Статья 3. Адвокатура и государство

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 3. Адвокатура и государство |
Статья 3. Адвокатура и государство

Комментарий к статье 3

1. Комментируемая статья Закона позиционирует адвокатуру как профессиональное сообщество адвокатов и как институт гражданского общества, не входящий в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Возникновение российской адвокатуры справедливо связывается с принятием судебных уставов 1864 г. Адвокатура объявлялась свободной от государственного вмешательства самоуправляемой организацией юристов, призванных оказывать гражданам юридическую помощь, в частности защищать их интересы в судах. Собрание присяжных поверенных при каждой судебной палате было высшим органом адвокатуры. Собранием присяжных поверенных избирался исполнительный совет. Дисциплинарную ответственность за проступки присяжные несли перед советом.
Принятие решения о создании адвокатуры не решило, однако, всех проблем с обеспечением граждан юридической помощью. Они вынуждены были обращаться к частным лицам, осуществляющим свою деятельность на началах частных соглашений и стоявшим вне всякого контроля. В целях выхода из создавшегося положения Законом от 25 мая 1874 г. частные поверенные были подчинены тем судебным местам, в которых они выступают. Тем самым были созданы предпосылки к сосредоточению права представления чужих интересов в судах в основном у присяжных и частных поверенных.

Тогда же в 1874 г. были введены помощники присяжных поверенных, которые имели право самостоятельно давать юридические советы, составлять деловые бумаги, вести дела в мировом суде. Они привлекались для оказания помощи адвокатам при ведении защиты в судах присяжных <1>.
———————————
<1> Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2001.

Упразднение сложившейся в России адвокатуры последовало вскоре после Октябрьской революции 1917 г., о чем было прямо указано в Декрете ВЦИК о суде от 24 ноября 1917 г. N 1. В качестве обвинителей, защитников и судебных представителей допускались «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». Прежние адвокаты были «опорочены» и гражданскими правами не пользовались.
Декрет ВЦИК о суде от 7 марта 1918 г. N 2 уточнил, что обвинители и защитники входят в коллегии правозаступников, избираемые Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Кроме того, могли выступать один обвинитель и один защитник из числа присутствующих на суде граждан. Адвокатура оказалась разрушенной. А «люди из народа» были не подготовлены к осуществлению функций защиты и представительства. Уровень правовой культуры в судах резко упал. Защитники и представители попали в зависимость от местной власти. Эта зависимость была усилена Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. «О народном суде РСФСР», который предписывал создание коллегий правозаступников и при уездных исполкомах. Адвокатура учреждалась «для содействия суду», а не для защиты интересов обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика.
В дальнейшем в качестве защитников допускались консультанты отделов юстиции. Тем самым их зависимость от государства сохранялась (Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г.).
Инструкция Наркомата юстиции РСФСР от 23 ноября 1920 г. «Об организации обвинения и защиты на суде» устанавливала, что «защита по уголовным делам является общественной повинностью» и что списки отбывающих эту повинность граждан составляются организациями и объединениями, в том числе народными судьями, отделами юстиции, профсоюзными и партийными организациями. Таким образом, судьи могли подбирать «удобных» защитников, исполнительная власть продолжала управлять ими, общественные организации сохраняли возможность влиять на исход процесса, а сама защита рассматривалась как деятельность непрофессионалов, т.е. лиц, специально к этому не подготовленных <2>.

———————————
<2> Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2001.

