§ 3. Юридическая помощь адвоката и принцип охраны чести и достоинства личности

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Юридическая помощь адвоката и принцип охраны чести и достоинства личности |
§ 3. Юридическая помощь адвоката и принцип охраны чести и достоинства личности

Принцип уважения человеческого достоинства утверждает ценность всякой человеческой личности вне зависимости от имеющегося у нее социального статуса и сформулирован как максима основных законов всех демократических государств: «Человеческое достоинство ненарушимо»; предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства.
Словом «достоинство» принято обозначать ценность, общественную значимость явлений действительности. Достоинство человека — это та ценность, которую он приобретает и сохраняет в обществе. Анализ употребления понятия достоинства в научном и обыденном языке заставляет сделать вывод о том, что каждый человек является обладателем или носителем не одной, а нескольких ценностей, которые в совокупности и образуют то, что принято называть достоинством человека.
Основными среди этих ценностей (достоинств) личности являются следующие: 1) личное достоинство — ценность конкретной личности, совокупность присущих ей общественно значимых свойств; 2) групповое достоинство — ценность человека как представителя какой-то социальной группы (семьи, коллектива и т.д.), принадлежность к которой наделяет его определенной ценностью; 3) профессиональное, трудовое достоинство — ценность, вытекающая из профессиональной принадлежности личности, определяемая основным видом ее общественной деятельности; 4) гражданское, классовое достоинство — ценность человека как представителя определенного класса, партии, народа как гражданина какого-то государства, страны; 5) человеческое достоинство — ценность человека вообще, его родовая ценность (как представителя человеческого рода, человечества). Все эти виды достоинства носят явно выраженный общественный характер. Человеческое достоинство не заложено в биологической природе индивида. Оно возникает и существует лишь в обществе, реализуясь через систему социальных отношений <1>.

———————————
<1> См.: Блюмкин В.А. О чести и достоинстве советского человека. М.: Знание, 1974. С. 64.

Идея человеческого достоинства сложилась как отражение в сознании людей того особого положения, которое занимает человек в действительности. В мире существуют тысячи различных ценностей, но человек не просто одна из них, он — ценность особая, он — творец, создатель материальных и духовных благ. Он не только преобразует окружающий мир своим трудом, но и «одушевляет» его, наделяет ценностными свойствами, ставит характеристики вещей в зависимость от своих потребностей и интересов. Человек и человечество представляют собой как бы фундамент царства ценностей. Поэтому естественно, что в человеческом обществе не может быть ценности более высокой, чем сам человек. Человек — высшая, ни с чем не сравнимая ценность. Однако далеко не сразу люди приходят к пониманию высокого человеческого достоинства. На это потребовались тысячелетия борьбы с социальной несправедливостью, мучительных поисков истины, овладения тайнами природы, потребовалась упорная борьба, в процессе которой рос и мужал сам человек, осознавая свою ценность. Еще более трудным и длительным оказался путь к практическому утверждению таких общественных отношений, которые бы основывались на признании высокого достоинства человеческой личности.
Вполне понятно, что представление о человеческом достоинстве в сколько-нибудь развитом виде не могло сложиться ни в первобытном обществе, с его примитивной общественной организацией и высокой степенью зависимости человека от природы, ни в рабовладельческом и феодальном обществах, в которых основная масса людей была лишена элементарных человеческих прав и подвергалась жесточайшей эксплуатации и унижению. Первые классовые общественно-экономические формации в понимании достоинства человека в основном не пошли дальше таких религиозно-мистифицированных форм его выражения, как идея сотворения людей Богом по своему образу и подобию и равенства всех перед Богом.
Защита чести и достоинства личности, деловой репутации осуществляется судом, который всей своей деятельностью воспитывает граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству личности. За последние годы количество гражданских исков, подаваемых в суд о защите чести и достоинства, а также уголовных дел данной категории значительно возросло, что в определенной степени связано с демократизацией общества, повышением ценности человеческой личности.

