§ 1. Система ювенальной юстиции в современной России

§ 1. Система ювенальной юстиции в современной России
§ 1. Система ювенальной юстиции в современной России

Необходимость в формировании ювенального права порождена отчасти отставанием таких отраслевых наук, как гражданское, уголовное, семейное право, а также процессуальных отраслей права, не в полной мере отвечающих быстрой динамике современности, в то время как проблемы молодежи требуют более быстрого реагирования, нежели наступают перемены в системе права.
Можно обозначить особенности выделения ювенального права из конституционного. Во-первых, появление большого количества нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, одной из сторон которых становятся дети, например Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием», Закон г. Москвы от 3 октября 2001 г. N 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве». Кроме существующих законов разработаны проекты федеральных законов, такие, как авторский проект Федерального закона от 19 июля 1999 г. N 42 «Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации», проект Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации», проект Федерального закона «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции», проект Федерального закона N 205828-3 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации». Особенность подобных актов выражена в специальном объекте их направленности — детях, которые становятся основным субъектом складывающихся правоотношений. Принятие законодательного массива «детского права» объективировано общими социально-экономическими проблемами государства, финансовым кризисом, отсутствием реальных средств на достойную социальную политику, что привело к существенным трудностям в обеспечении выживания, развития, социализации и воспитания подрастающего поколения.

Во-вторых, появляются различные специальные учебные курсы, ориентированные на лиц, которым на практике приходится иметь дело с правовыми актами. Кроме специальных курсов проводятся различные конференции, семинары.
В-третьих, источниками ювенального права кроме нормативных правовых документов является работа ученых. Ученые разрабатывают теоретические проблемы ювенального права, высказывают суждения по общим и конкретным вопросам ювенологии (междисциплинарное комплексное знание о становлении и взрослении человека в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал и формировании его как полноценного члена современного общества).
К трудам ученых относятся многочисленные монографии и статьи, в которых дается критическое осмысление различных категорий и институтов. Ученые спорят, отвергают старые и выдвигают новые научные концепции, направленные на совершенствование теории и практики ювенального права. Например, издано учебно-практическое пособие по данной тематике Э.Б. Мельниковой «Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии» <1>, разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Ювенальное право» <2>. Изучение этой дисциплины призвано способствовать формированию у студентов базовых знаний, необходимых для успешной работы в правоохранительных органах, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, в органах управления образованием, социальной защиты населения, других учреждениях и организациях, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
———————————
<1> См.: Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. М.: Дело, 2001.
<2> См.: Фильченков Г.И. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ювенальное право». М.: Маркетинг; МГУС, 2002.

Анализ публикаций, посвященных охране прав ребенка, позволил выявить определенную тенденцию в разрешении проблем неблагополучного положения детей в современном обществе. Речь в большинстве из них идет об истории создания, о формировании, развитии, проблемах восстановления ювенальных судов в России, т.е. о ювенальной юстиции, как уже было показано выше. Поскольку перспективам развития ювенальной юстиции будет посвящен отдельный параграф работы, в данном контексте она играет вспомогательную роль, здесь ограничимся лишь констатацией большого внимания к ней в деле улучшения положения российских детей со стороны юристов, политиков, представителей средств массовой информации.

Ювенальная юстиция как правосудие по делам о несовершеннолетних должна решать вопрос об ответственности за совершенные проступки и правонарушения, т.е. о наказании либо об иной компенсации. Поскольку правосудие — вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права <1>, то ювенальная юстиция занимается восстановлением нарушенных (или это нарушение предполагается, что не меняет сути) прав, где ребенок стал либо потерпевшим, либо обвиняемым.
———————————

КонсультантПлюс: примечание.
Учебник Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина «Конституционное право России» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004 (издание третье, переработанное и дополненное).

<1> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2002. С. 540.

Во всех отношениях, урегулированных различными отраслями права, наличествуют ювенальный компонент, затрагивающий в той или иной степени личные, имущественные и прочие права и законные интересы несовершеннолетних.
Будучи субъектами ювенальных отношений, дети взаимодействуют с другими субъектами права — родителями или лицами, их заменяющими (усыновителями, опекунами, попечителями), государственными общественными институтами, должностными лицами. В большинстве случаев в подобных отношениях ребенку противостоят взрослые, наделенные полной право- и дееспособностью. Указанное обстоятельство предполагает неравенство сторон ювенального общественного отношения, поскольку при равенстве правоспособности ребенка и взрослого последний, в отличие от ребенка, обладает полной дееспособностью.
Таким образом, неравенство сторон ювенального общественного отношения образует ключевую характеристику указанного отношения. Однако данное обстоятельство не может и не должно рассматриваться ювенальным правом как основание для сохранения отмеченного выше неравноправного положения сторон общественного отношения, в которых минимум одной из сторон выступает ребенок. Ориентированное на гуманистические тенденции в развитии права, оно основано на фундаментальном принципе, в соответствии с которым правовой статус ребенка, выражающийся в определенном объеме потенциально принадлежащих ему субъективных прав и свобод, не должен быть меньше, чем правовой статус взрослого физического лица. Исключение, думается, составляют лишь политические права и свободы, которые во многих странах мира принадлежат только совершеннолетним членам общества и не могут быть переданы для исполнения другому лицу (хотя это мнение и не бесспорно).
Что касается предмета ювенального права, то его можно определить в виде общественных отношений, возникающих в процессе реализации ребенком как самостоятельным субъектом правовых отношений либо его законным представителем принадлежащих ему субъективных прав и свобод и исполнения им юридических обязанностей. Однако, как нетрудно заметить, не все из них подвержены воздействию норм права (например, отношения, связанные с любовью, другими взаимными чувствами ребенка и противостоящими ему сторонами общественных отношений). Поэтому некоторые ювенальные отношения находятся в поле интенсивного регулирования нравственными представлениями, нормами морали.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.