29.12. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании Конституционного Суда РФ

29.12. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании Конституционного Суда РФ
29.12. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании Конституционного Суда РФ

Заседания Конституционного Суда РФ проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Конституционного Суда РФ в зал заседания, а также при их выходе из зала присутствующие встают.
Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим. При необходимости с разрешения председательствующего участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы сидя.

Формами официального обращения к Конституционному Суду и судьям являются соответственно: «Высокий Суд» или «Уважаемый Суд», «Ваша честь» или «Уважаемый председательствующий», «Уважаемый судья».
При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: «Уважаемая сторона», «Уважаемый представитель стороны», «Уважаемый свидетель», «Уважаемый эксперт». При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса.
В ходе заседания председательствующий не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей. Судьи Конституционного Суда в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего.
Присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду, сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего и указаниям пристава о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время заседания Конституционного Суда хождения по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.

Пример

В Конституционный Суд РФ
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 21
от Главы Республики Коми Российской Федерации
Спиридонова Ю.А. (адрес)

Запрос
о проверке конституционности нормативных актов субъектов РФ

Настоящий запрос направляется в Конституционный Суд РФ в соответствии с п. 2 ст. 125 Конституции РФ и ст. 84 и 85 Федерального конституционного закона РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации», предоставляющими органам исполнительной власти субъектов РФ право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
Предметом запроса является проверка конституционности нормативных актов субъектов РФ, нарушающих, по мнению главы высшего исполнительного органа Республики Коми РФ, права и свободы граждан Российской Федерации, а также положения Конституции РФ и федеральных законов РФ.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод граждан Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации (п. «в»), а в соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы обеспечения соответствия нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам (подп. «а» п. 1) находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ и, следовательно, проверка конституционности нормативных актов субъектов РФ, изданных по этим вопросам, находится в сфере компетенции Конституционного Суда РФ.
Запрос вносится о проверке конституционности нормативных актов органов государственной власти Ставропольского края, Воронежской области, Московской области и г. Москвы, устанавливающих порядок поселения на постоянное место жительства граждан Российской Федерации на территории этих субъектов РФ, которыми предусматривается:
— ограничение права на свободный выбор места проживания путем установления квот на право постоянного поселения в определенных населенных пунктах, установление разрешительного порядка поселения требованием наличия постоянной прописки или регистрации для приобретения жилья в собственность или поселения на жилой площади, принадлежащей на праве собственности (противоречит ст. 1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в которой устанавливается, что «ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона», а в ст. 8 определены основания ограничения указанного права только в строго определенных и оговоренных в данной статье случаях. В соответствии со ст. 3 Закона устанавливается регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации, а не разрешительный порядок их прописки);
— ограничение права распоряжения собственностью путем запрета на продажу жилья лицам, не имеющим постоянную прописку в данном населенном пункте (противоречит п. 2 ст. 209 ГК, в которой устанавливается, что «собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам…»);
— запрещение для неместных предприятий строительства жилья в данном населенном пункте (противоречит ст. 49 ГК, в которой установлено, что «Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом» (п. 1), и «Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом» (п. 2);
— введение особых сборов для организаций при строительстве жилья и для граждан за предоставление права на поселение для постоянного проживания (противоречит ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в которой установлен исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, не включающий такие виды сборов).
