§ 2. Понятие и содержание ювенальной адвокатуры: от научных теорий к практике реализации

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Понятие и содержание ювенальной адвокатуры: от научных теорий к практике реализации |
§ 2. Понятие и содержание ювенальной адвокатуры: от научных теорий к практике реализации

Исторически сложилось, что институты ювенальной юстиции в форме судебных органов в России отсутствуют, а их функции распределяются между органами действующей судебной системы, правоохранительными органами и комиссиями по делам несовершеннолетних. В то же время с учетом международных обязательств России, которые, в частности, предусматривают необходимость создания ювенальных судов <1>, определенные шаги в организации которых уже были сделаны, а в свете активной деятельности сторонников данной реформы <2> еще, вероятно, будут предприняты, представляется, что создание данного органа в России в ближайшие годы неизбежно, вопрос только во времени проведения названных преобразований.
———————————
<1> См.: Заключение Комитета ООН по правам ребенка по 2-му Государственному докладу РФ о реализации Россией Конвенции о правах ребенка от 23 сентября 1999 г. // Официальный сайт некоммерческого партнерства НП «Родительский комитет»: http://www.r-komitet.ru; Третий периодический доклад по реализации Конвенции ООН о правах ребенка в РФ, 2003 г. // Всероссийский информационный портал «Ювенальная юстиция в России»: http://www.juvenilejustice.ru.

<2> См.: Ювенальной юстиции быть? Обращение Общественной палаты к Президенту России // Парламентская газета. 2007. N 54.

В настоящее время особенно актуально создание ювенальных судов как части органов по защите прав несовершеннолетних для России. Главными задачами ювенального суда являются судебная защита прав и законных интересов несовершеннолетних и судебное разбирательство о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних.
Ювенальное правосудие решает еще одну задачу — корректирует психологическое развитие личности несовершеннолетнего, совершившего правонарушение. Особое место при создании системы ювенального правосудия в интересах охраны прав несовершеннолетних отводится обеспечению наиболее эффективного содействия их благополучию, сокращению использования в отношении их карательных санкций, что делает актуальным создание специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних <1>.
———————————
<1> См.: Новикова Т.Ю. Административно-правовая защита прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции: Дис. … канд. юрид. наук. Хабаровск, 2003. С. 54.

Формирование ювенальной юстиции означает необходимость обучения специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом для работы с несовершеннолетними, прежде всего асоциально настроенными. Такими специалистами можно считать социальных работников ювенальной юстиции.
Законодательное введение в России института ювенальной юстиции сопряжено не только с коренным изменением привычной практики отправления уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, но и с подготовкой специально обученных кадров для работы в ювенальной юстиции. Немало российских адвокатов намереваются посвятить себя деятельности в этой области.
Одним из важных направлений проводимой в России судебно-правовой реформы является создание практики ювенальной юстиции — специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних. В настоящее время в нескольких российских регионах в порядке эксперимента реализуются приближенные к мировым стандартам модели отправления правосудия в отношении лиц от 14 до 18 лет.
Ювенальная адвокатура появится вместе с внедрением в практику ювенального судопроизводства. Но кто сегодня скажет, хотя бы примерно, когда оно получит в нашей стране «права гражданства»?
В сентябре 2005 г. Комитет по правам ребенка ООН (Управление Верховного комиссара по правам человека, Женева) рассмотрел Третий периодический доклад Российской Федерации о положении детей в России. В принятых заключительных замечаниях есть раздел «Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних», в котором сказано: «Комитет выражает обеспокоенность в связи с тем, что государство-участник, несмотря на ряд нормоустановительных попыток, до сих пор не ввело конкретные федеральные процедуры и суды для отдельного рассмотрения дел несовершеннолетних правонарушителей в рамках системы правосудия». Выразив также обеспокоенность «отсутствием мер, альтернативных задержанию, и форм реабилитации для детей, находящихся в конфликте с законом», «отсутствием соответствующих мест лишения свободы для лиц моложе 18 лет, которые часто содержатся вместе со взрослыми», «плохими материальными условиями содержания под стражей лишенных свободы лиц моложе 18 лет» и другими негативными явлениями в этой сфере, Комитет призвал государство-участник (т.е. Россию) в приоритетном порядке «активизировать его деятельность по реформированию системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних с тем, чтобы дела лиц моложе 18 лет рассматривались в рамках специальной системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, а не обычной системы правосудия» <1>.

———————————
<1> См.: На подступах к ювенальной юстиции // Официальный сайт Гильдии российских адвокатов: http://gra.ru.

Между тем еще в Концепции судебной реформы, одобренной Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г., впервые указывалось на необходимость создания судов для несовершеннолетних граждан. Через четыре года появились Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года, утвержденные Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942, в разделе «Укрепление правовой защиты детства» в качестве одной из необходимых мер вновь была названа система ювенальной юстиции, специальных судов по делам семьи и несовершеннолетних. Но прошло еще семь лет, прежде чем 15 февраля 2002 г. Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении проект Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», которым в систему судов общей юрисдикции вводятся ювенальные суды. Однако за четыре последующих года мало сделано в этом направлении. В статье 3 проекта данного Федерального конституционного закона говорится: «Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются федеральным конституционным законом». Но его нет, и неизвестно, когда он появится. Существуют различные законопроекты о ювенальной юстиции и ювенальных судах. Одним из них, например, предполагается создать не только ювенальные суды, но и целый комплекс ювенальных структур (это, кстати, согласуется с позицией Комитета по правам ребенка ООН, о которой было сказано выше); другим законопроектом предусматривается создать трехуровневую систему ювенальных судов внутри нынешней системы судов общей юрисдикции. Время покажет, какой из «ювенальных идей» отдаст предпочтение законодатель, а сегодня необходимо обратить внимание всех заинтересованных лиц на два обстоятельства, связанные с формированием в нашей стране ювенальной юстиции.
Центральным звеном ювенальной юстиции должны стать ювенальные суды — центральным, но не единственным. Чтобы это звено эффективно работало, потребуется создать ювенальное предварительное расследование, ювенальную прокуратуру и ювенальную адвокатуру <1>.
———————————
<1> См.: На подступах к ювенальной юстиции // Официальный сайт Гильдии российских адвокатов: http://gra.ru.