10. Трудовые споры

10. Трудовые споры
10. Трудовые споры

Трудовые споры — это возникающие на предприятиях и в учреждениях разногласия между рабочими и служащими (или группой работников), с одной стороны, и администрацией — с другой, по вопросам, связанным с применением законодательства о труде, правил внутреннего трудового распорядка и других нормативных актов, а также коллективных и трудовых договоров.
Споры между администрацией и работниками могут возникнуть по поводу установления новых или изменения существующих условий труда, не урегулированных законами или иными нормативными положениями о труде.

Если разногласия не были урегулированы при переговорах с администрацией, они могут стать либо предметом разбирательства органов (комиссии) по рассмотрению трудовых споров, либо разбирательства судебного.
Индивидуальным трудовым спором считается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Комиссия по трудовым спорам. Комиссии по трудовым спорам (далее — КТС) — это внесудебный орган, действующий в организации. КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя.
По ранее действующему законодательству КТС создавались только на предприятиях с числом работающих не менее 15 человек (ст. 203 КЗоТ РСФСР). В настоящее время КТС согласно ТК РФ должны образовываться на всех предприятиях независимо от числа работников.
Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.
Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
По решению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации и могут рассматривать индивидуальные трудовые споры только в пределах полномочий этих подразделений.
КТС организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.
КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.
Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается только его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК.
КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.
Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью.
Решение принимается тайным голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
В решении указываются:
наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
результаты голосования.
Копии решения КТС, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.
Решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения комиссии работнику выдается удостоверение, являющееся исполнительным документом. На основании удостоверения судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке. В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
Компетенция КТС очень широка. Она может принимать к своему рассмотрению любые индивидуальные трудовые споры, за исключением споров, в отношении которых ТК или законы прямо устанавливают иной порядок рассмотрения. Как следует из смысла ст. 391 ТК, КТС не может рассматривать трудовые споры по заявлению работника:
— о восстановлении на работе независимо от причины увольнения;
— об изменении даты и формулировки причины увольнения;
— о переводе на другую работу;
— об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
— о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника.
Работодатель не может заявить в КТС:
— о возмещении работником вреда, причиненного организации.
Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:
— об отказе в приеме на работу;
— лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;
— лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
По нормам ранее действовавшего КЗоТ (ст. 216) денежные требования работника к работодателю могли быть удовлетворены не более чем за три года. Но теперь согласно ст. 395 ТК РФ работник вправе требовать компенсаций, не ограничиваясь какими-либо сроками.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.