§ 1. Адвокатура России — традиционно судебная адвокатура

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Адвокатура России — традиционно судебная адвокатура |
§ 1. Адвокатура России — традиционно судебная адвокатура

Слово «власть» в словаре В.И. Даля определяется как «право, сила и воля над чем, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление» <1>. Большая советская энциклопедия дает следующее определение указанного термина — это «авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей» <2>. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима прежде всего для организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми, связанных с жизнью в обществе. До возникновения классов и государства власть носила общественный характер: не было аппарата, стоявшего над обществом, особых, принудительных учреждений <3>.
———————————
<1> См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. С. 149.

<2> См.: Большая советская энциклопедия. М., 1989. С. 102.
<3> См.: Судебная система России: Учебное пособие. М.: Дело, 2000. С. 204.

В первобытном родовом обществе власть осуществлялась всеми членами рода (племени), которые избирали старейшину. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, вместо морального авторитета старейшины рода возник авторитет публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним. Термин «власть» применяется в различных формах и аспектах: родительская власть, государственная власть, которая, в свою очередь, включает такие понятия, как «власть верховная», «учредительная», «законодательная», «исполнительная», «военная», «судебная» и т.д. <1>.
———————————
<1> См.: Большая советская энциклопедия. М., 1989. С. 102.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона представляет следующее определение власти. Власть — это господство чьей-либо воли над лицами и вещами, например власть родителей над малолетними, власть собственника в отношении его имущества <1>. Власть государственная распространяется на все население территории, занимаемой данным государством, и основывается на потребностях внешней (политической или национальной) независимости и безопасности, обеспечения и охраны частных и общественных прав каждого, т.е. прав на охрану жизни, личной неприкосновенности, труда, имущества и свободы и проявления своей духовной личности в пределах, установленных народным правосознанием (законом и обычаем).
———————————
<1> См.: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М., 1996. С. 99.

Верховная власть, от имени которой действуют все власти в государстве, принадлежит или одному лишь монарху (неограниченная монархия), или короне в соединении с народным представительством (конституционная монархия), или народу как политическому целому, действующему или непосредственно в собраниях граждан (древние республики), или через выборных уполномоченных и представителей (современные республики) <1>.
———————————
<1> См.: Суд присяжных: квалификация преступлений и процедура рассмотрения дел: Научно-практическое пособие / Под ред. А.В. Галаховой. М.: Норма, 2006. С. 7.

Государственная власть распадается на три главные отрасли — власть законодательную, административную и судебную. Законодательная власть осуществляется или лично монархом с соблюдением установленных форм, или через посредство совещательных собраний сановников (государственный совет) и выборных палат (западноевропейские парламенты). Судебная власть действует через органы, назначаемые верховным правительством, но независимые по своим полномочиям и праву несменяемости от административной власти, а также через выборных от населения (присяжные и мировые судьи). Исполнительная власть осуществляется системой центральных и местных, коллегиальных и единоличных органов в строго законом обозначенных пределах и предметах ведения. По областям ведения различают общегражданскую исполнительную власть, военную и дисциплинарную (в отношении лиц, находящихся на государственной службе). По предметам различают власть финансовую (право собирания налогов и расходования государственных средств), карательную (право подвергать нарушителей закона наказаниям и штрафам) и полицейскую (право принимать меры к охранению безопасности и благосостояния населения).

В государствах самодержавного и деспотического строя все роды власти не разграничены: исполнительная власть присваивает себе функции законодательной и судебной, судебная лишена самостоятельности и подчинена административной власти <1>. В правовых государствах верховная власть организована на началах строгого разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, осуществления законодательной власти через народное представительство, признания верховной властью основных гражданских свобод и ответственности органов исполнительной власти пред властью законодательной и независимой судебной властью <2>.
———————————
<1> Законодательная власть осуществляется нередко в форме случайных и противоречивых постановлений; отсутствуют гарантии правомерности действий должностных лиц и их ответственности пред общественными организациями и судом.
<2> См.: Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 31, 32.

Власть — сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие — как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи — как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые — как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И, наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть (А.Ф. Черданцев) <1>.
———————————
<1> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 123, 124.