Несмотря на актуальность данной проблемы в юридической литературе вопросам судебной защиты чести и достоинства личности не уделяется должного внимания. До настоящего времени по этой проблеме нет глубокого исследования с учетом нового гражданского и уголовного законодательства. Посягательства на честь и достоинство личности выражаются в форме оскорбления или клеветы. Суды рассматривают большое количество уголовных и гражданских дел данной категории и при этом испытывают трудности, связанные с применением материальных и процессуальных норм, вследствие чего рождается разноречивая судебная практика и допускается ряд ошибок, снижающих эффективность борьбы с указанными посягательствами.
Возникновение этических представлений о чести и достоинстве относится к периоду первобытного общества. Жизнь первобытных людей, совместный труд требовали не только определенной оценки поведения каждой личности, но и собственной самооценки <1>.
———————————
<1> См.: Марогулова И.Л. Защита чести и достоинства личности. М.: Правовое просвещение, 1998. С. 5, 6.

С появлением классов за основу оценки личности берутся не какие-то нравственные качества, такие как порядочность, честность, а происхождение, род, знатность, имущественное положение. В конечном счете ценность личности определялась ее богатством. В рабовладельческом и феодальном обществах понятие чести и достоинства распространялось только на свободных людей, а не на рабов и крепостных, которые относились к низшим сословиям. Считалось, что они не имеют ни достоинства, ни чести. Закон защищал только нравственные блага господствующих классов. Более прогрессивные общественно-экономические формации не ставили честь и достоинство личности в зависимость от сословной принадлежности. Достоинство личности не зависит от социального происхождения человека, так как в основе общественной оценки лежит представление о равенстве людей в моральном отношении <1>.
———————————
<1> См.: Словарь по этике. М., 1970. С. 365.

При вынесении общественного суждения о поступках отдельной личности необходимо исходить из всего комплекса оснований поведения. Деятельность человека состоит не из одного поступка, а множества отдельных поступков. Честь и достоинство связываются обществом с такими нравственными качествами, как доброта, порядочность, гордость, правдивость. Общепринятый взгляд на честь и достоинство не исключает, что некоторые люди видят достоинство личности в материальном достатке. Это объясняется смещением акцента нравственных ценностей, происходящих в настоящее время в обществе, в связи с социальной государственной переориентацией.
Честь и достоинство — очень близкие понятия, тесно взаимосвязанные. Как правило, эти понятия употребляются без четкого смыслового разграничения. В то же время, будучи близкими по своему содержанию, честь и достоинство отличаются друг от друга. На определение понятий чести и достоинства существуют различные точки зрения.
Одни ученые полагают, что честь полностью включает в себя понятие «достоинство». Достоинство является неотъемлемой частью чести как общественного признания. Другие ученые считают, что понятие «достоинство» не входит в содержание чести. К.Б. Ярошенко обоснованно утверждает, что честь и достоинство — близкие понятия, различия между которыми существуют «лишь в субъективном или объективном подходе к оценке этих качеств: если имеется в виду оценка со стороны окружающих — речь идет о чести гражданина, а если самооценка — о его достоинстве» <1>.
———————————
<1> См.: Ярошенко К.Б. Жизнь и здоровье под охраной закона. М., 1990. С. 155.

Понятие чести и достоинства не определены в гражданско-правовых и уголовно-правовых нормах. В Конституции РФ достоинство определяется как абсолютная ценность, охраняемая государством. Независимо от действительной ценности конкретного индивида он как личность уже обладает ценностью в глазах государства. Честь и достоинство являются нематериальными, неотчужденными правами личности человека <1>.
———————————
<1> См.: Марогулова И.Л. Указ. соч.

С правовой точки зрения «честь — это сопровождающееся положительной оценкой отражение качеств лица (физического или юридического) в общественном сознании», а понятие «достоинство» включает в себя сознание человеком своей абстрактной и конкретно-социальной ценности, а также ценности (значимости) социальных групп, в которые он входит. Другой вопрос, на какой основе формируются эти группы: чаще всего они являются профессиональными, национальными или конфессиональными (религиозными)» <1>. Таким образом, честь и достоинство в своем единстве отражают множественные, разнообразные связи личности и общества.
———————————
<1> См.: Российская юстиция. 1998. N 4. С. 44.

