§ 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве |
§ 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве

Регулирование аграрных отношений в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) и иных странах, расположенных на постсоветском пространстве, характеризуется поисками новых форм хозяйствования и сочетания свободы и ограничений предпринимательства на земле, внедрением наряду с административными гражданско-правовых способов воздействия.
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 45) установил обязательное указание в учредительных документах юридического лица цели его деятельности, в том числе в области аграрного производства. Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности, признается судом недействительной (ст. 174).
В соответствии с положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (в ред. 2007 г.) юридическое лицо может указывать виды деятельности в заявлении о регистрации; если организация хочет заниматься новыми видами деятельности, не названными в учредительных документах либо в заявлении о регистрации, она обязана до начала ее осуществления письменно уведомить об этом регистрирующий и налоговый органы. При нарушении этих требований деятельность субъектов хозяйствования прекращается (п. 6 положения).

Быть может, такое ограничение правоспособности сельскохозяйственных организаций служит в ряде случаев тормозом в их аграрной деятельности, но известен довод и о том, что хозяйствование на земле должно ограничиваться целевым и рациональным ее использованием, охраной земель, особенно сельскохозяйственных угодий.
Согласно примерному уставу колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) Республики Беларусь 2001 г. колхоз заключает договоры, осуществляет права и ведет те виды деятельности, которые отвечают целям его организации. Основными задачами колхоза являются: предпринимательская деятельность, направленная на обеспечение республики продуктами питания, иными товарами, сельскохозяйственным сырьем; создание условий для экономического развития колхоза (п. 8). Колхоз признается организацией частной формы собственности, а не государственной.
Постановлением Кабинета министров Республики Беларусь утверждено Положение о порядке заключения контрактов с руководителями сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности (в ред. 2007 г.), где стороной выступают местные исполнительные и распорядительные органы. Согласно п. 91 примерного устава колхоза кандидатуры, выдвинутые для избрания председателем колхоза, согласовываются с райисполкомом.
В Украине в развитии аграрной реформы большое значение уделяется возрождению аренды земель сельскохозяйственного назначения, запрещенной в 1937 г. Центральное место в регулировании аренды земли принадлежит Конституции 1995 г., Гражданскому и Земельному кодексам, а также Закону Украины «Об аренде земли».
Гражданский кодекс (гл. 33) наряду с арендой предусмотрел с 2004 г. эмфитевзис — право на земельный участок сельскохозяйственного назначения на неопределенный срок на основании гражданско-правовой сделки. Эмфитевзис делает право собственности на земельный участок почти номинальным и в большей степени гарантирует права сельхозпроизводителя, нежели аренда.
В Республике Казахстан, как и в других государствах на постсоветском пространстве, оказывается правовая поддержка крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим институтам аграрного права.
Основополагающими нормативными правовыми актами в этой области являются: Закон от 31 марта 1998 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс 2003 г., Гражданский кодекс, Закон «О земле», указы и послания президента республики и другие акты, создающие основу для функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств, использования и охраны ими земли, регулирования важнейших общественных отношений, в том числе аграрных и включенных в них земельных отношений.
Реформы в Республике Казахстан XXI в. направлены, как это отмечается в указанных и иных нормативных правовых документах, на развитие рыночноориентированной аграрной отрасли экономики, определение ее новых направлений и приоритетов, преодоление исключительно административных мер регулирования и негативных социально-экономических и экологических последствий предыдущего периода 1990-х годов в условиях чрезмерного динамизма и противоречивости аграрного, земельного и иного законодательства республики.
Как и другим странам на пространстве бывшего Союза ССР, Казахстану предстоит преодолеть социально-психологические, административные и иные препятствия для проведения рыночно ориентированной аграрной и земельно-правовой политики. В 1990-х годах устанавливалось соотношение государственной и частной собственности на землю и другие средства производства в аграрной сфере, отражались в правовых предписаниях суверенные права народа на природные ресурсы, задачи устойчивого развития, обеспечение баланса общенациональных и частных интересов.
В современный период главными, по мнению ученых, становятся проблемы обеспечения стабильности и преемственности аграрного законодательства, его упорядоченности и предупреждения пробелов, коллизий и противоречий; повышения эффективности аграрного производства; определения степени применения публичных средств правового воздействия, необходимых для обеспечения приоритетности частных интересов1.
