9.2. Договор доверительного управления наследственным имуществом

| Правовой портал "Правопорядок" | 9.2. Договор доверительного управления наследственным имуществом |
9.2. Договор доверительного управления наследственным имуществом

Применительно к доверительному управлению наследственным имуществом, очевидно, должны быть урегулированы права и обязанности нотариуса, действующего в качестве учредителя доверительного управления, в том числе чисто процессуальные правила учреждения такого управления. Эти вопросы, относясь к правомочиям нотариуса по охране и управлению наследственным имуществом, должны найти свое отражение в законодательстве о нотариате (п. 6 ст. 1171 ГК РФ). На сегодня основным источником регулирования отношений по доверительному управлению имуществом является гл. 53 ГК РФ. При этом в силу абз. 1 п. 2 ст. 1026 ГК РФ правила этой главы подлежат применению к отношениям по доверительному управлению наследственным имуществом, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа этих отношений.
По договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Права и обязанности сторон по договору доверительного управления достаточно подробно урегулированы законом (см. гл. 53 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1173 ГК РФ учредителем управления может быть нотариус, а в случаях, когда наследование осуществляется по завещанию, в котором назначен исполнитель завещания, — исполнитель завещания. Наделение правами учредителя управления лиц, не являющихся собственниками наследственного имущества — нотариуса или исполнителя завещания, — вполне укладывается в общий режим доверительного управления, допускающий, что учредителем управления могут быть, кроме собственника, и другие лица (ст. 1014 ГК РФ).
Поскольку управление наследственным имуществом прямо названо в законе в качестве основания для учреждения доверительного управления этим имуществом (п. 1 ст. 1026, ч. 1 ст. 1173 ГК РФ), то доверительным управляющим в силу п. 1 ст. 1015 ГК РФ могут быть не только индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (кроме унитарного предприятия), но и гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация (кроме учреждения). В отношении ценных бумаг в качестве доверительного управляющего может выступать только профессиональный участник рынка ценных бумаг, т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензии, выдаваемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченными им органами (ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг).
Доверительный управляющий, осуществляя правомочия собственника в отношении переданного в управление имущества, вправе совершать от своего имени любые фактические и юридические действия в интересах выгодоприобретателя (п. 2 ст. 1012 ГК РФ). При этом приобретенные в результате управления имуществом права включаются в состав имущества, а возникшие в результате этой деятельности обязанности исполняются за счет соответствующего имущества (ст. 1020 ГК РФ).
С учетом специфики наследственных отношений, когда в период до принятия наследства, как правило, отсутствует определенность в отношении состава наследников, к которым в конце концов перейдет наследственное имущество и которые могут выступать в качестве предусмотренных конструкцией доверительного управления выгодоприобретателями, следует воспользоваться положением п. 1 ст. 1012 ГК РФ, допускающим управление имуществом в интересах учредителя управления. Поэтому выбор модели договора в зависимости от того, в чьих интересах (учредителя управления или выгодоприобретателя) осуществляется управление имуществом, зависит от конкретных обстоятельств, которые должны учитываться нотариусом (исполнителем завещания) при заключении конкретного договора доверительного управления. В частности, если имеется определенность относительно состава наследников, к которым впоследствии перейдет передаваемое в доверительное управление наследственное имущество, соответствующий договор может содержать указание на этих наследников в качестве выгодоприобретателей. Если же состав наследников не может быть определен на момент заключения договора, доверительное управление должно осуществляться в интересах учредителя управления — нотариуса (исполнителя завещания), на которого в силу закона возложена обязанность принимать меры по защите интересов наследников, отказополучателей и иных заинтересованных лиц (п. 1 ст. 1171 ГК РФ).
Договор доверительного управления заключается в письменной форме (п. 1 ст. 1017 ГК РФ), а договор доверительного управления недвижимым имуществом — в форме, предусмотренной для продажи недвижимого имущества (п. 2 ст. 1017 ГК РФ), т.е. в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ч. 1 ст. 550 ГК РФ). Кроме того, передача в доверительное управление недвижимости подлежит государственной регистрации том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (п. 2 ст. 1017 ГК РФ).
К существенным условиям договора доверительного управления закон (п. 1 ст. 1016 ГК РФ) относит:
состав имущества, передаваемого в доверительное управление;
наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);
размер и форму вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;
срок действия договора.
