9.2. Права и обязанности сотрудников органов и учреждений исполнения наказаний

| Правовой портал "Правопорядок" | 9.2. Права и обязанности сотрудников органов и учреждений исполнения наказаний |
9.2. Права и обязанности сотрудников органов и учреждений исполнения наказаний

Работники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются в пределах своей компетенции правами, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, которые предусмотрены законодательными актами РФ. Эта позиция правильна и оправданна. Предусмотрено награждение работников уголовно-исполнительной системы, отличившихся при исполнении служебных обязанностей, почетным знаком «За отличие в службе». Положение о нем утверждается министром юстиции Российской Федерации. [56]
Работники уголовно-исполнительной системы на территории РФ независимо от занимаемой должности, местонахождения и времени суток обязаны в случае непосредственного выявления событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел РФ. Декларируемые здесь обязанности являются гражданским долгом каждого сознательного гражданина РФ исходя из норм Конституции, в которой сказано, что наше государство является правовым.

Приказом Минюста РФ от 12 марта 2000 г. № 150 «О мерах по социальной защите личного состава уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» детализированы ситуации необходимости оперативного принятия мер социальной защиты. [57]
Помимо этого, следует выделить специфические права и обязанности, вытекающие из возможности применять физическую силу, специальные средства и оружие на территории учреждений, исполняющих наказания, и прилегающих к ним участках, на которых установлены режимные требования, а также на охраняемых объектах. Порядок ее применения в основном регулируется законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы».
ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и другими нормативно-правовыми актами РФ.
Законодатель выделяет немало требований к сотрудникам уголовно-исполнительной системы в связи с применением оружия, специальных средств и физической силы, призванных обеспечить причинение наименьшего вреда как лицу, по отношению к которому они применяются, так и окружающим. Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны:
– предупредить о намерении их использовать, предоставив достаточно времени для выполнения требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и может повлечь иные тяжкие последствия либо когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным;
– обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи;
– доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия.
В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники уголовно-исполнительной системы при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства.
В случае ранения или смерти осужденных, заключенных и иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники учреждений, исполняющих наказания, сообщают об этом прокурору.
Применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет за собой установленную законодательством РФ ответственность.
Работники уголовно-исполнительной системы имеют право применять физическую силу, в том числе силовые приемы борьбы, для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если обеспечить выполнение их законных требований ненасильственным способом не представляется возможным.
Указанные средства правомерны:
– для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и других граждан;
– для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу;
– для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
– при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
– для задержания и возращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания.
В качестве специальных средств могут применяться резиновые палки, наручники. При отсутствии наручников сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания; светозвуковые средства отвлекающего воздействия; служебных собак; средства разрушения преград; водометы и бронемашины используют только по указанию начальника или заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора с по следующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения.
Виды специальных средств и газового оружия, интенсивность их применения определяются с учетом обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Это позволяет сотрудникам варьировать свое поведение в зависимости от ситуации. Применение специальных средств и газового оружия должно причинять минимальный вред осужденным, заключенным и иным лицам.
Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с очевидными признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.
Порядок ношения оружия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и предприятий устанавливается территориальными органами уголовно-исполнительной системы.
Особого внимания требует оценка ситуации для применения огнестрельного оружия. Сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять его:
– для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;
– для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и иных лиц;
– для отражения нападения, целью которого является захват оружия;
– для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
– для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и здания учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства;
– для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, а также для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование работника уголовно-исполнительной системы о сдаче оружия.
Кроме того, огнестрельное оружие может использоваться:
– для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденным или заключенным;
– для предупреждения осужденных, захваченных и иных лиц о намерении его применить.
Сотрудники УИС имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут быть основания для его применения. Без предупреждения огнестрельное оружие применяется:
– при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;
– при побеге осужденных и заключенных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения;
– при попытке осужденного или заключенного, а также иного лица приблизиться к работнику уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, которыми может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником уголовно-исполнительной системы расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.
При применении огнестрельного оружия работники уголовно-исполнительной системы обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан и оказания пострадавшим медицинской помощи.
О каждом случае применения огнестрельного оружия работники уголовно-исполнительной системы докладывают соответствующему прокурору.
В период обострения криминальной обстановки в России, в том числе вследствие широкого распространения международного терроризма, увеличения в последние годы количества осужденных за особо тяжкие и тяжкие преступления в местах лишения свободы, возникла необходимость в совершенствовании правового регулирования, его адаптации к меняющейся ситуации.
Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом. Его законные требования обязательны для должностных лиц и граждан. Неисполнение законных требований персонала, действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению им своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала.
