7.5. Судебный контроль

| Правовой портал "Правопорядок" | 7.5. Судебный контроль |
7.5. Судебный контроль

Суд
контролирует исполнение наказанийпри решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, замене неотбытой части более мягким видом наказания, освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации суд
рассматривает жалобы осужденных и иных лицна действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Учреждения и органы, исполняющие наказания,
уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, смертной казни.

7.6. Ведомственный контроль
Ведомственный контроль над деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативно-правовыми актами (ст. 21 УИК РФ).
Порядок осуществления контроля определяется нормативно-правовыми актами, например Инструкцией об организации и осуществлении Министерством юстиции России ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы. Инструкция утверждена приказом Минюста Российской Федерации от 31 января 2006 г. № 16. В ней приведена обширная правовая база, важная для многих граждан России, особенно для осужденных, подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в соответствующих учреждениях. Совокупность нижеуказанных нормативных актов включает: положения статьи 21 Уголовно-исполнительного кодекса России и статьи 38 закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; указы Президента России от 13 октября 2004 г. № 313 «Вопросы Министерства юстиции России»; от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказания»; Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства России от 19 января 2005 г. № 30; Регламент Минюста России, утвержденный приказом Минюста России от 26 декабря 2005 г. № 252; Приложение к Рекомендациям Комитета Министров государствам-членам Европейского союза – «Европейские пенитенциарные правила» – о порядке организации и осуществления Минюстом России ведомственного контроля за соблюдением прав и свобод законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы.
Цели ведомственного контроля – реализация госполитики в сфере исполнения уголовных наказаний, касающейся соблюдения прав человека: защита прав осужденных, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей; изучение и обобщение практики деятельности ФСИН России в части соблюдения прав человека.
Основные задачи ведомственного контроля: выявление и устранение нарушений прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы; выработка мер по устранению и предупреждению нарушений прав человека, причин и условий, им способствующих; подготовка материалов по вопросам соблюдения прав человека при исполнении наказаний для информирования Президента и Правительства России. Закреплены формы контрольных мероприятий: изучение вопроса соблюдения прав и законных интересов осужденных и содержащихся под стражей в учреждениях и органах исполнения наказаний с использованием информационных, аналитических и статистических материалов; изучение организации соблюдения прав человека на местах – в центральном аппарате и территориальных органах ФСИН России, а также рассмотрение этих вопросов на заседаниях коллегии Минюста России с участием ФСИН России, на заседаниях координационных советов территориальных органов Минюста и оперативных совещаниях.

В Инструкции прописаны полномочия госслужащих по выполнению различных форм ведомственного контроля и подготовке выходных документов в системе в целом и на всех уровнях органов и учреждений, отвечающих за соблюдение прав и свобод при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера. Это направлено на смягчение остроты причиненного вреда и устранение причин и условий допущенных нарушений законодательства. [40]