Достоинство выступает в виде ценности личности, а честь представляет оценку этой личности обществом; честь и достоинство являются самостоятельными понятиями, обладающими специфическими особенностями. Достоинство относится к этической категории. Оно связывается с ценностью человека и собственным осознанием этой ценности. Человек, знающий себе цену, обладает чувством собственного достоинства. При этом, что вполне естественно, человек не может передать другому лицу свое достоинство, так как достоинство неотчуждаемо. В литературе уже отмечалось, что понятие «достоинство» значительно шире понятия чести. Категория достоинства выступает, во-первых, как единство всеобщего, т.е. человеческого достояния, во-вторых, как единство особенного, т.е. в виде достоинства личности как представителя определенных социальных кругов, и, в-третьих, в виде единичного, личного достоинства <1>.
———————————
<1> Подр. см.: Мархотин В.И. Охрана чести и достоинства личности по советскому уголовному праву: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Киев, 1980. С. 14.

Достоинство личности определяется ее моральными качествами, а честь связывается с общественной оценкой значимости человека и признания его заслуг. Мера общественного уважения основывается на одинаковом и равном праве каждого человека пользоваться уважением общества. В отличие от чести, категория достоинства рассматривается и как одно из основных понятий теории гуманизма. Основное содержание гуманизма составляют воззрения на личность как на высшую общественную ценность. Гуманизм провозглашает необходимость уважения достоинства личности, является одним из основных принципов различных отраслей законодательства, в том числе уголовного права. Понятие чести не входит в теорию гуманизма. И если достоинство выражается в уважении к человеку как личности, то честь требует признания общественных заслуг в виде различных наград, званий, т.е. внешних атрибутов.
В системе нравственных ценностей достоинство и честь занимают высокое положение. В соответствии со ст. 21 Конституции РФ достоинство личности находится под охраной государства. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности. Это означает, что унижение человеческого достоинства никогда не может быть признано правомерным.
Отношения, возникающие в обществе между отдельными людьми, не должны носить оскорбительного характера. Недопустимо умаление достоинства в отношениях не только отдельных лиц, но и в отношениях между государственными органами и должностными лицами. Например, следователь не должен и не вправе унижать достоинство лица, совершившего преступление.
При исполнении наказания, говорится в ст. 7 УК РФ, нельзя унижать человеческого достоинства. В то же время человек на законных основаниях может быть лишен чести. Ущемление чести возможно, например, в связи с привлечением человека к административной или уголовной ответственности, осуждением за преступление. Совершение преступления всегда воспринимается обществом в виде деяния, не соответствующего требованиям нравственности.
Достоинство, честь и преступление несовместимы, так как являются взаимоисключающими понятиями. Утрата уважения к преступнику — это естественное последствие совершения им общественно опасного деяния. Истории отечественного законодательства известны так называемые позорящие наказания, заключавшиеся в общественном выражении неуважения и осуждения преступников: публичное покаяние в вине, поражение в правах, потеря почетных сословных титулов и др.
Действующий уголовный закон за совершение определенных преступлений также предусматривает лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ). Это наказание является дополнительным и может быть назначено приговором суда только за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Помимо понятий «честь» и «достоинство», в законодательстве появился новый термин «деловая репутация». В юридической литературе под деловой репутацией, как правило, понимается сложившееся о человеке мнение, основанное на оценке его общественно значимых качеств.
Возбуждение уголовного дела по ст. 130 УК РФ производится судьей по жалобе потерпевшего, если в действиях виновного имеется состав преступления. Жалоба потерпевшего — особый процессуальный документ, служащий законным поводом и обязательным условием для возбуждения уголовного дела.
Законом не предусмотрено проведение предварительного следствия или дознания по этой категории дел, за исключением дел о преступлениях несовершеннолетних и лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту. Фактически в жалобе потерпевшего сформулировано обвинение. Поэтому суд должен внимательно относиться к содержанию жалобы потерпевшего, так как она не только связана с осуществлением обвиняемого права на защиту, но и определяет направленность и пределы судебного разбирательства.
При приеме жалобы потерпевшего судья должен убедиться, содержатся ли в ней все необходимые данные для ее правильного толкования, а при их отсутствии — предложить потерпевшему восполнить их. По каждой поступившей жалобе судья в соответствии со ст. ст. 109, 110 УПК РФ обязан принять одно из трех решений — о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче жалобы по подсудности, что оформляется постановлением. Оставление без рассмотрения жалобы потерпевшего или направление в органы милиции и иные правоохранительные органы без процессуального оформления недопустимо.
Возбуждение уголовного дела по жалобе потерпевшего производится судьей, если в действиях виновного имеется состав преступления. При отсутствии состава преступления судья выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Необоснованным считается отказ суда в возбуждении уголовного дела частного обвинения по мотивам, например, неявки потерпевшего в суд, малозначительности совершенного деяния. Судья принимает меры к примирению потерпевшего с лицом, на которое подана жалоба. Ввиду состоявшегося примирения до возбуждения уголовного дела судья вправе на этом основании отказать в его возбуждении. Примирение допускается и в стадии судебного разбирательства, но только до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Нередко лицо, на которое подана жалоба, подает встречную жалобу на потерпевшего и суд объединяет их в одно производство.
В Российской Федерации не принято федерального закона, посвященного регулированию права человека на достоинство. В то же время в отраслевом законодательстве и в судебных решениях немало положений, посвященных понятию и гарантиям защиты данного права. В частности, в гражданском законодательстве Российской Федерации присутствуют нормы о достоинстве личности и его защите. Согласно ч. 1 ст. 150 ГК РФ, достоинство личности отнесено к числу нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, неотчуждаемых и непередаваемых <1>. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27 июня 2000 г. подчеркнул, что достоинство — неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод <2> и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность. Как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере создавать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство. Еще ранее в Постановлении от 3 мая 1995 г. Конституционный Суд РФ отметил, что обеспечить достоинство человека — значит, прежде всего относиться к нему не как к объекту воздействия со стороны государства, а как к равноправному субъекту, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ) и спорить с государством в лице любых его органов <3>.
———————————
<1> См., напр.: Ростов К.Т. Методология регионального анализа преступности в России: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. СПб., 1998. С. 6, 7; Соловьев И.Н. Реализация уголовной политики России в сфере налоговых преступлений: проблемы и перспективы: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3, 4.
<2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 47 и части 2 статьи 51 УПК РСФСР // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. N 5.
<3> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. по делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 УПК РФ // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. N 2, 3. С. 42.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Конституции РФ достоинство личности в Российской Федерации охраняется государством. Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Отсюда следует, что вне закона должны быть все формы унижения человеческого достоинства. Право на честь и достоинство корреспондирует с обязанностью неограниченного круга лиц воздерживаться от жестокости, грубости, унижающих заявлений о чьей-либо неполноценности, из него вытекает обязанность людей не допускать в своем поведении излишней самоуверенности, апломба, высокомерия, презрения. Общественная опасность преступлений против чести и достоинства личности заключается в том, что, проявляя неуважение к человеку и попирая его моральную ценность, лицо, совершающее данное деяние, наносит больший вред обществу, чем конкретному потерпевшему. Объектом преступления здесь выступают честь или достоинство как юридическая ценность и неотъемлемое свойство всякой личности. Кроме того, общественная опасность данных преступлений проявляется и в том, что, как правило, их совершение является началом последующей преступной деятельности морально неустойчивых лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Идея человеческого достоинства как высокой ценности и высокого назначения человека была выдвинута и разработана гуманистами XIV — XVIII вв. (Петрарка, Браччолини, Ж.-Ж. Руссо, Кант, Фихте и др.). Сильной стороной обоснованного ими понимания человеческого достоинства была его антифеодальная направленность, признание высокого назначения каждого человека независимо от его социального происхождения и сословной принадлежности <1>.
———————————
<1> См.: Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 156.

