§ 2. Адвокатура и система общих судов Российской Федерации

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Адвокатура и система общих судов Российской Федерации |
§ 2. Адвокатура и система общих судов Российской Федерации

Судебная власть представляет собой имеющую свои особенности в организации и компетенции особую разновидность государственной власти, делегированную государством специально уполномоченным государственным органам — судам, которая реализуется должностными лицами (судьями) для выполнения ими функций осуществления правосудия с использованием в необходимых случаях силы принуждения.
Носителями судебной власти и, соответственно, уполномоченными законом на осуществление правосудия могут быть только судьи, а также привлекаемые в установленном порядке <1> к осуществлению правосудия присяжные заседатели. Поэтому никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя отправление правосудия. Судьями в данном случае должны быть лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
———————————
<1> Статья 1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 15 декабря 2001 г. // Российская газета. 1992. 29 июля.

Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Главная особенность судебной власти заключается в ее обязанности точно и неукоснительно применять букву и дух закона при строжайшем соблюдении процессуальной формы. В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» <1> судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Конституционное закрепление правосудия как отдельной самостоятельной и независимой государственной власти впервые было осуществлено в Конституции РФ, принятой 12 апреля 1978 г. <2>. Глава IX данной Конституции называлась «Правосудие и прокурорский надзор». В Конституции 1993 г. идея обособления функций правосудия от функций законодательной и исполнительной властей сформулирована в гл. 7 под названием «Судебная власть». Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», в России действуют федеральные суды и суды субъектов РФ.
———————————
<1> См.: СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
<2> С изменениями и дополнениями 1989 — 1992 гг.

Так, к федеральным судам относятся:
1. Конституционный Суд РФ.
2. Суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды и специализированные суды).
3. Арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ).
К судам субъектов РФ отнесены:
1. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
2. Мировые судьи.
На основании анализа гл. 7 Конституции РФ можно сделать вывод о том, что судебную власть в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд, а также система общих и арбитражных судов, действующая в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. Однако необходимо иметь в виду, что Конституционный Суд РФ как высший орган судебной власти по защите конституционного строя правосудия по конкретным гражданским и уголовным делам не осуществляет, что соответствует ст. 125 Конституции.
Включение в судебную систему арбитражных судов, созданных в 1992 г. вместо ранее существовавшего арбитража, расширило сферу правосудия по гражданским делам, так как к их компетенции отнесено разрешение экономических споров и иных дел (ст. 127 Конституции РФ). В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции <1>.

———————————
<1> См.: СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.

Создание правового государства немыслимо без правовых гарантий прав и свобод граждан. Невозможно существование правового государства и без сильного и по-настоящему независимого от исполнительной и законодательной властей суда.
Наибольшее количество судов входит в соответствии со ст. 126 Конституции РФ в систему судов общей юрисдикции. К ним относятся наряду с Верховным Судом Российской Федерации верховные суды республик, краевые, областные, городские — в Москве и Санкт-Петербурге — суды, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды. К ведению этих судов относится рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют общими, или гражданскими, судами. Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят с числу общих (гражданских судов), поскольку им подведомственны, как будет подробно показано ниже, только такие дела, которые так или иначе затрагивают интересы военнослужащих и Вооруженных Сил. Это специализированные суды, состоящие из военных судов гарнизонов, соединений, флотилий, армий, округов и флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск, а также Военной коллегии — одного из структурных подразделений Верховного Суда Российской Федерации.
Здесь можно выделить два направления — уголовное и гражданское.
К уголовному рассмотрению в судах общей юрисдикции относятся все дела, связанные с нарушениями уголовного законодательства Российской Федерации, а именно Уголовного кодекса 1996 г. Если гражданин, юридическое лицо, общественное объединение совершают противоправные действия или бездействуют, в результате чего было совершено преступление и нанесен большой вред, то такие дела рассматриваются гражданскими судами. Перечень преступлений указан в Уголовном кодексе РФ (преступления против личности, правосудия, имущественные преступления и т.д.). Народный суд, являясь судом первой инстанции, разбирает и разрешает все уголовные дела, кроме дел об умышленных убийствах, при отягощающих вину обстоятельствах, о хищениях в особо крупных размерах, государственных преступлениях и некоторых других, отнесенных законом к ведению вышестоящих и военных судов. К ведению военных судов относится рассмотрение гражданских и уголовных дел — в этом их существенное сходство с общинными судами.
Однако дела, которые могут попасть на рассмотрение военных судов, имеют свои особенности. Подведомственность уголовных дел военным судам в значительной мере предопределяется принадлежностью лица, привлекаемого к уголовной ответственности, к числу граждан, считающихся военнослужащими. По общему правилу эти суды рассматривают все уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и военных формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также гражданами, проходящими военные сборы. Поэтому для определения подведомственности уголовных дел военным судом весьма важно иметь представление о том, кого необходимо считать военнослужащим.
При характеристике подведомственных военных судов важно иметь в виду те особые правила, которые действуют в отношении этих судов, расположенных вместе с войсками за пределами Российской Федерации. В силу заключаемых международных соглашений военнослужащие Вооруженных Сил РФ подсудны, как правило, местным судам, руководствующимся в своей деятельности, естественно, законами своей страны. Однако из этого общего правила обычно устанавливаются изъятия. В соответствии с ними дела, например, о преступлениях, совершенных в местах дислокаций войск, против российских военнослужащих, членов их семей либо российских граждан, работающих по найму в воинских частях или учреждениях, против Вооруженных Сил РФ или в целом Российской Федерации, а также о некоторых других преступлениях должны рассматриваться российскими военными судами. Они же рассматривают дела о подобных преступлениях, совершенных членами семей военнослужащих либо российскими гражданами, работающими по найму в воинских частях и учреждениях.
Что касается гражданских дел, подведомственных военному суду, то это происходит, если:
— речь идет о возмещении ущерба, причиненного преступлением, дело о котором разбирается в военном суде. Вопрос о возмещении такого ущерба может быть поставлен перед военным судом, независимо от того, кому был причинен ущерб и является ли причинителем такого ущерба военнослужащий;
— гражданское дело возникло и подлежит рассмотрению там, где в силу каких-либо обстоятельств не действуют общие суды. Это, например, может произойти и в месте дислокации войск, расположенных за пределами Российской Федерации;
— возникает вопрос о законности действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, а также если вызывает сомнение законность правового акта, принятого такими органами и должностными лицами. Возможность рассмотрения военными судами гражданских дел этой категории прямо санкционируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
В статье 4 (п. 4) Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» говорится о системе судов РФ, вводится новый элемент судебной системы — мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 28 данного Закона:
а) мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции;
б) полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Поскольку его компетенция еще не конкретизирована, приходится руководствоваться законопроектами в этой области и мнениями юристов, работающих в данном направлении. По мнению С. Лонской <1>, основная задача мирового суда — взять на себя разрешение массы незначительных малообъемных дел, что освободит суды общей компетенции от необходимости размениваться на мелочи. В общий объем компетенции мировых судей могло бы войти все то, что уже сегодня отнесено к единичной юрисдикции: в уголовном процессе — дела частного и частно-публичного обвинения, преступления невысокой общественной опасности, в гражданском — иски с небольшой ценой, дела о защите чести и достоинства, брачно-семейные, особое производство. Кроме того, мировые судьи могли бы вести все дела об административных правонарушениях.
———————————
<1> См.: Лонская С. О статусе мировых судей // Российская юстиция. 1996. N 5. С. 45.