§ 1.2. Адвокатское право как учебная дисциплина

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1.2. Адвокатское право как учебная дисциплина |
§ 1.2. Адвокатское право как учебная дисциплина

Курс адвокатуры (адвокатское право) как учебной дисциплины формируется на основе науки об адвокатуре и представляет собой учебный материал, определенным образом систематизированный для оптимизации процесса обучения. Содержание этой учебной дисциплины определяется содержанием изучаемой юридической науки и одноименной отрасли законодательства. Именно они служат основным материалом для формирования систематизированного комплекса знаний, навыков и умений студентов-юристов.
Провозглашение России демократическим социальным правовым государством налагает на нее определенные обязательства. Правовой характер государства предполагает не только законодательное закрепление положения о высшей ценности прав человека, но и создание механизма защиты этих прав, в том числе, негосударственными институтами, такими как адвокатура.
Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ) обязано обеспечить реальную возможность профессиональной и квалифицированной защиты прав неимущих, социально незащищенных слоев населения; разработать институт бесплатного оказания юридической помощи в целях охраны прав всех граждан независимо от уровня доходов» механизм обеспечения равного доступа к правосудию.

Реформирование экономики России не может не вызвать изменений в ряде общественных отношений, не всегда прямо относящихся к экономическим, по так или иначе с ними связанных. Существенная перестройка всей социально-экономической системы в России, провозглашение свободы предпринимательства, развитие гражданского оборота, приватизации и расширение круга субъектов частной собственности повлекли кардинальное изменение законодательства, в том числе гражданского и гражданско-процессуального.
В результате появилась необходимость организации системы оказания квалифицированной юридической помощи в сфере развивающихся стремительными темпами рыночных отношений, создания механизма защиты права собственности, в том числе частной. Неотъемлемой составной частью этого процесса должен стать институт адвокатуры, а соответственно и наука и учебная дисциплина «Адвокатское право», имеющие огромный потенциал в сфере защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.*(9)
Достаточно длительное время в высших юридических учебных заведениях СССР изучению адвокатуры и адвокатской деятельности не уделялось должного внимания. В современной России в связи с глобальными преобразованиями всей системы общественных отношений возникла необходимость усилить внимание преподаванию адвокатуры как специальной юридической учебной дисциплины. Основная цель этой реформы — ориентирование студентов — будущих адвокатов па овладение специальными юридическими знаниями, которые будут необходимы им для осуществления в будущем деятельности по защите прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Специфика адвокатской деятельности, осуществляемой в различных видах судопроизводства, предполагает знание не только процессуальных отраслей права, но и целого ряда материальных: конституционного, гражданского, уголовного, административного, жилищного, семейного и др. Это требует более серьезного подхода к обучению лиц, желающих стать адвокатами. Преподавание учебной дисциплины «Адвокатское право» должно стать важнейшей частью процесса профессиональной подготовки будущего адвоката.*(10)