Предельные размеры вознаграждения по договору доверительного управления наследственным имуществом устанавливаются Правительством РФ (п. 6 ст. 1171 ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что нормы о выплате вознаграждения доверительному управляющему (п. 1 ст. 1016, ст. 1023 ГК РФ) не являются императивными и допускают безвозмездность исполнения управляющим своих обязанностей. В то же время ст. 1023 ГК РФ предоставляет управляющему право на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, и по общему правилу эти необходимые расходы подлежат возмещению за счет доходов от использования соответствующего имущества.
Однако, поскольку в силу п. 2 ст. 1174 ГК РФ расходы на охранy наследства и управление им (т.е. в том числе и на вознаграждение управляющему и покрытие необходимых расходов при управлении) производятся за счет наследственного имущества (а не за счет доходов от управления им), необходимо, опираясь на абз. 1 п. 2 ст. 1026 ГК РФ, сделать вывод, что в случае доверительного управления наследственным имуществом управляющий получает право но возмещение необходимых расходов независимо от того, имеются ли какие-либо доходы от управления имуществом или нет. Предписывая возмещение расходов на управление наследством за счет наследственного имущества, закон в то же время устанавливает очередность их возмещения: вознаграждение управляющему и компенсация его необходимых расходов осуществляются до расчетов с кредиторами, но после возмещения расходов, вызванных болезнью и похоронами наследодателя (п. 2 ст. 1174 ГК РФ).
Срок действия договора доверительного управления имуществом должен определяться по общему правилу о сроках осуществления мер по охране и управлению наследственным имуществом (см. п. 4 ст. 1171 ГК РФ). При этом следует учитывать, что предельный срок, на который заключается договор доверительного управления, не может превышать пяти лет (п. 2 ст. 1016 ГК РФ).
В тех случаях, когда учредитель доверительного управления не имеет возможности установить срок, в течение которого наследственное имущество не будет принято и, следовательно, все еще будет нуждаться в доверительном управлении, следует определять срок договора доверительного управления не календарной датой (или истечением периода, исчисляемого годами, месяцами, неделями и т.д.), а в соответствии с ч. 2 ст. 190 ГК РФ путем указания на событие, которое должно неизбежно наступить, разумея под таким событием принятие наследства кем-либо из наследников или переход наследства в качестве выморочного к государству.
Закон устанавливает ограниченную ответственность доверительного управляющего, предусматривая, что управляющий, не проявивший должной заботливости об интересах выгодоприобретателя, возмещает ему упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления — убытки, причиненные утратой или повреждением имущества (с учетом его естественного износа), а также упущенную выгоду. Доверительный управляющий освобождается от ответственности за причиненные убытки, если докажет, что они произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления (п. 1 ст. 1022 ГК РФ). Закон предусматривает также условия ответственности доверительного управляющего по сделке, совершенной им с нарушением установленных для него ограничений (п. 2 ст. 1022 ГК РФ), и ответственности доверительного управляющего и учредителя управления при недостаточности имущества, переданного в доверительное управление, для погашения долгов по обязательствам, возникшим в связи с управлением имуществом (п. 3 ст. 1022 ГК РФ)*(185).
В связи с особыми требованиями к форме передачи недвижимости (п. 1 ст. 131 ГК РФ), предусматривающими государственную регистрацию передачи, специального рассмотрения заслуживает вопрос о том, кому должна передаваться недвижимость после прекращения доверительного управления ею. По общему правилу, если иное не установлено договором доверительного управления, имущество подлежит передаче учредителю управления (п. 3 ст. 1024 ГК РФ). В связи с явной обременительностью этого правила применительно к наследственным отношениям — осуществление двойной государственной регистрации: сначала перехода недвижимости от доверительного управляющего к учредителю управления (т.е. нотариусу или исполнителю завещания), а затем ее перехода от учредителя управления к наследникам — следует, как это допускает п. 3 ст. 1024 ГК РФ, предусматривать иной порядок, когда после прекращения доверительного управления имущество подлежало бы передаче не учредителю управления, а наследникам, принявшим наследство.
Правила о передаче наследственного имущества в доверительное управление вступили в силу с момента введения в действие части второй ГК РФ, т.е. с 1 марта 1996 г., однако так и не получили достаточно широкого распространения, о чем свидетельствует, в частности, отсутствие судебной и нотариальной практики в этой области.