Честь и достоинство — это непременные атрибуты человеческой личности. Ради спасения чести и сохранения достоинства люди нередко шли на смерть. «Смерть лучше бесчестья. Бесчестье хуже смерти. Лучше смерть, нежели позор. Хоть плетьми высеки, только чести не лишай», — гласят русские поговорки. Честь и достоинство личности относятся к числу моральных ценностей, занимающих высокое, а точнее, высшее положение в системе духовных ценностей, играющих важную роль в жизни общества. С провозглашением тезиса о построении правового государства проблеме обеспечения прав и интересов личности стало уделяться более пристальное внимание.
Конституцией РФ 1993 г. права и свободы человека отнесены к основам конституционного строя. Защита прав и свобод человека признается государственной обязанностью. Права и интересы личности не только гарантируются Конституцией Российской Федерации, но и соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. Вступление Российской Федерации в Совет Европы расширило сферу действия европейских конвенций о защите прав и свобод личности, возложило на государство определенные обязательства по их исполнению.
Итак, 22 ноября 1991 г. в России была принята Декларации прав и свобод человека и гражданина в полном соответствии с такими международными актами, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. 10 июля 1992 г. Российская Федерация подписала Декларацию «Надежды и проблемы времени перемен», обязывающую соблюдать заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. в области прав человека.
Субъективная сторона оскорбления характеризуется одним признаком — виной, выраженной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что совершает в неприличной форме действия, унижающие честь, достоинство и репутацию другого человека, и желает совершить эти действия. Рассматривая субъективную сторону оскорбления, особо следует отметить, что довольно часто мотивом совершения данного преступления становится хулиганство. Хулиганский мотив — необходимый признак субъективной стороны ряда преступлений. «Поскольку хулиганский мотив входит в характеристику одноименных действий, он не может не рассматриваться как обязательный элемент субъективной стороны данного преступления. Без хулиганского мотива не может быть хулиганских действий» <1>.
———————————
<1> См.: Ворошилов Е.В., Кригер Г.Л. Субъективная сторона преступлений. М.: Юрист, 1997. С. 43.