Тем самым нарушаются следующие положения Конституции РФ:
ст. 4 — «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» (п. 2);
ст. 27 — «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» (п. 1);
ст. 35 — «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (п. 2);
ст. 55 — «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (п. 3);
ст. 76 — «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. — Прим. автора). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон» (п. 5).
Указанные нарушения Конституции РФ совершены в связи с принятием следующих нормативных актов:
1. Ставропольский край
«Временное положение о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае», утвержденное постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 06.10.1994 Ма 118-8 ГДСК. Согласно этому положению в Ставропольском крае введено ограничение на поселение для постоянного проживания в ряде населенных пунктов (п. 21), определение на постоянное место жительства в которых возможно лишь при определенных условиях: при наличии специального разрешения и в пределах установленных квот (противоречит п. 1 ст. 27 Конституции РФ о праве граждан Российской Федерации на свободный выбор места жительства).
Пунктом 29 положения установлено, что все лица, прибывшие в Ставропольский край для постоянного проживания, обязаны пройти регистрацию в течение 10 дней со дня их определения по месту жительства, при этом под регистрацией подразумевается прописка граждан (противоречит п. 2 ст. 4 и п. 5 ст. 76 Конституции РФ о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов над нормативными правовыми актами субъектов РФ, поскольку федеральным законодательством институт прописки отменен).
Согласно п. 3 положения право граждан на выбор места жительства на территории Ставропольского края реализуется только на возмездной основе — с возмещением краевому и местным бюджетам дополнительных расходов, вызванных необходимостью трудового, бытового и социально-культурного обустройства вновь прибывших на территорию края. Размер этого возмещения (п. 35) в зависимости от места поселения варьируется от 300 до 100 МРОТ, установленной в Российской Федерации на момент получения разрешения (противоречит п. 2 ст. 4 и п. 5 ст. 76 Конституции РФ о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов над нормативными правовыми актами субъектов РФ, поскольку федеральным законодательством не предусмотрены местные сборы такого вида).
2. Воронежская область
1) Закон Воронежской области «Об упорядочении миграционного процесса на территории Воронежской области» от 10.03.1995.
Согласно ст. 1 данного закона ограничение права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Воронежской области допускается на основании федерального и областного законодательства (противоречит п. 3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека могут быть ограничены только федеральными законами).
Статья 3 закона устанавливает, что регистрация граждан, прибывших для проживания на территорию Воронежской области, осуществляется на возмездной основе, а п. «д» ст. 12 размер ставки сбора за разрешение на регистрацию по месту жительства гражданина Российской Федерации, прибывшего на территорию Воронежской области из-за ее пределов и приобретшего жилую площадь в собственность, составляет 100 МРОТ (противоречит п. 2 ст. 4 и п. 5 ст. 76 Конституции РФ о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов над нормативными правовыми актами субъектов РФ, поскольку федеральным законодательством не предусмотрены местные сборы такого вида);
2) «Временное положение о порядке регистрации граждан, прибывших для постоянного или временного жительства на территорию Воронежской области», утвержденное Законом Воронежской области «Об упорядочении миграционного процесса на территории Воронежской области» от 10.03.1995.
Пунктом 18 данного положения устанавливается ограниченный круг лиц, которые регистрируются по месту постоянного жительства на территории Воронежской области, а п. 22 определены критерии (наличие родственников в области, соблюдение квоты на прием мигрантов и т.д.) для принятия решения о регистрации (противоречит п. 2 ст. 35 Конституции РФ о праве граждан Российской Федерации на свободный выбор места жительства);
3) «Положение о долевом участии предприятий, организаций, частных фирм и физических лиц, участвующих в строительстве жилья в г. Воронеже», утвержденное постановлением главы администрации г. Воронежа от 10.08.1994 N 604. Положением установлено (п. 1.4, 1.6), что в долевом строительстве жилья в г. Воронеже имеют право участвовать только предприятия (организации) и граждане г. Воронежа и лишь в двух случаях иногородние юридические лица (для иногородних граждан, состоящих на учете для получения квартиры в ЖСК г. Воронежа и для офицеров, уволенных в запас и имеющих близких родственников в г. Воронеже или призванных отсюда на действительную военную службу).
