§ 5. Иные критерии (системообразующие факторы) формирования аграрного права как отрасли права

| Правовой портал "Правопорядок" | § 5. Иные критерии (системообразующие факторы) формирования аграрного права как отрасли права |
§ 5. Иные критерии (системообразующие факторы) формирования аграрного права как отрасли права

Особенности сельскохозяйственной деятельности. Сельское хозяйство как отрасль национальной экономики обладает существенными особенностями, учитываемыми аграрной политикой и аграрным правом. «Есть особенности земледелия, которые абсолютно неустранимы. … Вследствие этих особенностей крупная машинная индустрия в земледелии никогда не будет отличаться всеми теми чертами, которые она имеет в промышленности».
Суть особенностей состоит в следующем.
1. Ведение сельскохозяйственного производства органически связано с использованием земли и природной среды. При этом земля служит не пространственным базисом как в других отраслях, а главным, незаменимым средством производства, и результаты его во многом (если не всецело) зависят от качества земли, ее плодородия, местоположения.
2. Сельское хозяйство основано на использовании биологических факторов — растений и животных. Регулирование производства в этой отрасли связано с использованием законов не только экономических, но и биологии, поскольку режим сельскохозяйственной деятельности подчинен естественно-биологическим факторам. Биологические процессы имеют определенные циклы, определенную продолжительность в течение года.

3. Ритм и результаты сельскохозяйственного производства, сроки, методы и технологии проведения тех или иных работ во многом зависят от погодно-климатических условий.
4. На организацию производства, режим труда и отдыха, степень занятости влияют такие неустранимые особенности сельскохозяйственного производства, как его сезонность, продолжительность работы неполный год (особенно в земледелии).
5. В земледелии и некоторых отраслях животноводства (например, выращивании крупного рогатого скота на мясо) существует разрыв во времени между затратами труда и получением продукции, нет регулярного получения ее, что диктует неизбежность краткосрочного кредитования и учета этого фактора при оценке финансового состояния производителя сельскохозяйственной продукции во взаимоотношениях с кредиторами, установления системы организации оплаты труда, присущей только сельскохозяйственным организациям.
6. Сельскохозяйственная деятельность пространственно рассредоточена, в земледелии носит мобильный характер, что предъявляет особые требования к охране труда.
7. Значительные различия в природно-экономических условиях ведения сельского хозяйства по зонам страны вызывают дифференцированный подход к правовому регулированию отдельных аграрных отношений и активное региональное правотворчество.
Указанные и другие особенности ведения сельскохозяйственного производства, неизбежные существенные колебания в его результатах под влиянием погодно-климатических условий отражаются на режиме имущества субъектов сельскохозяйственной деятельности, формировании и движении их уставных (паевых) фондов, резервных, страховых фондов и на соответствующем их правовом регулировании.
На структуре общественных отношений, являющихся предметом регулирования в рамках аграрного права, сказываются и особенности субъектов данной отрасли права.
В России сельское хозяйство исторически было первой отраслью общественного производства. Таким остается и в наши дни. О значении этой отрасли хорошо сказано в классической политэкономии: «Производство продуктов питания является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще…»1
Чтобы понять специфику субъектного состава современных аграрных правоотношений (правовое положение каждой категории субъектов охарактеризовано в последующих главах), необходимо воспроизвести справочные характеристики и истории возникновения некоторых из них. Это касается таких категорий, как колхозы, совхозы, аграрно-промышленный комплекс (АПК), которые не обозначены в гражданском законодательстве, но «живут» в аграрном праве и правоприменительной практике.
Система сельского хозяйства в СССР сложилась в результате длительного и сложного процесса аграрных преобразований и социалистического переустройства деревни после Октябрьской революции. В соответствии с Декретом о земле от 27 октября 1917 г. была осуществлена национализация земли. Земля стала общенародной собственностью. Помещичьи земли без выкупа переходили в уравнительное распределение среди крестьян. Часть из них передавалась совхозам.
Совхозы первоначально создавались на месте конфискованных нетрудовых хозяйств — помещичьих имений, хозяйств на церковно-монастырских землях и землях царской фамилии. В конце 1920-х годов в стране насчитывалось 3988 совхозов, которые занимали (по разным оценкам) лишь 2-6% бывших помещичьих земель. Совхозы (сокращенно от слов «советское хозяйство») изначально и до 1990 г. представляли собой крупные государственные сельскохозяйственные предприятия.