Положение об адвокатуре, принятое ВЦИК 26 мая 1922 г., предусмотрело создание коллегий защитников по уголовным и гражданским делам как самоуправляемых организаций. Они функционировали сначала при губернских, позже — при краевых (областных) отделах юстиции, затем при соответствующих судах, наконец под контролем отделов Министерства юстиции. Управление коллегиями стали осуществлять общие собрания адвокатов и избираемые ими президиумы, которые контролировали исполнение защитниками своих обязанностей, обладали правом наложения на адвокатов дисциплинарных взысканий. Имели право освобождать клиентов от оплаты за осуществление защиты и представительства и др.
Совмещение адвокатской профессии с исполнением государственной должности (кроме выборной и преподавательской работы) было запрещено. На этих организационных основах (самоуправление плюс общее руководство со стороны государственных органов) адвокатура строилась до конца 80-х гг.
На основе Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик от 16 августа 1938 г. было принято Положение об адвокатуре СССР (Постановление СНК СССР от 16 августа 1939 г.). Согласно Положению коллегии адвокатов (вместо коллегий защитников) создавались в автономных республиках, краях, областях в качестве добровольных профессиональных объединений. Предусматривались органы управления коллегиями — общее собрание адвокатов, президиум и ревизионная комиссия. Коллегиям предписывалось оказывать правовую помощь гражданам и юридическим лицам через юридические консультации. Общее руководство адвокатурой осуществляли Наркомат юстиции СССР, наркоматы юстиции союзных республик и их местные органы. Адвокатура находилась в зависимости от этих государственных органов.
Положением об адвокатуре РСФСР 1962 г. в основном была сохранена прежняя организация адвокатуры. Коллегии адвокатов рассматривались как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, однако общее руководство адвокатурой по-прежнему осуществляли Министерство юстиции РСФСР и его местные органы <3>.
———————————
<3> Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2001.

В Конституции СССР 1977 г. адвокатура рассматривалась как организация, оказывающая правовую помощь гражданам, учреждениям и организациям. На основе союзного Закона 1979 г. «Об адвокатуре в СССР» было принято Положение об адвокатуре в РСФСР, утвержденное Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1980 г. Это Положение, имеющее силу закона, действовало вплоть до принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
2. В целом под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов (адвокатов), объединенных в соответствующие адвокатские образования и имеющих задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающей участие в различных видах судопроизводства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов и т.д.
Пунктом 1 комментируемой статьи закрепляется, что адвокатура является не только профессиональным сообществом адвокатов, но и институтом гражданского общества, который не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Утверждение законодателя о том, что адвокатура является независимым институтом гражданского общества, подразумевает наличие в нашей стране гражданского общества как такового, хотя существование в России гражданского общества в его исконном понимании остается достаточно острым дискуссионным вопросом.
Понятие «гражданское общество» имеет долгую историю. Оно вошло в употребление в XVII — XVIII вв. Смысл его заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства.
Гражданское общество — это естественно складывающееся состояние человеческого сообщества данной страны, формирующееся и развивающееся на основе саморегулирования, которое исключает или крайне ограничивает вмешательство государства. Гражданское общество есть все то, что находится за пределами государства, это ступень общественного развития, которая характеризуется совокупностью социально-политических, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных отношений в условиях рынка и демократического правового государства.
Для гражданского общества характерны три особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти, так как гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти для противостояния контролю со стороны государства. И в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция — все это необходимые элементы подлинно гражданского общества <4>.
———————————
<4> Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Червонюка. М.: Юридическая литература, 2002.

При определенном развитии демократических реформ, повышении уровня образования населения, увеличении количества массовых мероприятий интеллектуальной направленности, значительном увеличении количества общественных организаций, с одной стороны, и одновременном достаточно низком уровне участия населения в общественных организациях, объединений и союзов в различных сферах деятельности, особенно касающихся защиты их прав и законных интересов (защита прав инвалидов, организация товариществ собственников жилья и т.д.), с другой стороны, с большой натяжкой, учитывая специфику развития нашей страны и менталитет российского населения, можно говорить о наличии в России гражданского общества.
Наличие адвокатуры как независимого, профессионального, саморегулируемого сообщества не может не свидетельствовать о развитии гражданского общества, и здесь с законодателем трудно поспорить: адвокатура — это институт гражданского общества.
3. Адвокатура как самостоятельная организация не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с известным принципом разделения властей органы государственной власти и органы местного самоуправления относятся к исполнительной ветви власти, которая по отношению к законодательной и судебной является независимой.
Организация системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в России представлена на основе ее административно-территориального деления. Так, на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации действуют органы государственной власти (Правительство Российской Федерации, администрации или министерства субъектов Российской Федерации), на местном уровне — органы местного самоуправления (администрации городов и районов).
Адвокатура не является частью органов власти ни на одном из ее уровней, и уж тем более не входит в систему какой-либо ветви власти. Этим обеспечивается ее независимость в осуществлении деятельности, основанной на ряде принципов.
4. В философии понятие «принцип» определяется как первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. Однако это определение не единственное, существуют и другие варианты:
1) принципы (от лат. principium — основа, начало) — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности <5>;
———————————
<5> Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1992.

