Глава 8. Правовое обеспечение деятельности органов и учреждений исполнения уголовных наказаний и применения мер уголовно-правового характера

| Правовой портал "Правопорядок" | Глава 8. Правовое обеспечение деятельности органов и учреждений исполнения уголовных наказаний и применения мер уголовно-правового характера |
Глава 8. Правовое обеспечение деятельности органов и учреждений исполнения уголовных наказаний и применения мер уголовно-правового характера

Существенную помощь сотрудникам уголовно-исполнительной системы России оказывает инструкция «О порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества». Она введена в действие приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. № 38. Следует иметь в виду, что в среднем 60 % и более лиц, подвергаемых уголовному наказанию и мерам уголовно-правового характера, не изолируются от общества. [41]
Приказом Минюста России от 13 января 2006 г. № 1 «О внесении изменений в приказ Министерства Российской Федерации от 12 апреля 2005 г.» в названную инструкцию были внесены изменения, которые отменили обязанность являться на регистрацию (ранее они были установлены п. 105): пункт 156 этого акта дополнен новым образцом, который обязывает «при освобождении выдавать осужденному принадлежащие ему вещи и ценности, средства, хранящиеся на его лицевом счете, личные документы и ценные бумаги, а также документы об освобождении осужденного от наказания и документы о его трудовой деятельности». [42]

Значительную помощь в поиске нужных работникам УИС нормативных актов субъектов РФ может оказать Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Приказом Минюста России от 20 декабря 2005 г. № 244 утвержден Порядок представления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [43] . Пополнение сведений в нем возложено на научный центр правовой информации при Минюсте России (далее НЦПИ), главные управления Минюста России по федеральным округам и их структурные подразделения в субъектах Российской Федерации (в пределах соответствующего федерального округа). Сведения из федерального регистра представляются в документальном, электронном виде и через официальный интернет-сайт Мин юста России.
Упомянутый нормативный акт разработан в соответствии с Указом Президента России от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» [44] . В нем определены принципы организации предоставления сведений из федерального регистра нормативно-правовых актов субъектов РФ, состав сведений, условия доступа к ним органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, подателей запросов. Срок исполнения запросов – не позднее 30 дней со дня регистрации. Продление допускается только в порядке исключения, не более чем на 1 месяц, с уведомлением заявителя. В запросе надлежит указывать заявителя, его цель. Регистр способствует формированию цивилизованной правовой работы, разработке научных исследований и иным мерам в сфере уголовно-исполнительной политики государства, а также улучшению управленческой деятельности и принятию правовых решений в субъектах управления.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27 декабря 2005 г. № 936 «О мерах по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. № 529 в уголовно-исполнительной системе» было предусмотрено установить и выплачивать с 1 января 2006 г. надбавку федеральным государственным служащим, гражданским служащим ФСИН:
– в размере 30 % оклада по должности – сотрудникам УИС, занимающим другие должности, в основные служебные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и их проектов, их подготовка и редактирование, визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридические образование;
– за особые условия государственной службы до 70 % должностного оклада – федеральным госслужащим, занимающим должности, по которым введено денежное содержание;
– денежное вознаграждение, увеличенное на 30
%, –лицам, занимающим отдельные должности федеральной госслужбы, по которым введено денежное вознаграждение. Ежемесячные надбавки выплачиваются в пределах денежных средств, предусматриваемых на денежное довольствие сотрудников УИС и денежное довольствие федеральных госслужащих, государственных и гражданских служащих в составе УИС. [45]
Правовая основа пенсионного обеспечения сотрудников, рабочих и служащих органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России и их семей включает множество законодательных, подзаконных и ведомственных нормативных актов. Каждый из них имеет свое целевое назначение, обеспечивая правовое регулирование многих вопросов и аспектов сложной и ответственной деятельности, осуществляемой сотрудниками, рабочими и служащими Федеральной службы исполнения наказаний. Так, их материальное обеспечение улучшилось с принятием Инструкции об организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а именно: при выслуге от полугода до года размер надбавки к окладу составляет 5
%,от 1 года до 2 лет – 10 %, от 2 до 5 лет – 25 %, от 5 до 10 лет – 40 %, от 10 до 15 лет – 45 %, от 15 до 20 лет – 50 %, от 20 до 22 лет – 55 %, от 22 до 25 лет – 65 %, 25 лет и более – 70
%. [46]
В выслугу лет для назначения процентной надбавки сотрудникам УИС включается время работы в правоохранительных органах, военная служба, учитываются приостановление службы работников, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания России, депутатами законодательных органов субъектов России, главами исполнительных органов госвласти субъектов, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципалитетов и осуществляющих эти полномочия на постоянной основе, а также сотрудников, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания России. Также учитываются и иные ситуации: нахождение в плену или в качестве заложника до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников и освобождения и др. [47]
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 19 мая 2006 г. № 245 (регистрационный № 7917 от 2 июня 2006 г.) [48] утвержден Регламент Федеральной службы исполнения наказаний, который устанавливает общие правила внутренней организации ФСИН. В нем закреплены следующие разделы: общие положения, полномочия руководителей ФСИН России; порядок планирования и организации работы ФСИН России; порядок подготовки и оформления решений ФСИН России; порядок исполнения поручений ФСИН России; порядок подготовки и принятия правовых актов ФСИН России; порядок подготовки и рассмотрения ФСИН России проектов актов, которые вносятся в Правительство Российской Федерации; законодательная деятельность и порядок участия ФСИН России в деятельности Федерального Собрания Российской Федерации; порядок взаимодействия ФСИН России с Минюстом России; правила организации территориальных органов ФСИН России; порядок взаимодействия с органами судебной власти; порядок рассмотрения отдельных видов обращения; порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан; порядок обеспечения доступа к информации о деятельности ФСИН России.
Настоящий регламент принят в соответствии с подзаконными актами, составляющими правовую базу, в целях повышения эффективности административных регламентов исполнения государственных функций и должностных регламентов государственных служащих ФСИН России. Правовую базу составляет Указ Президента России от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» [49] , постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти». [50]