3.3. Развитие законодательства об уголовном наказании и его исполнении в советский период

| Правовой портал "Правопорядок" | 3.3. Развитие законодательства об уголовном наказании и его исполнении в советский период |
3.3. Развитие законодательства об уголовном наказании и его исполнении в советский период

В первые годы советской власти правовое регулирование исполнения уголовных наказаний основывалось на юридической базе, перешедшей от царского и Временного правительства, в объеме, который не противоречил задачам и целям государства.
Преодолеть сопротивление свергнутого класса было приоритетной задачей в уголовной и уголовно-исполнительной политике. Необходимость ускорения изменения старой тюремной системы и становления новой уголовно-исправительной политики и соответствующей ей системы обусловила отмену ряда юридических норм, изменение режима содержания осужденных, развитие принципов использования труда заключенных.
В 1917 г. Временное правительство приступило к разработке новой концепции исполнения наказания. Главной задачей стало перевоспитание человека, гуманность по отношению к заключенным, уважение их гражданского достоинства. Администрации мест лишения свободы строжайше предписывалось воздерживаться от применения телесных наказаний и наложения кандалов на арестантов.
Переход власти к правительству России вскоре повлек бунты и погромы в тюрьмах. Сыграли в этом свою роль и несправедливые приговоры царского суда, тяжелое положение осужденных, отсутствие обеспечения их занятости. Для смягчения остроты ситуации Временное правительство было вынуждено объявить амнистию заключенных.