В науке уголовного права существует несколько точек зрения по содержательной стороне хулиганского мотива. «Мотивы при хулиганстве резко отличаются от мотивов других преступлений тем, что носят исключительно нелепый и вздорный характер (озорство, ухарство) <1>«. Такой подход к пониманию содержательной стороны хулиганских побуждений возник в связи с появлением ст. 206 УК РСФСР 1926 г., определявшей хулиганство как сопряженные с явным неуважением к обществу действия.
———————————
<1> См.: Марогулова И.Л. Защита чести и достоинства личности. М.: Правовое просвещение, 1998. С. 5, 6.

Подобный подход к содержанию хулиганского мотива, как представляется, не соответствует его сущности. Согласно В.И. Далю, «под озорством подразумевается стремление «развлечься», «напакостить из молодости», «потешиться», «побуянить», «повеселиться», «устроить игру из забавы» <1>. Из представленного определения следует, что вряд ли можно свести мотив хулиганства к озорству, так как по своей природе хулиганство есть грубое, дерзкое, вызывающее нарушение общественного порядка на основе отрицания общественных устоев, но никак не шалости или развлечений. Нельзя не согласиться с Г.С. Саркисовым, который верно отмечает, что приравнивание хулиганского мотива к озорству принижает степень общественной опасности этого преступления, позволяет не замечать другие, не менее опасные мотивы <2>. Хулиганский мотив имеет более сложную внутреннюю структуру.
———————————
<1> См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М.: Книга, 1978. С. 185.
<2> См., напр.: Верекашвили Л.Ш. Расследование хулиганства. М., 1966. С. 152; Чхиквадзе В.М. Хулиганство. М.: Юрист, 1939. С. 160.

В 1913 г. В.В. Крумбмиллер писал, характеризуя внутреннюю сторону хулиганства: «Игнорирование чужой личности, ее священных прав и интересов, способность ради малейшего чувства эгоистического удовольствий потешить себя принести в жертву даже самое существование личности — вот характерная психология хулигана» <1>. Эти побуждения отнюдь не исчерпывают всего содержания хулиганского мотива, хотя, надо заметить, являются основным его звеном, той основой, что в конечном счете и определяет выбор поведения субъектом данного преступления. Обозначенная мотивация хулиганских действий встречается, как отмечалось выше, наиболее часто, свидетельствует о значительной степени общественной опасности лица, их совершающего.
———————————
<1> См.: Крумбмиллер В.В. Злободневный вопрос. Хулиганство и борьба с ним, по поводу законопроекта Министерства юстиции. Харьков: Нива, 1913. С. 9.

Вторым составом рассматриваемого мотива преступления является стремление субъекта выразить свое гипертрофированное «Я», повысить свой авторитет в глазах окружающих. Причем способ осуществления данных побуждений выбирается виновным именно посредством нарушения общественного порядка. Одно из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности — охрана чести и достоинства личности. Идея всесторонней защиты части и достоинства личности воплощена в ст. 21 Конституции РФ, где говорится, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Достоинство человека подлежит защите независимо от его социальной ценности. Честь и достоинство личности, являющиеся личными неимущественными правами человека, неотчуждаемы.