэтому, например, завещание в пользу государственного музея или образовательного учреждения, по сути, является завещанием в пользу государства.

ГК четко определяет круг лиц, которые могут призываться к наследованию. Прежде всего это граждане, которые находятся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми уже после открытия наследства (абз. 1 п. 1 ст. 116 ГК). Необходимо заметить, что традиция включать в число наследников неродившегося ребенка имеет своим истоком римское право. Используя категорию nasciturus (буквально — «плод в чреве матери»), римляне заранее защищали его будущие интересы, в первую очередь притязания на наследство. Использовалось ими и такое понятие, как postumi (поздние, дополнительные). Так римляне называли детей, родившихся после смерти отца или после составления завещания. Со временем в Риме сложилось правило, согласно которому таких детей следовало в обязательном порядке включать в завещание под страхом его недействительности <1>.
———————————
<1> См.: Бартошек М. Римское право. М., 1989. С. 221, 251.

Весьма широко определен в ГК круг тех, кто может призываться к наследованию по завещанию. В частности, помимо названных физических лиц это также и юридические лица, существующие на день открытия наследства.
Кроме того, к наследованию по завещанию могут призываться Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации. Выморочное имущество наследуется по закону Российской Федерацией.

3. Недостойные наследники

Стремясь наилучшим образом защитить участников наследственных отношений, законодатель включил в ГК нормы, препятствующие наследовать недостойным лицам.
Во-первых, не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали или пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства. Обстоятельства эти должны быть подтверждены в судебном порядке (абз. 1 п. 1 ст. 1117 ГК). Вместе с тем следует иметь в виду, что граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе его наследовать.
Во-вторых, не наследуют по закону родители после детей, в отношении которых они были лишены родительских прав и не восстановлены в них на момент открытия наследства (абз. 2 п. 1 ст. 1117 ГК).
И, наконец, в-третьих, по требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя (п. 2 ст. 1117 ГК).
Если такой недостойный наследник каким-то образом все же получил определенное имущество из состава наследства, он должен возвратить его как неосновательно полученное в соответствии с правилами гл. 60 ГК «Обязательства вследствие неосновательного обогащения».

Дополнительная литература

Антимонов Б.С., Граве К.А. Советское наследственное право. М., 1955.
Барщевский М.Ю. Наследственное право. М., 1996.
Никитюк П.С. Наследственное право и наследственный процесс. Кишинев, 1973.
Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М., 2002.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Отв. ред. Н.И. Марышева, К.Б. Ярошенко. М., 2004.
Серебровский В.И. Очерки советского наследственного права // Избранные труды по наследственному и страховому праву (Серия «Классика российской цивилистики»). М., 1997.
Толстой Ю.К. Наследственное право: Учебное пособие. М., 1999.