В последующие годы совхозы создавались за счет государства на свободных землях. Особую роль в снабжении городского населения продуктами питания, которые было невыгодно возить на дальние расстояния (молоко, картофель, овощи, фрукты) сыграли пригородные совхозы, создаваемые уже с весны 1918 г. В числе первых из них был подмосковный совхоз «Лесные поляны», созданный в 1920 г. Его директором был известный государственный деятель В. Д. Бонч-Бруевич по совместительству с основной работой в Совнаркоме. Широкая организация совхозов началась в конце 20-х — начале 30-х годов XX в. Но наиболее массовое создание совхозов на базе реорганизованных колхозов относится к 60-м годам прошлого века в период первой глобальной экономической реформы в стране.
Колхозы как юридическая категория вошли в жизнь после принятия Третьим Всесоюзным съездом колхозников в 1969 г. Примерного устава колхозов. До этого термин «колхозы» имел собирательное значение, объединяя три самостоятельные организационно-правовые формы кооперативного ведения сельского хозяйства:
а) сельскохозяйственные коммуны, созданные в первые годы Советской власти, характерной чертой которых являлось полное обобществление средств производства (техника, инвентарь, скот, землепользование), труда и уравнительное распределение доходов между членами коммуны, они не вели личное подсобное хозяйство — их потребление и бытовое обслуживание полностью базировалось на общественном хозяйстве;
б) товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы), составлявшие до массовой коллективизации крестьянских хозяйств 60% всех коллективных хозяйств (колхозов), в них обобщались техника и труд;
в) сельскохозяйственная артель — форма добровольного объединения крестьян для ведения коллективным трудом крупного обобществленного хозяйства, которая была признана после 1935 г. единственно правильной формой колхозов на весь период социализма. Примерный устав сельскохозяйственной артели был раз работан на Втором съезде колхозников и утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 г. Устав закрепил обобществление всех основных и оборотных средств производства и труда, распределение доходов в соответствии с количеством и качеством труда каждого члена артели, наличие в каждом колхозном дворе личного
подсобного хозяйства.
Четвертый Всесоюзный съезд колхозников (1988 г.) принял новый Примерный устав колхозов, в котором были установлены основные положения кооперативной организации сельскохозяйственного производства в соответствии с принятым в том же году Законом СССР «О кооперации в СССР».
В Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 3 декабря 2008 г.) понятия «сельскохозяйственная артель» и «колхоз» означают лишь терминологическую разновидность производственных кооперативов.
К началу современного реформенного периода сельскохозяйственное производство осуществлялось тремя категориями субъектов сельскохозяйственной деятельности: колхозами, совхозами (при примерно равном их удельном весе по всем показателям), личными подсобными хозяйствами граждан (ЛПХ). Каждая из них по своим организационно-правовым параметрам и социально-экономической роли уникальна, не имела и не имеет сейчас аналогов в мире.
В настоящее время совокупность субъектов сельскохозяйственной деятельности представлена сельскохозяйственными коммерческими организациями всех организационно-правовых форм хозяйствования, установленных Гражданским кодексом РФ (производственные кооперативы, открытые и закрытые акционерные общества, полные товарищества и товарищества на вере, государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения), а также специфическими для аграрного права субъектами предпринимательской деятельности, которых нет ни в одной другой отрасли экономики, — потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели и непредпринимательские субъекты в лице граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
Все перечисленные субъекты осуществляют сельскохозяйственную деятельность непосредственно и включаются в аграрные правоотношения напрямую.
Однако в предмет регулирования в рамках аграрного права, т. е. в аграрные отношения, косвенно входят три категории несельскохозяйственных коммерческих организаций, юридически обособленных от сельскохозяйственных, но производственно-экономически (технологически) тесно связанных с последними. Это так называемая сфера производственной инфраструктуры сельского хозяйства — организации, осуществляющие:
1) производственно-техническое обслуживание всех производителей товарной (т. е. для продажи) сельскохозяйственной продукции;
2) переработку сельскохозяйственной продукции;
3) производственно-техническое обеспечение производителей товарной сельскохозяйственной продукции.
