Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» по вопросам совершенствования процедуры апелляционного производства»

| Правовой портал "Правопорядок" | Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» по вопросам совершенствования процедуры апелляционного производства» |
Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» по вопросам совершенствования процедуры апелляционного производства»


Федеральный закон принят Государственной Думой 2 июля 2013 года, одобрен Советом Федерации 10 июля 2013 года, подписан Президентом РФ – В.В. Путиным 24 июля 2013 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на совершенствование правового механизма обеспечения рассмотрения уголовных дел в апелляционном порядке в установленные законом сроки при соблюдении гарантированных Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами прав подсудимого, потерпевшего и других участников процесса.

Федеральным законом предусматривается внесение изменений в отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях оптимизации уголовного процесса, повышения эффективности и оперативности апелляционного порядка рассмотрения дел.

В частности, из подсудности судов областного уровня передаётся в подсудность районных судов ряд дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, за которые в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не может быть назначено пожизненное лишение свободы или смертная казнь, с возможностью рассмотрения таких дел коллегией из трёх профессиональных судей.

Для судов областного уровня устанавливается единоличный порядок рассмотрения дел в первой и апелляционной инстанциях о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также жалоб на решения о выдаче (экстрадиции).

Из компетенции руководителей вышестоящих судов передаётся в компетенцию судей этих судов рассмотрение вопросов изменения территориальной подсудности уголовных дел.

Устанавливается право суда выделять из уголовного дела о преступлениях, подсудных судам разных уровней, дело в отдельное производство с направлением его по подсудности.

Реализация указанных положений Федерального закона будет способствовать достижению цели максимального доступа к правосудию путём обеспечения оперативного рассмотрения дел о преступлениях всех категорий, усилению роли судов областного уровня в качестве основного звена новой системы апелляционного пересмотра дел, а также повышению роли Верховного Суда Российской Федерации как высшей инстанции в системе судов общей юрисдикции, основной задачей которой является обеспечение единства судебной практики.

Федеральным законом предусматривается также внесение изменений в положения Кодекса, регулирующие производство по уголовным делам в суде апелляционной инстанции, в частности уточняются порядок подачи апелляционной жалобы на постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации, последствия отказа от апелляционной жалобы, процедура представления сторонами по делу ходатайств об исследовании доказательств и разрешения судом апелляционной инстанции таких ходатайств, полномочия суда апелляционной инстанции при отмене обвинительного приговора, постановленного на основании вердикта присяжных заседателей, требования к составлению апелляционного приговора.

В соответствии с Федеральным законом устанавливается обязательный порядок проведения судебного заседания в случаях, когда на этапе апелляционного производства возникает необходимость в разрешении вопросов, связанных с избранием в отношении осуждённого меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу либо с её продлением.