Показателем аграрных преобразований в Республике Казахстан стало развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, которым в 1990 г. предоставили право пожизненного наследуемого владения землей, в 1995 г. — право постоянного и отчуждаемого землепользования, в 2001 г. — право временного землепользования.
Закон 1998 г. под крестьянским (фермерским) хозяйством понимает семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом этой продукции.
Крестьянское (фермерское) хозяйство функционирует в трех формах:
— семейное предпринимательство, основанное на базе общей совместной собственности с созданием крестьянских (фермерских) хозяйств. Здесь отношения супругов регулируются нормами брачно-семейного, гражданского законодательства, брачным договором. Нерешенным остается вопрос о возрасте детей, с которого они могут быть членом крестьянского (фермерского) хозяйства;
— личное предпринимательство с созданием крестьянского фермерского хозяйства, т. е. частного предприятия индивидуального предпринимателя;
— предпринимательская деятельность в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности с созданием фермерского хозяйства в соответствии с Законом от 19 июня 1997 г. «Об индивидуальном предпринимательстве» и гл. 12 ГК РК1.
Актуальны для Казахстана, как и для России, проблемы обеспечения земельных прав при изъятии участков для государственных нужд, где государство не должно злоупотреблять лоббированием бизнес-проектов, а обязано использовать рыночные механизмы и справедливую компенсацию потерь собственника, ограничить свое неоправданное и незаконное вмешательство в землевладение и землепользование, равно как и установить пределы частной собственности на землю в соответствии с ее функционально-целевым назначением.
По Конституции Республики Казахстан 1995 г. (п. 3 ст. 6) земля находится в частной собственности на условиях и в пределах, установленных законодательством. Приемлемыми процедурами разрешения земельных споров признаются административная и внесудебная, призванная быть оперативной и не предрешающей судебный исход рассмотрения дела.
В судебном порядке рассматриваются вопросы изъятия земель в случаях их конфискации и изъятия участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства. В числе прав и обязанностей собственников земельных участков и землепользователей есть право на залог участков, к которому применяются правила об ипотеке недвижимости, если иное не установлено законодательством республики. Залогодателем и залогодержателем могут быть физические и юридические лица.
Залог неделимого земельного участка, находящегося в общей совместной собственности или в общем совместном землепользовании, допускается при наличии письменного согласия всех участников общей собственности или общего землепользования.
В Земельном кодексе предусматриваются:
— порядок и условия залога участка, на котором имеются здания и сооружения;
— ограничения залога земельного участка;
— передача в залог государственными землепользователями участков, принадлежащих на праве постоянного пользования;
— передача в залог участков, выкупаемых у государства в частную собственность в рассрочку1.
В Казахстане осуществляются взаимодействие императивного и диспозитивного методов регулирования при приоритетности разрешительных средств, установление особых требований по сравнению с общегражданскими к возникновению имущественных, аграрных, земельных отношений, предпринимаются попытки трансформации сугубо публичной отрасли аграрного права в частно-публичную отрасль права.
В настоящее время в Республике Казахстан аграрное и земельное право не стало исключительно частноправовым; оно сохранило в общественно значимых случаях публичный контроль и надзор, а также другие формы публично-правового воздействия на участников аграрных правоотношений.
В государствах Содружества Независимых Государств обоснованно увязываются развитие и совершенствование аграрного законодательства с целями обеспечения правопорядка и реализации провозглашенных прав физических и юридических лиц, изучаются причины и способы предупреждения правонарушений в аграрной сфере. В актах правового регулирования развития сельского хозяйства немало места уделяется организационным, экономическим и даже моральным факторам с преамбулами, декларациями и призывами, содержащимися в законах.
Законодательство призвано оперативно реагировать на изменения в экономике и обществе и обязано быть главным регулятором и стабилизатором общественных отношений. Законотворчество не должно становиться самоцелью, оно лишь начальная стадия осуществления режима законности и наведения порядка в регулируемых правом сферах общественных отношений, включая аграрную. После принятия законов необходимы их опубликование, разъяснение, ораганизационно-исполнительская, контрольно-надзорная и юрисдикционная формы деятельности, привлечение к юридической ответственности.
Фетишизация законов, длительное время пропагандируемая в средствах массовой информации несведущими политиками и политиканами, приносит немалый вред обществу, отвлекая общественное мнение от трудностей их исполнения, проблем соблюдения и применения нормативных предписаний. Обеспечение эффективности и стабильности действия многих правовых актов, а не их постоянная изменяемость — вот главная задача сегодняшней правовой системы стран — членов СНГ.