Все эти организации являются открытыми акционерными обществами. Совокупность субъектов непосредственно сельскохозяйственной производственной деятельности и названных несельскохозяйственных (перерабатывающих и обслуживающих) организаций представляет собой своеобразную организационно-хозяйственную структуру, входящую в систему ведения Министерства сельского хозяйства РФ и именуемую агропромышленным комплексом (АПК).
АПК как единый народнохозяйственный комплекс был легально сформирован и фактически функционировал во второй половине 70-х годов прошлого века в масштабе всего Советского Союза. Тогда АПК был представлен совокупностью отраслей народного хозяйства, связанных между собой и направленных на осуществление единой конечной цели — обеспечение потребностей населения в продуктах питания и в других изделиях (товарах народного потребления), вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья. АПК включал в себя три сферы:
отрасли промышленности, поставлявшие сельскому хозяйству средства производства, а также сферы, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства;
собственно сельское хозяйство;
отрасли, занятые доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка и реализация).
Перед АПК были поставлены задачи: обеспечить согласованную работу всех его звеньев, совершенствовать производственно-экономическое сотрудничество сельского хозяйства с обслуживающими отраслями, улучшить экономические и их организационные взаимосвязи. Главной целью и конечным результатом развития сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса в 70-80-е годы прошлого века было удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления, изготовляемых из сельскохозяйственного сырья.
Все предприятия и организации, входящие в АПК, подчинялись разным министерствам и ведомствам: Министерству сельского хозяйства СССР, Союзсельхозтехнике, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерству заготовок сельскохозяйственной продукции СССР и др.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. «О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации» была создана единая система государственного управления в АПК в условиях осуществления аграрной реформы в составе: Минсельхоза России; минсельхозов республик в составе Российской Федерации; управлений (департаментов) сельского хозяйства краев, областей, автономных образований; комитетов продовольствия г. Москвы и Санкт-Петербурга; районных управлений (отделов) сельского хозяйства. В связи с приватизацией государственных предприятий, входящих в первую и третью сферы АПК, соответствующие министерства и ведомства были упразднены, а функции Минсельхоза России кардинально изменены, особенно в последние годы в связи с административной реформой 2004 г. Сегодня наиболее тесно связаны с Минсельхозом России перерабатывающие предприятия, предприятия, осуществляющие поставку сельскохозяйственной техники по лизингу в системе ОАО «Росагролизинг». Минсельхоз России является теперь федеральным органом исполнительной власти лишь по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Во многих нормативных правовых актах агропромышленный комплекс РФ упоминается в обобщенном смысле, однако точное легальное определение его как юридической категории отсутствует. Однако из содержания ряда действующих нормативных правовых актов можно сделать вывод, что агропромышленный комплекс Российской Федерации представляет собой деятельность совокупности всех юридических и физических лиц, производящих (или производящих и перерабатывающих) сельскохозяйственную продукцию, ведущих лесное хозяйство, а также промышленных предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, производственно-техническое обслуживание (ремонт техники, агрохимическое, водохозяйственное и др.) и материально-техническое обеспечение (предприятия Росагроснаба) в различных организационно-правовых формах.
В связи с рассмотренной существенной неоднородностью субъектов аграрного права в теории и законодательной технике возникла проблема легального определения понятий «сельскохозяйственная деятельность», «сельскохозяйственная продукция», «сельскохозяйственная организация».
Понятие сельскохозяйственная деятельность в нормативных правовых актах до сих пор отсутствует. В качестве его аналога логично использовать понятие сельскохозяйственное производство, под которым Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 3 декабря 2008 г.) признает «совокупность экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказания соответствующих услуг». Однако в этом определении спорно включение в состав видов экономической сельскохозяйственной деятельности оказание услуг предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению, которые согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и продукции видов экономической деятельности (2005 г.) являются промышленными предприятиями (т. е. несельскохозяйственными). Неудачна также приведенная здесь (к сожалению, давно «гуляющая» по многим аграрным нормативным правовым актам) понятийная триада «сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие», так как в рамках сельскохозяйственной организации вся продукция, произведенная и переработанная, является сельскохозяйственной, но не вся продукция перерабатывающих предприятий относится к продовольствию (алкогольные товары, побочная продукция).
Данное определение сельскохозяйственного производства противоречит другим, связанным с этим понятием и сформулированным в разных законах, — сельскохозяйственная организация, сельскохозяйственный производитель.