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Сегодня политико-правовой наукой в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международных пактах о правах человека 1966 г. и других международных актах <1>.
———————————
<1> См.: Судебная система России: Учебное пособие. М.: Дело, 2000. С. 204, 205.

Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).
При этом каждая из них, будучи самостоятельной и взаимосдерживающей властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система сдержек и противовесов, установленная в конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной.
Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов большую роль призван играть президент страны, который имеет право применять отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначать при необходимости досрочные выборы.
Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать как правосдерживающую, ибо он имеет право блокировать антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д. <1>.
———————————
<1> Кроме того, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

Конституция РФ 1993 г. в ст. 10 устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В рамках данного исследования представляет интерес судебная власть. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» <1> судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к отправлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Суд — это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения дел в установленном законом порядке.
———————————
<1> См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

При этом судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Особенность этой нормы заключается в том, что арбитражное судопроизводство не указано в данной статье <1>. В статье 71 (п. «о») Конституции РФ, которая к ведению Российской Федерации относит уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, не названы конституционное и административное процессуальные законодательства <2>.
———————————
<1> См.: Карнозова Л.М. Возрожденный суд присяжных. М., 2000. С. 28.
<2> См.: Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 31.

Акт судебной власти представляет собой не общевластную норму, а категорическое веление, требование определенного поведения, приказ, в котором выражаются авторитет и сила государства по отношению к конкретным участкам общевластных отношений.
В судебном акте выражается воля суда, осуществляющего высший уровень защиты, когда иные формы защиты (обращение в нотариат, адвокатуру, в комиссии и другие органы исполнительной власти, профсоюзные организации, иные общественные структуры и т.д.) не дали должных результатов для человека, гражданина или юридического лица.
Любой из государственных актов в зависимости от содержания конкретного дела может быть применен судебной властью в процессе разбирательства возникшей ситуации или конфликта.
Определяя место судебных актов среди актов других государственных органов, надо сказать, что акт судебной власти фиксирует принятое решение по конкретному спору, коллизии, факту и придает принятому решению властный характер. Он властно подтверждает обязательность правовой нормы к частному случаю. За нарушение требований судебного акта виновное лицо несет ответственность как за нарушение нормы права, которая положена в его основание при рассмотрении конкретного правоотношения.
Судебный акт оформляется в надлежащей, специально предусмотренной законом форме и имеет внешние атрибуты. Несоблюдение формы судебного акта может повлечь за собой его отмену.
Действие судебного акта чаще всего начинается с его вступления в законную силу. Иногда по предписанию суда судебный акт вступает в действие немедленно.
Прекращается же его действие, как правило, после исполнения указанных в акте предписаний. С помощью акта судебной власти выполняется функция, решающая вопрос о применении или неприменении мер государственного воздействия или принуждения к лицам, допустившим нарушение норм права. Они исполняют роль сдержек и противовесов. В судебном акте заложены (изложены) правомочия (требования известных действий или воздержания от действий) судебной власти в отношении участников конкретного правоотношения. Этим положением и определяется их место среди других государственных актов.
Судебные акты есть результат тщательного судебного разбирательства спора либо тщательной оценки представленных документов (в случаях окончания дела заключением мирового соглашения или решением вопроса о выдаче судебного приказа). Это акт особой важности в конкретных правоотношениях, ибо в нем выражается властное суждение по поводу разрешения как материально-правовых, так и процессуальных вопросов.
В акте судебной власти властная воля суда проявляется и реализуется благодаря особой правовой природе правосудия, задачей которого является защита нарушенного или оспариваемого права. Судебный акт считается законным не только при условии его доказательной обоснованности, но и при соблюдении другого условия правового обоснования. Правовое обоснование — это те нормы права, которыми руководствовался суд при разрешении конкретного дела. Здесь мы вплотную подошли к связям судебных актов с правовыми актами государства. Суд выносит акт, применяя закон к конкретному случаю, установив все обстоятельства по делу, действительные взаимоотношения сторон, выбрав ту норму (или нормы) материального права, которая регулирует спорное правовое отношение. При этом кроме актов федерального законодательства учитываются и акты местных органов власти по данному вопросу.