2) принцип — научное или нравственное начало, основание, правило; основа, от которой не отступают <6>.
———————————
<6> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1980.

Таким образом, чтобы дать как можно более полное определение понятия «принцип», необходимо выделить в нем четыре основных элемента, характеризующих его как с объективной, так и с субъективной стороны:
— принцип — это научное или нравственное начало, основание;
— руководящая идея, основное правило деятельности;
— внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющий норму поведения;
— основа, от которой не отступают.
В юридических науках принципы определяются как основные руководящие положения, на которых эти науки строятся.
5. Принцип законности является, пожалуй, основополагающим в деятельности любого профессионального сообщества и, по сути, означает осуществление адвокатской деятельности, основанной на жестком и неукоснительном следовании законам Российской Федерации.
Адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетеля, потерпевших и использовать другие запрещенные методы, даже если его доверитель на этом настаивает.
Кроме того, принцип законности предполагает, что адвокат в ходе осуществления своей профессиональной деятельности выявляет нарушения закона со стороны судов, органов прокуратуры, предварительного расследования, иных субъектов правоприменительной деятельности и добивается устранения таких нарушений и восстановления прав и законных интересов своих доверителей.
Таким образом, действия адвоката не должны противоречить закону Российской Федерации и этике адвоката.
6. Принцип независимости фактически был затронут при рассмотрении независимости адвокатуры от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В целом, следует заметить также наличие независимости адвокатуры от органов законодательной власти и органов судебной власти, в том числе и правоохранительных органов, а также от других общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений.
Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда), общественных организаций и отдельных лиц.
Обеспечение независимости адвокатуры и адвокатов — обязанность органов государства.
Следует также отметить, что рассмотрение принципа независимости адвокатуры неразрывно связано с таким понятием, как адвокатская тайна.
Адвокатская тайна — необходимое условие существования адвокатуры. Ее отсутствие исключало бы возможность оказания юридической помощи клиентам, так как они испытывали бы недоверие к адвокату. В соответствии со ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката доверия к адвокату не может быть без уверенности в сохранении профессиональной тайны.
В соответствии с вышеназванной статьей Кодекса в содержание адвокатской тайны включаются:
1) сам факт обращения гражданина к адвокату за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению;
2) сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде;
3) те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью;
4) сведения, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним;
5) сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном или административном процессе;
6) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье <7>.
———————————
<7> Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2001.

