20.1. Труд как средство исправления осужденных к уголовным наказаниям в России в советский период (1917—1990 гг.)

| Правовой портал "Правопорядок" | 20.1. Труд как средство исправления осужденных к уголовным наказаниям в России в советский период (1917—1990 гг.) |
20.1. Труд как средство исправления осужденных к уголовным наказаниям в России в советский период (1917—1990 гг.)

Новый советский общественный строй, взяв на вооружение тюремное законодательство прежнего режима, большое значение стал придавать использованию труда осужденных как важнейшего средства исправления и перевоспитания. В соответствии с Положением об общих местах заключения РСФСР, принятым в 1930 г., труд для заключенных признан обязательным наравне с трудом каждого гражданина РСФСР. Возросла занятость осужденных: к началу 1920 г. – 10 %, в 1920 г. – 40 % на платных и бесплатных работах в обслуживании собственных потребностей мест лишения свободы.
Заключенные чаще используются на лесозаготовительных работах. Первая лесозаготовительная колония заработала в начале 1928 г. Стимулом явились потребности металлургических заводов и других предприятий в древесине. [70]
Развитию использования труда заключенных способствовало и внедрение в 1930 г. плана на 5 лет по развитию лесной промышленности европейского Севера РСФСР.
Земельные площади после лесоразработок стали использоваться для сельского хозяйства. Сложной была и задача ликвидации безработицы в стране, которую удавалось несколько смягчить за счет увеличения объема создаваемых рабочих мест не только для заключенных, но и для законопослушного населения страны.

Заключенные в массовом порядке начали получать профессионально-техническое образование, массовые профессии для развивающегося народного хозяйства. [71]
Развивалась сеть учебно-технических курсов, бригадного обучения и других форм получения специальности и профессии. Для нужд строительства Беломорско-Балтийского канала в 1932 г. было подготовлено более 17 тыс. заключенных, поступали запросы на рабочую силу в лице заключенных и на другие народнохозяйственные объекты. Места заключения были включены в народнохозяйственный план, что потребовало развития предприятий для использования труда заключенных. Развивалось социалистическое соревнование среди заключенных, объединившее их с населением законопослушного поведения.
Правительством страны на НКВД были возложены задачи строительства отраслевых предприятий угольной, газовой, нефтяной, транспортной промышленности. Начался приток специалистов с высшим и средним специальным образованием в органы и учреждения исполнения наказания.
С началом Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. были внесены коррективы в использование труда заключенных с учетом новых задач. Принимались меры к улучшению их положения, включая питание, право на свидание с родственниками в случае совпадения места заключения и места их жительства и т. п. Однако в послевоенный период начались перебои с использованием труда заключенных. Росла механизация и автоматизация, что снижало потребность в неквалифицированной рабочей силе.
Создание в системе ГУЛАГа крупных предприятий потребовало адаптации к схеме и модели предприятий народного хозяйства.
Значительные коррективы в дальнейшее использование труда заключенных внесла амнистия 1953 г. Затем был решен вопрос о передаче ряда предприятий из системы МВД СССР в отрасли народного хозяйства. Остались предприятия для заключенных с преобладанием физического неквалифицированного труда (строительство, лесоразработки и т. п.). [72]
Вскоре встала задача развития производственной базы для использования труда заключенных на базе мест лишения свободы и при них. Пересматривались вопросы профиля предприятий, включая требования кооперирования с заводами и фабриками территорий, где располагались ИТУ. Собственная производственная база ИТУ – новое в подходе к использованию труда заключенных. Нужны были более квалифицированные кадры, которые могли бы и после отбытия наказания найти работу.
Надо отметить, что советская система мест лишения свободы превосходила мировое сообщество в тяжелом использовании труда. По состоянию на 80-е гг. осужденные использовались во многих отраслях народного хозяйства. Такой подход соответствовал положениям статьи 37 ИТК РСФСР, где основной задачей считалось исправление и перевоспитание осужденных, которая решалась в рамках производственно-хозяйственной деятельности.
В 1978 г. Советом Министров СССР было принято постановление о трудовой занятости осужденных к лишению свободы, статьей 39 ИТК РСФСР гарантировался минимум заработка и другие права.
Между тем прослеживалась неоднозначная тенденция. В 80-е гг. труд осужденных применялся в производстве, относящемся к 30 отраслям народного хозяйства. Ведущее место занимали лесозаготовительная промышленность, машиностроение, металлообработка, швейная промышленность. Лица, отбывающие наказание в исправительно-трудовых колониях особого режима, использовались, как правило, на тяжелых работах. В соответствии со статьей 25 Положения об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах 1961 г. содержащиеся в особом режиме должны были выполнять тяжелые физические работы. По замыслу законодателя это должно было привести к моральной встряске особо опасных рецидивистов, пониманию ими значимости заработанных трудом денег. На практике же все это свелось к изъятию из трудовых процессов всех средств механизации и переходу к ручному труду, что экономически было выгодно. Как показала практика, подобная организация труда оказалась крайне неэффективной в воспитательном и в экономическом плане.