Таким образом, предприятиям, осуществляющим строительство жилья для граждан, переселяющихся из других регионов России, и самим этим гражданам запрещено принимать участие в долевом строительстве жилья в г. Воронеже (противоречит п. 2 ст. 4 и п. 5 ст. 76 Конституции РФ о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов над нормативными правовыми актами субъектов РФ, поскольку ограничивает правоспособность предприятий в нарушение ст. 49 ГК, а также противоречит п. 1 ст. 27 Конституции РФ оправе граждан Российской Федерации на свободный выбор места жительства).
Пунктом 2.2 этого положения предусмотрено, что общий объем средств, передаваемых предприятиями и организациями на долевое строительство жилья, исчисляется с учетом передачи дополнительных средств на развитие инфраструктуры г. Воронежа и жилья для Переселения с площадок строительства в размерах, определяемых постановлением главы администрации г. Воронежа (противоречит п. 2 ст. 4 и п. 5 ст. 76 Конституции РФ о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов над нормативными правовыми актами субъектов РФ, поскольку в соответствии с федеральным налоговым законодательством, средства на развитие инфраструктуры не входят в перечень предусмотренных законом местных налогов и сборов, а также взимаются не со всех, а лишь с отдельных предприятий, что допустимо только в случае осуществления установленных законом особых видов деятельности, например игорного бизнеса).
Решение коллегии при главе администрации г. Воронежа от 14.07.1994 N 13 «О мерах по усилению контроля за миграционными процессами в г. Воронеже». Данным решением установлен запрет на продажу жителями города своих домовладений и квартир гражданам, прибывшим из-за пределов города и не имеющим в нем прописки (п. 3.1) и предоставлено право (п. 3.2) на получение земельных участков под индивидуальное строительство только гражданам, постоянно проживающим в г. Воронеже (противоречит п. 2 ст. 4 и п. 5 ст. 76 Конституции РФ о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов над нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также п. 2 ст. 35 Конституции РФ, поскольку не соответствует конституционному и гражданскому законодательству о свободе распоряжения частной собственностью).
3. г. Москва и Московская область
1) «Положение о едином порядке рассмотрения вопросов прописки и выписки населения в Москве и Московской области» утверждено Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 03.05.1995 N 393-14.
Пунктом 4 данного положения устанавливается ограниченный круг иногородних граждан, прибывших в Москву или Московскую область на постоянное жительство, а п. 10 предусматривается запрет на прописку иных граждан, не указанных в положении (противоречит п. 1 ст. 27 Конституции РФ о праве граждан Российской Федерации свободного выбора места жительства);
2) Закон г. Москвы «О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в г. Москву на жительство» от 14.09.1994 N 15-67, принятый Постановлением Московской городской Думы от 14.09.1994 N 67.
Статьей 2 закона установлено, что граждане Российской Федерации, за исключением граждан, постоянно проживающих в г. Москве и Московской области, прибывающие на жительство в г. Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, уплачивают сбор, ставка которого устанавливается в 500 МРОТ (противоречит п. 2 ст. 4 и п. 5 ст. 76 Конституции РФ о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов над нормативными правовыми актами субъектов РФ, поскольку в соответствии с федеральным налоговым законодательством средства на развитие инфраструктуры не входят в перечень предусмотренных законом местных налогов и сборов);
3) «Порядок рассмотрения вопросов прописки (регистрации) граждан, проживающих за пределами Москвы и Московской области, прибывающих на жительство в Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности», утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11.10.1994 N 922 на основании вышеуказанного закона.
Согласно п. 1 указанного постановления прописке в г. Москве подлежат только граждане Российской Федерации, уплатившие установленный законом сбор (противоречит п. 2 ст. 4 и п. 5 ст. 76 Конституции РФ о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов над нормативными правовыми актами субъектов РФ, поскольку в соответствии с федеральным законодательством институт прописки отменен и средства на развитие инфраструктуры не входят в перечень предусмотренных законом местных налогов и сборов);
4) «Порядок рассмотрения заявок на приобретение лицензий на право приглашения в Московскую область иногородних специалистов» и «О стоимости лицензий», утвержденные распоряжением главы администрации Московской области соответственно от 09.02.1993 N 83-р от 06.05.1994 N 439-р. Указанными актами установлено, что лицензионный сбор за прописку в Московской области составляет на семью не более трех человек 9 млн. руб. для районов, входящих в состав пригородной зоны г. Москвы, и 6 млн. руб. для районов, расположенных за пределами пригородной зоны г. Москвы (противоречит п. 2 ст. 4 и п. 5 ст. 26 Конституции РФ о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов над нормативными правовыми актами субъектов РФ поскольку в соответствии с федеральным налоговым законодательством сборы на приобретение лицензий на право проживания не входят в перечень предусмотренных законом местных налогов и сборов).