Как было сказано выше, наличие принципа независимости адвокатуры является неотъемлемым условием осуществления возложенных на адвокатуру функций. Однако в данном случае имеется в виду независимость не только организационная, но и финансовая. Так, финансирование адвокатуры осуществляется не из федерального или местного бюджетов, а за счет членских взносов адвокатов, т.е. денежных средств, зарабатываемых самими адвокатами.
Кроме того, следует также заметить, что наличие принципа независимости адвокатуры подразумевает не только ее независимость от субъектов правоотношений, не входящих в структуру адвокатуры, но также и независимость адвокатских образований (адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро, юридической консультации) друг от друга в целом и от органов управления адвокатуры, в частности. Об этом свидетельствует уведомительный, а не разрешительный характер создания перечисленных форм адвокатских образований, а также их реорганизации и ликвидации, когда только после регистрации таких юридически значимых действий учредители адвокатских образований сообщают в совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (см. комментарии к ст. 21 — 24 настоящего Закона).
7. Принцип самоуправления адвокатуры фактически обеспечивается тем, что основы ее построения и функционирования определяются не только законами, но и принятыми органами управления решениями (например, решения Федеральной палаты адвокатов, решения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и т.д.), в связи с чем никакие органы власти не могут посредством принятия каких бы то ни было нормативных или индивидуально-распорядительных актов вопреки установленному Закону вмешиваться в деятельность адвокатуры и определять структуру ее органов управления и руководящий состав.
В своем организационном построении адвокатура в целом и отдельные формы адвокатских образований не подчиняются ни на федеральном, ни на местном уровне органам законодательной, исполнительной или судебной власти или каким-либо иным органам или организациям, из чего четко прослеживается связь принципа независимости и принципа самоуправления адвокатуры.
На федеральном уровне высшим органом управления адвокатского сообщества является Всероссийский съезд адвокатов, а в субъектах Российской Федерации — собрание (конференция) адвокатов. Все вопросы организационной стороны деятельности адвокатских палат и адвокатских образований (численный состав, смета доходов и расходов, избрание руководящего состава и т.д.) решаются в рамках самой адвокатуры. Кроме того, говоря о независимости адвокатуры и ее самоуправлении, следует также отметить, что гарантией здесь выступает так называемая автономность бюджета адвокатуры, в целом не зависящего ни от государства или органов местного самоуправления, ни от каких бы то ни было других коммерческих и некоммерческих организаций.
8. Корпоративность адвокатуры как принцип ее деятельности основывается на общности профессиональных интересов и целей всех членов адвокатского сообщества, являющихся в то же время самостоятельными и независимыми субъектами возникающих правоотношений. Корпоративность предполагает прежде всего моральную ответственность каждого члена адвокатского сообщества перед своими коллегами за квалифицированность, добросовестность и законность осуществляемой им деятельности, а также необходимость проявления заботы со стороны адвокатского сообщества и его органов о членах этого сообщества. В отсутствие возможностей внешнего вмешательства в деятельность адвокатуры, применения мер дисциплинарного воздействия в отношении адвокатов именно благодаря развитой корпоративности может быть обеспечена жизнеспособность адвокатуры (например, рассмотрение действий адвоката, умаляющих авторитет адвокатской профессии специальными квалификационными комиссиями).
Доказательством корпоративности адвокатуры служит тот факт, что в составе органов управления адвокатской палаты могут принимать участие только адвокаты. В частности, членами собрания (конференции) адвокатской палаты как высшего органа управления адвокатской палаты могут быть только члены адвокатской палаты (адвокаты), то же относится и к совету адвокатской палаты (коллегиальному исполнительному органу адвокатской палаты). Президентом адвокатской палаты (единоличный исполнительный орган) также может быть только лицо, в установленном законом порядке получившее статус адвоката и являющееся членом адвокатской палаты, которую он возглавляет (об органах управления адвокатуры см. комментарии к ст. 30 и 31 настоящего Закона).
9. Принцип равноправия адвокатов означает, что по своему статусу все адвокаты имеют равные права как в плане осуществления своей профессиональной деятельности, так и в плане имеющихся у каждого из них возможностей определения, например организационной формы адвокатского образования (адвокатский кабинет, адвокатское бюро и т.д.), участия в управлении адвокатурой путем непосредственного участия в съездах или собраниях (конференциях) адвокатов, а также избрания органов Федеральной палаты адвокатов и адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, возможности избирать и быть избранным независимо от времени получения статуса адвоката, длительности юридического стажа, наличия факта приостановления статуса адвоката (за исключением тех ограничений, которые непосредственно связаны с приостановлением статуса адвоката (см. комментарий к ст. 16 настоящего Закона)), и других обстоятельств.
10. В п. 3 комментируемой статьи вновь затрагиваются отношения адвокатуры и государства, а также принцип независимости адвокатуры.
Адвокатура не является государственной структурой. Вместе с тем она не может считаться общественной организацией в том смысле, как они понимаются в ст. 13 и 30 Конституции РФ и Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Это обусловлено, в частности, тем, что членство в адвокатуре, в отличие от общественных объединений, предполагает наличие высшего юридического образования и осуществление профессиональной деятельности направлено на защиту интересов не самих членов адвокатского сообщества, как в других организациях, а иных лиц.
Таким образом, адвокатура — это своеобразный социально-правовой институт гражданского общества. Он выполняет как государственно значимые функции, так и задачи, обусловленные частным интересом граждан и юридических лиц. Именно поэтому государством обеспечивается описанный выше принцип независимости адвокатуры, а также обеспечивается финансирование адвокатуры при оказании адвокатом юридической помощи бесплатно в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации, а также при необходимости предоставления адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи с целью обеспечения населению доступа к юридической помощи.
11. Статьей 48 Конституции Российской Федерации закрепляется право граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника).
Предоставление бесплатного адвоката осуществляется в порядке и на основаниях, предусмотренных ст. 26 комментируемого Закона.
12. О предоставлении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи см. комментарий к ст. 24 настоящего Закона.
13. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Как и любому гражданину Российской Федерации, адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное законодательством Российской Федерации.
Помимо Конституции Российской Федерации, правовое регулирование социальной защиты и социального обеспечения граждан также регулируется Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».