Впервые определение юридически значимого прилагательного «сельскохозяйственный» ко всем видам кооперативов как неотъемлемого элемента в официальном (зарегистрированном) наименовании конкретного кооператива было дано в Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 3 декабря 2008 г.)1 через введение в правовой оборот экономической категории «сельскохозяйственный товаропроизводитель», при этом в искаженном виде. Экономическая теория признает товаром продукцию (работы, услуги), выступающую предметом гражданского (рыночного) оборота, т. е. реализованную на стороне. В данном Законе сельскохозяйственным товаропроизводителем признано физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции (а для рыболовецкой артели (колхоза) соответственно более 70%). Роль товарооборота здесь отсутствует.
В Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 3 декабря 2008 г.)1 для целей данного Закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% общей суммы выручки. Для признания крестьянского (фермерского) хозяйства таковым, Закон № 127-ФЗ не ввел аналогичные требования.
В Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 3 декабря 2008 г.)2 использовано понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель», которым признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку при условии, что в общем доходе сельскохозяйственного товаропроизводителя доля от ее реализации составляет не менее 70% в течение календарного года.
В состав сельскохозяйственных товаропроизводителей ошибочно включены также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, якобы в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в ред. от 3 декабря 2008 г.), что в действительности противоречит последнему, так как это хозяйство не осуществляет предпринимательскую деятельность, не может признаваться товаропроизводителем, и потенциальным налогоплательщиком не является.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями считаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, в том числе кредитные, снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации». Закон закрепил исчерпывающий перечень потребительских кооперативов, назвав их сельскохозяйственными, но не определил никаких экономических параметров для юридического признания таковыми.
Однако при внесении изменений в Налоговый кодекс РФ Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ подкорректировал понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель», признав им организации и индивидуальных предпринимателей при условии, если они имеют не менее 70% доли дохода в них от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки. Иначе говоря, сельскохозяйственная продукция, подвергшаяся последующей промышленной переработке (например, колбасы, сыры), в отличие от формулы Закона не считается сельскохозяйственной, и если в организации ее доля в доходах будет значительна, то единый сельскохозяйственный налог на нее не распространяется.
Есть все основания считать неправомерными не только распространение общих условий признания сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но и вообще включение их в состав налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, так как это означает двойное (повторное) налогообложение их доходов. Согласно Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» прибыль потребительских кооперативов в конце года распределяется между их членами (юридическими и физическими лицами) пропорционально участию в деятельности кооперативов и включается в состав дохода их членов при исчислении единого сельскохозяйственного налога.
Более того, вызывает недоразумение присоединение к перечисленным в данном Законе потребительским кооперативам, по своей сути являющимися предпринимательскими формированиями (ибо обслуживают всех сельскохозяйственных предпринимателей — организации и крестьянские хозяйства), садоводческих, огороднических и животноводческих потребительских кооперативов, которые ничего общего с первыми не имеют. Это подлинно некоммерческие организации, призванные удовлетворять лишь потребительские нужды граждан — своих членов. Они состоят на учете в налоговых органах лишь в связи с обязанностью платить налоги на заработную плату наемного персонала. Кроме того, названные потребительские кооперативы поставлены таким образом в неравные условия с некоммерческими садоводческими, огородническими товариществами и аналогичными партнерствами, созданными в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в ред. от 13 мая 2008 г.)1, которые не подпадают под действие Налогового кодекса РФ.
Имеется еще одно противоречие в законодательстве. Ни в одном из федеральных законов: от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» к крестьянскому (фермерскому) хозяйству не применяется рассмотренный количественный критерий признания их сельскохозяйственными товаропроизводителями, как это отражено в Налоговом кодексе РФ. Из сказанного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, количественный критерий «сельскохозяйственное» (70%) организаций и индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве не обоснован теоретически и не оправдан практически; теоретически (по статистике) репрезентативным считается показатель свыше 50%; практически это ставит в неравные положения, неоценимо худшие условия сельскохозяйственных предпринимателей, не достигших 70%-ного рубежа в таких фундаментальных экономических отношениях с государством, как налогообложение и государственная поддержка путем разного вида субсидирования, дотаций, льготного кредитования и пр.
Во-вторых, спорен сам дифференцированный подход законодателя к определению таких судьбоносных понятий (терминов), какими являются рассмотренные выше, по существу, правовые категории.