Правовые акты по обеспечению безопасности сотрудников УИС охватывают многие сферы жизнедеятельности. Так, приказом Минюста РФ от 30 августа 1999 г. № 254 по согласованию с Минфином РФ была утверждена Инструкция о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации [58] . Тем самым было регламентировано обеспечение страхования жизни и здоровья сотрудников при наступлении страхового случая, который часто имеет место в профессиональной деятельности учреждений исполнения наказания, особенно в последние годы, из-за повышенного риска.
Правовой основой обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы является ФЗ от 28 марта 1998 г. № 52 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья… сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы…» [59] , постановление Правительства России от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих… сотрудников уголовно-исполнительной системы…”» [60] . Во исполнение указанных законов и постановления Правительства Российской Федерации приказом Минюста России от 13 апреля 2006 г. № 114 (регистрационный № 7768 от 27 апреля 2006 г.) [61] утверждена Инструкция о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Основные ее положения сводятся к следующему: объектами обязательного госстрахования являются жизнь и здоровье сотрудников учреждений и органов УИС; они подлежат обязательному госстрахованию со дня начала по день окончания службы в учреждениях и органах УИС; в соответствии с пунктом 4 статьи 2 ФЗ выгодоприобретателями по обязательному госстрахованию в случае смерти, гибели застрахованного лица являются: супруг (супруга), состоящие на день гибели застрахованного лица в зарегистрированном браке; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и бабушка застрахованного лица – при отсутствии у него родителей и при условии, что они воспитывали или содержали его не менее 5 лет; дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения 18 лет; обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности до достижения ими 23 лет; подопечные застрахованного лица. В Инструкции прописаны страховые случаи, размеры страховых сумм, условия их выплаты и другие обстоятельства.
В интересах обеспечения личной безопасности работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений об их месте жительства.
Особенно сложной задачей является исполнение функций работниками и гражданским персоналом уголовно-исполнительной системы в районах с повышенным уровнем преступности, конфликтов и международного терроризма. С учетом важности работы, ее объема и ответственности был принят комплекс дополнительных мер. Особенно важен приказ Министерства юстиции РФ от 20 ноября 2000 г. № 335 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам и гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы этого Министерства, выполняющим задачи на территории Северного Кавказского региона». [62]
Одной из мер поощрения, необходимой для привлечения новых работников, является норма, согласно которой сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и уволенные ранее из органов внутренних дел (ныне органов юстиции) РФ по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов, а также члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в 3-месячный срок со дня подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном постоянном месте жительства.
При невозможности предоставления жилых помещений по установленным нормам в 3-месячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить уволенных и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем временного жилья в размере, оговоренном договором найма. С согласия граждан, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органами местного самоуправления им могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством РФ.
В целях стимулирования активности должностные оклады персонала УИС увеличиваются:
– в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, характера и сложности выполняемой работы – в размере от 15 до 20
%,а в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности – до 50
%по перечню должностей, утвержденному Правительством РФ, в соответствии с представлением центрального органа управления уголовно-исполнительной системы;
– за работу в учреждениях, исполняющих наказания, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных, устанавливается надбавка к должностным окладам в размере 25
%,а для содержания осужденных с пожизненным сроком – в размере 30 %;
– в случае увеличения численности осужденных и заключенных сверх лимита, установленного Правительством РФ для данного вида учреждений, исполняющих наказания, с соответствующим режимом, или следственного изолятора, – в размере 1 % за каждый процент превышения численности.
Данные нормы спорны, поскольку они позволяют руководству учреждения, исполняющего наказание, добиться увеличения численности заключенных с целью повышения заработной платы в своих интересах и в интересах работников. С принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” и Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”» они были скорректированы. [63]
1. В статьях 11, 13, 20, 24, 27, 28, 29 и 51 ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» исключены функции сотрудников внутренних войск по конвоированию осужденных и заключенных под стражу. Выполнение данного рода обязанностей передано органам юстиции. За внутренними войсками сохранились только обязанности конвоирования подсудимых на судебные заседания Верховного Суда РФ.
2. Претерпели изменения тексты статей 2, 7 и 12 закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в которых более четко обозначены наименования специальных подразделений УИС по конвоированию осужденных и заключенных под стражу по плановым маршрутам. В данный закон включена статья 12-1, установившая обязанности федеральных органов исполнительной власти по содействию специальным подразделениям УИС в конвоировании. В частности, в первую очередь предусмотрено предоставление линий, каналов и средств связи, специальных вагонов на железнодорожных станциях и других видов транспорта для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу. Новые положения включены и в статью 14-1, закрепившую права специальных подразделений УИС на конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу. Расширены и конкретизированы права по осуществлению контроля и поддержанию порядка при конвоировании, в том числе составление протоколов о нарушениях, производство обысков заключенных, досмотра транспортных средств граждан при розыске осужденных и содержащихся под стражей в случае их побега, применение специальных средств и иных мер в соответствии с законодательством РФ.
В повседневной деятельности сотрудников УИС возникают и необычные случаи, когда остро встает вопрос о спасении собственной жизни и здоровья. Так, например, было во время пожара в здании УВД Самарской области. Там располагался следственный изолятор, где содержались несколько десятков задержанных и арестованных. Судя по сообщению пресс-центра областного УВД, все правонарушители были вовремя эвакуированы и не пострадали [64] . До сих пор спасенные нарушители и их родственники гордятся смелостью и человечностью правоохранителей в тяжелую минуту. В тот день погибло около 60 работников изолятора.
Наряду с награждением сотрудников уголовно-исполнительной системы орденами и медалями Российской Федерации, приказом Минюста России предусмотрена система премирования за образцовое исполнение служебных обязанностей и разовые премии за выполнение особо сложных и важных задач. В частности, об этом говорится в приказе Минюста РФ от 24 марта 2003 г. № 66. Им утверждена «Инструкция о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».