7.2. Определение места открытия наследства по месту нахождения имущества

| Правовой портал "Правопорядок" | 7.2. Определение места открытия наследства по месту нахождения имущества |
7.2. Определение места открытия наследства по месту нахождения имущества

В тех случаях, когда установить место жительства гражданина на территории Российской Федерации не представляется возможным, место открытия наследства в Российской Федерации определяется по месту нахождения имущества наследодателя или наиболее ценной его части (если имущество расположено в разных местах) — ч. 2 ст. 1115 ГК РФ. При этом не имеет значения возможное наличие у наследодателя определенного места жительства за пределами Российской Федерации. Появление в таких случаях двух мест открытия наследства обусловлено исключительно особенностями оформления наследственных прав.
Сами же правила определения места открытия наследства по месту нахождения имущества могут быть сформулированы в виде следующих положений:
если все наследственное имущество сосредоточено в одном месте, то местом открытия наследства будет соответствующее место нахождения имущества;
если имущество находится в разных местах и в его составе есть недвижимость, то местом открытия наследства будет место нахождения недвижимости;

если объекты недвижимости рассредоточены, то местом открытия наследства будет место нахождения наиболее ценных объектов недвижимости*(57);
если в составе наследства объектов недвижимости нет, а движимое имущество расположено в разных местах, то местом открытия наследства также будет место нахождения наиболее ценной части наследства.
Место нахождения наследственного имущества может подтверждаться следующими документами: выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество; справками органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц; справками органов МВД о регистрационном учете транспортных средств, залоговыми билетами по вещам, сданным в ломбард, справками жилищных организаций либо местных администраций о вещах, находящихся на ответственном хранении, и др.
Ценность наследства определяется на момент его открытия, исходя из суммарной рыночной стоимости наследственного имущества, и подтверждается соответствующими актами либо справками об оценке. При этом следует учитывать, что если при оценке имущества, находящегося на территории Российской Федерации, допускается принятие информации об оценке, выдаваемой не только профессиональными оценщиками, но и государственными и иными уполномоченными органами и организациями (так, информация об оценке жилых строений и жилых помещений предоставляется специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации (БТИ)*(58); кадастровая (нормативная) оценка земельных участков подтверждается документами, предоставляемыми территориальными подразделениями ФГУ ЗКП (Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата»)), то при определении стоимости имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, обязательным должно быть предоставление лишь актов рыночной оценки.
Вместе с тем на практике имеются и другие особенности оценки отдельных объектов. Так, оценка доли участия наследодателя в имуществе юридических лиц может определяться по справкам соответствующих юридических лиц, исходящим от его уполномоченных органов. Как правило, подобные оценки проводятся на основании данных ближайших по времени к моменту открытия наследства итоговых проверок состояния имущества юридического лица. А если подобные проверки не проводились, то исходя из номинальной оценки доли наследодателя в капитале организации. Не исключается возможность проведения оценки и на момент открытия наследства, однако обусловленные такой оценкой расходы будут обременять не только наследников, но и само юридическое лицо. Признать возможным обязательность подобной оценки во всех необходимых случаях (особенно применительно к организациям с множеством участников-граждан) значит допустить парализацию деятельности таких организаций. По этой причине предпочтительнее придерживаться отмеченной минимально затратной процедуры, оставляя за заинтересованными лицами возможность оспаривания ее результатов.
Цена переходящих по наследству акций может устанавливаться по цене, определяемой компетентным органом общества (как правило, советом директоров), исходя из их рыночной стоимости, в том числе по данным соответствующих котировок. При этом, за исключением особых случаев, такая цена должна быть не ниже номинальной. К исключениям можно отнести ситуации, когда акции были подвергнуты котировке и их цена оказалась ниже номинальной цены. В этом случае к справке общества прилагается соответствующая справка органа федеральной службы по финансовым рынкам или его уполномоченных подразделений. Другой пример может быть связан с проводимыми в отношении общества процедурами банкротства.
Использование такого порядка вполне допустимо, поскольку определение точной цены акций на момент открытия наследства является весьма дорогостоящим и, как правило, неэффективным мероприятием. Дело в том, что хотя существующие методики оценки и позволяют установить искомый результат, но для наибольшего его приближения к действительному положению дел зачастую необходимо произвести оценку деятельности не только конкретной корпорации, но и соответствующего рынка.
Стоимость транспортных средств для целей наследственного правопреемства может определяться судебно-экспертными учреждениями органов юстиции или организациями, связанными с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств*(59). Кроме того, соответствующая оценка может быть произведена организациями, имеющими право осуществлять оценку транспортных средств на основании лицензии. Сертификаты соответствия, дающие право организациям производить лишь техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, не могут подтверждать полномочия соответствующих организаций по определению стоимости транспортных средств.
В качестве документов, подтверждающих оценку предметов антиквариата и искусства, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий, могут быть приняты справки торгующих организаций (например, организаций, осуществляющих комиссионную торговлю) либо иных организаций, имеющих право производить оценку указанных объектов. Например, справки об оценке ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней могут выдавать действующие в регионах бюро товарных экспертиз (государственные унитарные предприятия). Однако следует учитывать, что выдаваемая ими информация об оценке соответствует стоимости имущества на момент обращения. Кроме того, во внимание должно приниматься и то обстоятельство, что, если сами объекты оценки не представляются в бюро, их оценка все-таки производится, а в справке будет указана оценка «как бы новой вещи». Вместе с тем при предъявлении документов о дате производства соответствующего изделия заочно может быть выдана информация и о стоимости вещи на момент обращения. Исходя из изложенного необходимо обращать внимание на содержание подобных актов оценки и учитывать для целей наследственного правопреемства лишь те из них, которые были составлены после открытия наследства при условии предъявления на оценку самих объектов.
В тех случаях, когда в состав наследства входит иностранная валюта, ее стоимость должна определяться в рублях по курсу, установленному Центральным банком РФ на день открытия наследства*(60).
Как уже отмечалось, необходимая оценка, во всяком случае, может быть проведена профессиональными оценщиками. Вместе с тем не исключается возможность оценки наследственного имущества и по соглашению между наследниками (см., в частности, абз. 3 п. 1 ст. 1172 ГК РФ).
Следует, однако, помнить, что результаты оценки для целей определения места открытия наследства можно будет использовать для целей налогообложения наследования лишь в том случае, если они не ниже так называемых нормативных цен, установленных на отдельные объекты.