4.5. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и международные правовые акты

| Правовой портал "Правопорядок" | 4.5. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и международные правовые акты |
4.5. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и международные правовые акты

Уголовно-исполнительное законодательство России учитывает международные договоры РФ, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями, то есть если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, нежели уголовно-исполнительным законодательством России, применяются правила международного договора. Кроме того, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией России уголовно-исполнительное законодательства РФ и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными, однако рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве России при наличии необходимых экономических и социальных предпосылок.
В отличие от международных договоров, международные стандарты носят рекомендательный характер. Как указано в статье 3 УИК РФ, их положения «реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных условий». Россия стремится к максимальному соблюдению международных стандартов в плане создания материальных и иных условий для осужденных в той мере, в какой это способствует достижению целей наказания. Многие международные рекомендации уже реализованы в законодательстве и правоприменительной практике.

Учитывая многообразие международных стандартов, их можно рассматривать в рамках определенных классификаций. Так, по источникам происхождения международные стандарты можно подразделить на: принятые ООН и ее рабочими органами, например Конгрессом по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; принятые региональными международными правительственными организациями: Европейским Советом, Организацией африканского единства; принятые международными неправительственными организациями («Международная амнистия», «Международная тюремная ре форма»).
В зависимости от характера и масштаба объекта правового регулирования международные стандарты можно подразделить на следующие группы.
1. Стандарты, регулирующие общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения прав и свобод человека, в том числе осужденных. Таковыми являются: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ратифицирован СССР в 1973 г., вступил в силу в 1976 г.); Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1989 г.; Европейская конвенция по правам человека 1950 г. (вступила в силу в 1953 г.); Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде», принятая Международной организацией труда (МОТ) в 1930 г.; Конвенция № 105 МОТ 1957 г. «Об упразднении принудительного труда».
2. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере осуществления правосудия, в том числе при назначении и исполнении уголовных наказаний. К их числу относятся: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г.; Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г., и др.
3. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний и мер предварительного заключения. В качестве примера таких документов можно привести: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1955 г. Первым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками; Европейские правила тюремного заключения, принятые Европейским советом в 1987 г.; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, принятые Экономическим и социальным советом ООН в 1984 г.; Типовое соглашение о передаче заключенных-иностранцев и рекомендации в отношении обращения с заключенными-иностранцами, принятое в 1989 г. Седьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других случаев жестокого обращения.
В правовых основах, составляющих совокупность законодательных и правовых актов, наряду с российским уголовно-исполнительным законодательством важное место занимают международно-правовые акты, например Конвенция о защите прав человека и основных свобод с изменениями и дополнениями, внесенными положениями протокола № 11 после даты вступления в силу 1 ноября 1998 г. Русский текст Конвенции дан в переводе с английского и французского с учетом практики Европейского суда по правам человека, особенно толкований смысла статей 5, 6, 9, 10, 43 и др.
Вопрос о состоянии пенитенциарной системы в России по-прежнему является спорным. По мнению специалистов, отечественная система исполнения наказаний требует дальнейшей значительной перестройки.
Если обратиться к практике зарубежных стран, то в мире не существует общепринятого правила подчинения уголовно-исправительной системы. В Швеции, Польше, США, Словакии пенитенциарные учреждения являются структурными подразделениями министерств юстиции, но с определенной степенью автономии; в Монголии, на Кубе, в Румынии эти учреждения подчиняются системе МВД; в Шотландии, Латвии они имеют самостоятельный статус.
Одни российские ученые хотят, чтобы пенитенциарная система была представлена самостоятельным комитетом или департаментом при Кабинете министров. Она не должна подчиняться ни МВД, ни Министерству юстиции РФ, а лишь призвана участвовать в межведомственном сотрудничестве.
Мотивы следующие: не могут сотрудники, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, быть составной частью пенитенциарной системы, исполнять наказания и обеспечивать содержание преступников. Не должны находиться в такой системе и те, кто следит за исполнением приговоров, соблюдением закона. По мнению этих ученых, новый ведомственный подход к пенитенциарной системе даст государству возможность более эффективно проводить реабилитационную политику по отношению к осужденным, способствовать их становлению полноценными членами общества.
Осенью 1997 г. эксперты Совета Европы по соблюдению прав человека и требований европейских тюремных правил проводили инспекторскую проверку учреждений пенитенциарной системы. Их вывод: в нынешних условиях в России необходимо прежде всего создание автономной «тюремной» структуры, что даст возможность проводить более целенаправленную и конструктивную политику в учреждениях уголовно-исправительной системы.