§ 6. Правовой режим земель водного транспорта

§ 6. Правовой режим земель водного транспорта
§ 6. Правовой режим земель водного транспорта

1. В зависимости от вида водного транспорта земли этой категории подразделяются на земли морского транспорта и земли внутреннего (речного и озерного) водного транспорта, правовой режим которых несколько различается.
К землям морского транспорта относятся земли:
а) под морскими торговыми портами со всеми находящимися на них техническими и гражданскими сооружениями, площадями, набережными, пристанями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми сооружениями;
б) земли под судостроительными и судоремонтными заводами, судоремонтными базами, маяками и обслуживающими их территориями.

Правовой режим использования этих земель регулируется в основном Кодексом торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г.
Земельные участки для указанных целей предоставляются в установленном порядке в бессрочное, временное пользование или в аренду морским портам, судостроительным и судоремонтным заводам, базам и иным предприятиям, обслуживающим нужды морского флота и выступающим в качестве субъектов права на землю. Размеры предоставляемых участков и условия пользования ими определяются проектной документацией и решением органов, предоставивших землю. Частные или приватизированные предприятия могут иметь земельные участки на праве собственности. Права и обязанности землепользователей установлены ст. ст. 40 — 42 ЗК РФ, а также нормами указанных выше специальных нормативных актов.
Ведомственное управление землями этой категории осуществляется Министерством морского флота.
Земельные участки, отнесенные к морскому транспорту, используются соответствующими субъектами непосредственно для строительства и обслуживания указанных выше объектов флота.
Однако часть земель, временно не используемых по прямому назначению, может передаваться ими другим ведомствам и организациям на договорных началах во временное пользование для складирования грузов, устройства подъездных путей и т.п.
2. К землям внутреннего водного транспорта относятся участки, занятые:
— речными и озерными портами, пристанями, гаванями, причалами и затонами;
— пассажирскими речными и иными вокзалами и павильонами;
— судоходными каналами и гидротехническими сооружениями;
— берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;
— объектами обслуживания внутреннего водного транспорта (базами, заводами, верфями, служебными, жилыми, культурно-бытовыми помещениями и т.п.).
Правовое положение земель внутреннего водного транспорта регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта, принятым в апреле 2001 г.
Земельные участки для нужд водного транспорта предоставляются соответствующим субъектам (речным и озерным портам, судовым верфям, судоремонтным заводам) на праве бессрочного или временного пользования, а также на праве аренды. Кроме того, они могут приобретаться в собственность в порядке приватизации или совершения сделок отчуждения. Их права и обязанности как землепользователей определены ст. ст. 40 — 42 ЗК РФ. В соответствии со ст. 6 ВК РФ на внутренних водных путях (вне городских населенных пунктов) устанавливается береговая полоса (бечевник) шириной в 20 м, которая предназначается для общего пользования. Здесь каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания, в том числе с целью купания, рыболовства и причаливания плавательных средств. В частности, на береговой полосе внутренних водных путей разрешается:
— устройство приспособлений для причаливания судов и плотов, погрузка и выгрузка грузов (без устройства постоянных сооружений) и их временное хранение;
— хранение твердого топлива для судов, предприятий и организаций водного транспорта, а также временное хранение рыболовных снастей и судовых принадлежностей;
— устройство временных зимовочных помещений, а также помещений для механической тяги судов;
— хранение в зимнее время древесины, предназначенной для сплава.
В соответствии со ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта береговая полоса может безвозмездно использоваться для работ, связанных с судоходством.
Использование береговой полосы для осуществления хозяйственной и иной деятельности не допускается, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства. В любом случае осуществление такой деятельности должно согласовываться с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.
То же относится и к отводу земельных участков в пределах береговой полосы для строительства каких-либо строений и сооружений.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.