ЗАКЛЮЧЕНИЕ

| Правовой портал "Правопорядок" | ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Продолжительное применение Положения об адвокатуре с 1980 г. до 31 мая 2002 г. было обусловлено длительным и весьма мучительным поиском компромисса между сторонниками огосударствления института адвокатуры и его полной независимости от государства. Только 31 мая 2002 г., после того как через Государственную Думу РФ прошло несколько законопроектов об адвокатуре и противоборствующие силы наконец-то достигли компромисса, был принят Закон об адвокатуре.
Понятие адвокатской деятельности можно определить как квалифицированную юридическую помощь, которая оказывается на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката и действующими индивидуально или в рамках коллективного адвокатского образования, физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Понятие адвокатуры следует понимать в двух значениях.
Во-первых, как указано в ст. 3 Закона об адвокатуре, в качестве профессионального сообщества адвокатов, т.е. совокупности лиц, получивших адвокатский статус, объединенных на условиях обязательного членства в особые организации — региональные адвокатские палаты.

Во-вторых, адвокатуру следует понимать как действующий на определенных принципах (законности, лояльности к доверителю, соблюдения адвокатской этики, независимости, самоуправляемости, корпоративности, равноправности адвокатов, профессионализма) общественный институт, гарантирующий гражданам право на квалифицированную юридическую помощь.
Юридическая помощь, оказываемая адвокатами, рассматривается в Законе об адвокатуре в качестве квалифицированной. Квалифицированную юридическую помощь можно рассматривать как правовую помощь, осуществляемую специальным субъектом, подтвердившим свои знания и умения в этой области, что позволяет гарантировать ее качественность. Квалифицированная юридическая помощь шире содержания адвокатской деятельности и может включать в себя деятельность иных субъектов, если для допуска их в сферу оказания правовой помощи законодателем будут введены критерии, соответствие которым может дать некоторую гарантию качества этой помощи.
Место адвокатуры в современной правовой системе России можно охарактеризовать как один из способов самоограничения государственной власти, посредством которого создается институт гражданского общества, способствующий полноценной реализации и защите гражданами своих прав и свобод. Если Положение 1980 г. отводило адвокатуре место в правоохранительной системе и сравнивало ее по задачам с прокуратурой, судом, следственными органами, государственным нотариатом, а основания и цель ее существования рассматривалась как охрана социалистических правоотношений, то по концепции Закона об адвокатуре это — институт гражданского общества, основное предназначение которого состоит в защите интересов общества и каждого его члена через оказание квалифицированной правовой помощи. Законодатель подчеркивает, что адвокатура отделена от государства, указывая, что она не входит в систему органов власти.
Принятие Закона об адвокатуре юридически оформило принадлежность адвокатуры к институтам гражданского общества и возложение на нее отдельных публично-правовых функций. Кроме того, с принятием данного Закона появился главный субъект реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи — адвокатура, что представляет научный исследовательский интерес.
Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь, служит залогом гармоничного существования общества в целом.
Что касается соответствия российского законодательства в области адвокатской деятельности международным стандартам, необходимо заметить, что оно существует в отрыве от этих стандартов. Многие важнейшие международные документы не ратифицированы Российской Федерацией, что позволяет сделать вывод о функционировании института российской адвокатуры в отрыве от существующих международных стандартов и принципов в данной области, о территориальной изолированности исследуемого института.
Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и в федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения функций правосудия иными государственными органами и общественными объединениями. Отправлять правосудие могут только судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также в установленных законом случаях представители населения. Они независимы и подчиняются только Конституции и закону, в своей деятельности никому не подотчетны. Этот вид государственной деятельности может осуществляться только определенными законом способами — путем рассмотрения и разрешения на судебных заседаниях в установленном законом порядке гражданских и уголовных дел. Содержание правосудия по гражданским делам составляет рассмотрение и разрешение споров, вытекающих из гражданских правоотношений и связанных с защитой прав и интересов граждан, предприятий и учреждений. В рассмотрении на судебных заседаниях уголовных дел и применении установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступлений, либо в оправдании невиновных состоит сущность правосудия по уголовным делам. Виновность обвиняемого в совершении преступления может быть установлена только вступившим в законную силу приговором суда.
Отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка, который детально определен Конституцией и процессуальным законодательством. Соблюдение этого порядка отличает правосудие от административного производства и создает оптимальные условия для установления истины и вынесения справедливого решения.
Рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел основано на конституционных принципах равенства граждан перед законом и судом, независимости судей и их подчинения только Конституции и федеральному закону, гласности судебного разбирательства, осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, участия в нем представителей населения, обеспечения обвиняемому юридической помощи. Потерпевшим от преступления и злоупотребления властью государство обеспечивает доступ к правосудию.
В правосудии, в отличие от иных форм судебной деятельности, с наибольшей полнотой выражаются демократические общеправовые и специальные процессуальные принципы организации и деятельности судебных органов. Так, характерной чертой демократизации правосудия является участие в нем представителей населения. Судебная власть принадлежит не только профессиональным судьям, но и привлекаемым в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителям народа (ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» называет этих представителей народными и присяжными заседателями (ст. ст. 10, 11).
Характерной чертой правосудия также является его осуществление в точном соответствии с законом. Подзаконность судебной деятельности означает, что суд проводит судебное разбирательство в установленном законом порядке и разрешает дела на основе закона, а не создает своим решением новые нормы права, не порождает субъективные права и обязанности конкретных лиц.