В результате применения вышеуказанных нормативных актов государственными исполнительными органами Ставропольского края, Воронежской области, Московской области и г. Москвы нарушаются конституционные и связанные сними иные (жилищные, гражданские, трудовые, пенсионные) права граждан Российской Федерации.
В связи с отказом в прописке или регистрации по выбранному месту жительства граждане не могут пользоваться всем объемом прав, связанных с актом прописки и регистрации: трудоустройства, получения пенсий и пособий и т.д.
Особенно сильно при этом затрагиваются интересы граждан, вынужденно переселяющихся на новое место постоянного проживания, таких как лиц, выезжающих из северных регионов Российской Федерации на основании Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Незаконные поборы, например, делают невозможным для многих из них выезд для проживания в центральные районы России.
Так, только за прописку в Озерском районе Московской области четырех семей, выехавших из мест своего постоянного проживания в Республике Коми, на основании вышеуказанного распоряжения главы администрации Московской области от 09.02.1993 N 83-р был оплачен лицензионный сбор в размере 24 млн. руб.
Требование внесения дополнительных средств на развитие инфраструктуры города на основании «Положения о долевом участии предприятий, организаций, частных фирм и физических лиц, участвующих в строительстве жилья в г. Воронеже» делает невозможным строительство жилья для лиц, переселяемых из северных регионов на основании решений Правительства РФ за счет средств государственного бюджета (например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.12.1993 N 1351 «О ликвидации шахты «Хальмер-Ю» производственного объединения «Воркутауголь» и мерах социальной защиты населения поселка Хальмер-Ю Республики Коми»), поскольку такие затраты в выделенных средствах не предусматриваются.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 84-87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
прошу:
проверить конституционность вышеуказанных нормативных актов, включая:
Временное положение о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае, утвержденное Постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 06.10.1994 N 118-8ГДСК;
закон Воронежской области «Об упорядочении миграционного процесса на территории Воронежской области» от 10.03.1995;
Временное положение о порядке регистрации граждан, прибывших для постоянного или временного жительства на территорию Воронежской области, утвержденное законом Воронежской области «Об упорядочении миграционного процесса на территории Воронежской области» от 10.03.1995;
Положение о долевом участии предприятий, организаций, частных фирм и физических лиц, участвующих в строительстве жилья в г. Воронеже, утвержденное постановлением главы администрации г. Воронежа от 10.08.1994 N 604;
решение коллегии при главе администрации г. Воронежа «О мерах по усилению контроля за миграционными процессами в г. Воронеже» от 14.07.1994 N 13;
Положение о едином порядке рассмотрения вопросов прописки и выписки населения в Москве и Московской области, утвержденное постановлением правительства Москвы и правительства Московской области от 03.05.1995N 393-14;
Закон г. Москвы «О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в г. Москву на жительство» от 14.09.1994 N 15-67, принятый постановлением Московской городской Думы от 14.09.1994 N 67;
Порядок рассмотрения вопросов прописки (регистрации) граждан, проживающих за пределами Москвы и Московской области, прибывающих на жительство в Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, утвержденный постановлением правительства Москвы от 11.10.1994 N 922;
Порядок рассмотрения заявок на приобретение лицензий на право приглашения в Московскую область иногородних специалистов, утвержденный распоряжением главы администрации Московской области от 09.02.1993 N 83-р;
«О стоимости лицензий», утвержденной распоряжением главы администрации Московской области от 06.05.1994 N 439-р.
Приложение:
1. Тексты нормативных актов.
2. Запросы в органы государственной власти и прокуратуры Ставропольского края, Воронежской области, Московской области, г. Москвы и ответы на них.
3. Письмо Администрации Московской области об оплате лицензии и платежное поручение.
4. Документ об оплате государственной пошлины.
5. Список свидетелей.
Глава Республики Коми
Российской Федерации Ю.А. Спиридонов Подпись



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.