Действительно, теоретически необъяснимы и практически неоправданны возможные последствия реализации определений понятий «сельскохозяйственная организация» и «сельскохозяйственный товаропроизводитель» с количественными параметрами доли сельскохозяйственной продукции в общем объеме реализации (производства). Невозможно оправдать создавшееся положение, когда при доле этой продукции в пределах 49% сельскохозяйственная организация в большей степени подвержена банкротству, чем при 50%; при доле в пределах 69% она лишается возможности быть субъектом льготного налогообложения единым сельскохозяйственным налогом, а также пользоваться государственной поддержкой при краткосрочном и других видах кредитования в форме субсидирования части затрат на выплату процентов за кредит и других мер.
К тому же за рубежом не наблюдается аналогичный подход к определению сельскохозяйственной организации. Так, в разных штатах и даже в законах США определения сельскохозяйственной деятельности различны, однако существуют при этом общие подходы, в значительной части определений инкорпорирующие следующие факторы, которыми обычно руководствуются суды: 1) является ли произведенная продукция данного предприятия продукцией сельского хозяйства; 2) являются ли ресурсы, используемые в процессе производства, ресурсами, которые нормально ассоциируются с сельским хозяйством; 3) являются ли технические методы производства методами, которые нормально ассоциируются с сельским хозяйством; 4) является ли экономическое использование ресурсов сопоставимым с той деятельностью, которая нормально понимается как сельское хозяйство; 5) несет ли фермер риски, которые нормально ассоциируются с сельским хозяйством; 6) сталкивается ли фермерское хозяйство с типом проблем, для решения которых необходимо установить особые правила.
Все изложенное позволяет под сельскохозяйственной организацией понимать организацию, включая крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица, осуществляющую производство, первичную и последующую переработку, хранение и реализацию сельскохозяйственной продукции независимо от организационно-правовой формы и доли этой продукции в доходах.
В число основополагающих системообразующих факторов (критериев) формирования аграрного права входит наличие собственной нормативной базы, представленной самостоятельной отраслью в системе российского законодательства — аграрным законодательством. Кроме того, существует немало специальных аграрно-правовых норм, инкорпорированных в акты иных отраслей законодательства. Ведь предшественник аграрного права — сельскохозяйственное право уже к концу 1970-х годов опиралось на самостоятельный раздел XII в многотомном собрании действовавшего в СССР законодательства, который занимал четыре тома (1100 нормативных актов). В настоящее время действуют около двух десятков непосредственно аграрных и смежных с ними земельных законов, большое число указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, неисчислимый перечень ведомственных актов только федерального уровня. Но особый акцент при выдвижении данного критерия, свойственного только аграрному праву, делается на наличии огромного арсенала аграрных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых и периодически дополняемых в рамках их компетенции по предметам совместного ведения с Российской Федерацией согласно ст. 72 Конституции РФ и их собственного ведения.
Немаловажное значение для регулирования сельскохозяйственной деятельности имеют нормативно-правовые акты органов местного управления.
Фундаментальную роль в аграрном праве играют локальные (корпоративные) акты, обладающие уникальной спецификой, обусловленной особенностями пространственной организации, технологии производства, организации труда.
И наконец, заслуживает особого внимания важный субъективный системообразующий фактор (критерий) — аграрная политика.
В учебной экономической литературе аграрная политика определена как совокупность всесторонне обоснованных и научно сформулированных идей, стратегических целей и связанных с ним сфер агропромышленного комплекса, а также путей, конкретных мер и механизма их практического осуществления.
В философском определении политика означает «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства».
На разных этапах экономических реформ, особенно в первый период земельной и аграрной реформ, аграрная политика в России не была в должной мере социально-экономически и стратегически обоснованна, что повлияло на неэффективность использования правовых средств в регулировании складывающихся общественных отношений.
В настоящее время наиболее активна и практически значима роль аграрной политики в судьбе отрасли, сельского и всего населения страны, когда кризис охватил все отрасли экономики, а в сельском хозяйстве в особенности. В ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сформулировано понятие государственной аграрной политики как составной части государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.
Данный Закон определил основные цели, принципы, направления и меры по реализации государственной аграрной политики, которые конкретно воплощены в принятой во исполнение Закона № 264-ФЗ Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2008-2012 гг. (подробнее см. гл. V учебника).