1.1. Произведения, 50-летний срок действия авторских (исключительных) прав на которые не истек по состоянию на 1 января 1993 г.

1.1. Произведения, 50-летний срок действия авторских (исключительных) прав на которые не истек по состоянию на 1 января 1993 г.
1.1. Произведения, 50-летний срок действия авторских (исключительных) прав на которые не истек по состоянию на 1 января 1993 г.

В качестве общего правила для исчисления срока действия имущественных авторских прав закрепляется принцип определения срока охраны в зависимости от даты смерти автора: исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (абзац первый п. 1 комментируемой статьи).
При этом значение имеет не конкретная дата смерти автора, а год смерти, поскольку срок действия исключительных прав во всех случаях фактически продлевается на весь тот год, в соответствующие число и месяц которого он должен был истечь на основании общих правил гражданского законодательства (ст. 192 ГК РФ).

Рассматриваемая статья устанавливает пять случаев, в которых порядок определения срока действия исключительных прав отличается от указанного выше общего правила:
1) если произведение создано в соавторстве, исключительное право на него действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти соавтора, пережившего всех остальных соавторов, т.е. умершего последним из них;
2) если произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, исключительное право действует в течение 70 лет после даты его обнародования. Однако данный порядок определения срока действия исключительных прав не применяется, если в течение указанного срока автор такого произведения «раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений». То есть в случае известности личности автора «анонимного произведения» или произведения, созданного под псевдонимом, срок действия исключительного права на него будет определяться в соответствии с общим правилом;
3) если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право в отношении такого произведения продолжает действовать в течение 70 лет после его обнародования независимо от истечения сроков действия исключительных прав на любые другие произведения того же автора;
4) если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, исключительные права на его произведения действуют в течение 70 лет после года реабилитации такого автора;
5) если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительных прав на его произведения независимо от времени их создания дополнительно продлевается на четыре года.
Таким образом, при определении в соответствии с российским законодательством срока охраны любого произведения требуется изучить целую совокупность влияющих на его длительность факторов, связанных как с биографией автора (дата смерти, работа во время Великой Отечественной войны, дата посмертной реабилитации, в случае если автор был репрессирован), так и с особенностями создания и обнародования произведения (наличие соавторов, опубликование анонимно или под псевдонимом, посмертное опубликование).
Следует отметить, что во многих случаях определение срока действия исключительных прав даже в отношении известнейших произведений оказывается довольно затруднительным, особенно с учетом непростой судьбы многих российских авторов и их произведений на протяжении XX в.
Например, писатель И.Э. Бабель, автор сборников новелл «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931), пьес «Закат» (1928), «Мария» (1935), был репрессирован и погиб в 1940 г., а затем посмертно реабилитирован в 1954 г. Таким образом, исключительные права на его произведения до сих пор охраняются и будут действовать до 31 декабря 2024 г.
Представляет интерес исчисление сроков действия авторских прав в отношении многих произведений М.А. Булгакова, умершего также в 1940 г. Например, роман «Мастер и Маргарита» впервые был опубликован уже после смерти писателя — в 1966-1967 гг. (издание осуществлялось частями в виде журнальных публикаций), следовательно, срок действия авторских прав на это произведение истекает только в 2037 г. Точно так же только после смерти писателя были опубликованы его произведения «Собачье сердце» (в 1987 г.) и «Театральный роман» (в 1965 г.). Однако в связи с введением ГК РФ срока отсчета не с момента посмертного опубликования произведения, а с момента их обнародования после смерти автора (при условии, что они не были обнародованы при его жизни), порядок исчисления данных сроков может быть пересмотрен в зависимости от того, будут ли доказаны факты более раннего обнародования указанных произведений по отношению к дате их опубликования.
В связи с тем, что ранее ЗоАП предусматривал возможность продления охраны произведений в случае их неопубликования при жизни автора, интересная и подчас непростая ситуация возникала в отношении драматических произведений, публичное исполнение которых далеко не всегда сопровождается их опубликованием (выпуском в свет), т.е. выпуском в обращение экземпляров произведения. В результате нередко драматические произведения впервые оказываются опубликованными после смерти их авторов, что приводило к применению в отношении этих произведений особого порядка исчисления срока действия исключительных прав. В настоящее время, поскольку ГК РФ прямо указывает на отсутствие обнародования в качестве основания для продления сроков действия авторских прав, в отношении неопубликованных, но обнародованных при жизни автора произведений продление сроков охраны не происходит.
В отношении порядка применения сроков действия авторских прав на произведения, созданные в соавторстве, специалисты высказывают различные точки зрения.
Так, нерешенным остается вопрос о применимости особого правила для исчисления сроков действия авторских прав в случае «делимого» соавторства, когда каждый из соавторов создал свою часть произведения, которая может быть использована отдельно, независимо от других частей такого произведения, например музыка и слова песни, созданной совместным творческим трудом композитора и поэта. Следует отметить, что положения ГК РФ не предусматривают никаких исключений для подобных случаев. Кроме того, из буквального их толкования вытекает, что охраняются не только права наследника того соавтора, который пережил всех остальных соавторов, но и права наследников всех иных соавторов независимо от года их смерти. Собственно, при ином подходе не было бы никакого смысла в установлении особого правила для таких случаев.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.