На 1 сентября 1917 г. в России действовало 712 мест заключения. В неизменном виде была сохранена система исполнения наказания. В европейской части России и в Сибири продолжали функционировать каторжные тюрьмы. Систему учреждений исполнения наказания возглавляло Главное тюремное управление, имевшее властные и распорядительные полномочия. Развернулась работа по подготовке новой доктрины в сфере реализации карательной политики государства. [17]
В январе 1918 г. при НКЮ была учреждена тюремная коллегия. В ее задачи входило общее наблюдение за тюремным делом, вопросами трудового воспитания и просветительской работы среди заключенных.
Первым документом, наиболее подробно определявшим задачи мест лишения свободы и порядок содержания заключенных, являлась временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового», объявленная постановлением НКЮ от 23 июля 1918 г. В ней места лишения свободы делились не на мужские и женские, а по их назначению:
– на общие (тюрьмы);
– реформации и земледельческие колонии – как учреждения воспитательно-карательные, в особенности для молодых преступников;
– испытательные – для лиц, у которых имелись основания для послабления режима или досрочного освобождения;
– карательные – лечебные заведения для арестантов с заметно выраженными психическими дефектами, дегенератов и т. п.;
– тюремные больницы.
В условиях гражданской войны и интервенции в России приоритетной задачей стала защита советской республики от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях.
Критические замечания касались вопросов классификации осужденных. Были выделены категории нарушителей порядка и дисциплины и не желающих работать без уважительных на то причин. Власть настаивала на усилении принципа классового подхода в организации исполнения наказания. В 1918-20 гг. уголовная и политическая преступность объединились, и их предстояло разграничить, что впоследствии и было достигнуто. [18]
Этому способствовало и развитие правовой базы. Так, например, в Положении об общих местах заключения в РСФСР от 1 ноября 1920 г. нашли отражение многие подходы и требования декретов советской власти того периода.
С начала 20-х гг. законодательство, регулирующее исполнение уголовных наказаний, именовалось исправительно-трудовым правом (исправительно-трудовые кодексы 1924, 1933, 1970 гг.).
В 1924 г. был принят Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР, который играл роль проводника основных принципов советской системы исправления и перевоспитания осужденных в местах лишения свободы. Позже, в 1929 г., было принято постановление ЦИК и СНК СССР, в котором мерами социальной защиты признавалось лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в глухих и отдаленных регионах страны. Обновлялся режим содержания, прежде всего в отношении несовершеннолетних, обслуживающего персонала из числа заключенных и др.
Постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. предусматривалось функционирование двух разновидностей лагерей принудительных работ: обычных и особых.
Нормативным актом, регламентировавшим исполнение наказания, стало утвержденное постановлением Наркомата юстиции от 15 ноября 1920 г. Положение об общих местах заключения РСФСР. По сути, оно представляло собой инструкцию по деятельности и управлению общими местами заключения. В Положении впервые подробно говорилось о режиме содержания и распределения осужденных по местам лишения свободы в зависимости от характера совершенных преступлений по трем категориям, а именно:
– осуждение за преступления, не имеющие корыстного характера;
– осуждение за преступления корыстного характера;
– рецидивисты первой и второй групп.
В местах заключения предусматривалась прогрессивная система отбывания наказания. Было установлено 4 вида режима, которые в тот период назывались разрядами: испытуемый, исправляющийся, образцовый, штрафной. Каждый разряд предусматривал разные условия содержания. 21 марта 1921 г. В. И. Ленин подписал декрет СНК «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных».
В декрете определены основные задачи мест лишения свободы и принципы исправительно-трудовой политики советского государства. С целью недопущения вредного влияния различных категорий преступников друг на друга были предусмотрены различные виды мест лишения свободы исправительно-трудового характера: тюрьмы, реформатории и земледельческие колонии, дома заключения, лагеря принудительных работ, карательно-лечебные заведения и т. п.
16 октября 1924 г. впервые в истории России был принят Исправительно-трудовой кодекс. С этого момента начался новый этап в развитии исправительно-трудовых учреждений, который ориентирован:
– на приспособление осужденного к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, объединенного с лишением свободы;
– предотвращение возможности совершения новых преступлений.
Отбытие наказания в виде лишения свободы вводилось по прогрессивной системе, согласно которой заключенные содержались в различных режимах. Они распределялись по исправительно-трудовым учреждениям разных типов и разделялись в них на разряды в зависимости от особенностей личности, социального положения, мотивов и причин преступления, поведения и успехов в работе и учебе. Кодексом предусматривалось принятие всех мер к тому, чтобы устранить вредное влияние наиболее опасных заключенных на остальных, а также развивать самодеятельность среди лиц, лишенных свободы, направленную на приобретение психологических характеристик и профессиональных навыков, необходимых для жизни в обществе.
К местам заключения относились:
– учреждения для применения мер социальной защиты исправительно-трудового характера: дома заключения; исправительно-трудовые дома; трудовые колонии – сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные; изоляторы специального назначения; переходные исправительно-трудовые дома;
– учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера: трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей; трудовые дома для правонарушителей из числа рабоче-крестьянской молодежи;
– учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера (колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных);
– институты психиатрической экспертизы, больницы и т. п. Первый советский Исправительно-трудовой кодекс РСФСР классифицировал заключенных, и они подразделялись:
 –по возрасту: взрослые, несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 14 до 16 лет, правонарушители в возрасте от 16 до 20 лет из числа рабочих и крестьян;
 –по полу;
 –по виду содержания: следственные, за срочные преступления;
 –по степени общественной опасности: лишенные свободы со строгой изоляцией, профессиональные преступники, все остальные;
 –по сроку наказания: лишенные свободы на срок свыше 6 месяцев, лишенные свободы на срок свыше 6 месяцев со строгой изоляцией, лишенные свободы на срок до 5 лет без строгой изоляции;
 –по социальному положению: класс трудящихся, враждебный класс;
 –по образованию: неграмотные, малограмотные и грамотные;
 –по режиму содержания: подлежащие содержанию в начальном, среднем и высшем разрядах;
 –по наличию специальности: имеющие и не имеющие ее;
 –по мотивам совершенных преступлений: в силу классовых привычек, взглядов или интересов, по несознательности, в первый раз вследствие тяжелых материальных условий.
22 ноября 1926 г. на базе Основных начал был принят новый Уголовный кодекс РСФСР. Постановлением ВЦИК и СНК от 1 августа 1933 г. был введен в действие новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который был новым этапом в развитии системы исправительно-трудовых учреждений. В соответствии с ним местами лишения свободы являлись:
– изоляторы для подследственных;
– пересыльные пункты;
– исправительно-трудовые колонии фабрично-заводского и сельскохозяйственного типов;
– исправительно-трудовые колонии массовых работ;
– штрафные исправительно-трудовые колонии.
С 1954 г. начался постепенный отход от жесткой диктатуры власти к установлению некоторых демократических начал исправительно-трудовой политики. 10 июля 1954 г. Совет Министров СССР утвердил Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР. В нем были закреплены основные принципы советской исправительно-трудовой политики. С принятием Положения отменили действие многочисленных приказов, инструкций и других ведомственных нормативных актов. На ИТУ были возложены задачи обеспечения отбытия осужденными наказаний по приговорам судов, охраны и надзора за ними, предупреждения новых преступлений, исправления их в процессе приобщения к общественно полезному труду и проведения политико-воспитательной работы.
Положение ввело более отчетливую классификацию осужденных, согласно которой в ИТК должны были содержаться лица:
– осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет;
– осужденные впервые за должностные, хозяйственные и иные преступления, а также за особо опасные преступления;
– переводимые из детских трудовых колоний для дальнейшего отбывания наказания.
В ИТК был предусмотрен только один вид режима содержания, в лагерях – 4: общий, облегченный, строгий, специальный строгий.
В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее существование исправительно-трудовых лагерей как не обеспечивающих выполнение важнейшей государственной задачи – перевоспитания заключенных трудом. Они были преобразованы в исправительно-трудовые колонии. Установлено 4 вида режима: общий, усиленный, строгий и особый; кроме того, действовали также тюрьмы ВТК. Последние предусматривали 2 вида режима: общий и усиленный. В структуре мест лишения свободы появились новые виды – колонии-поселения.
29 августа 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было утверждено республиканское Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах как временный (до принятия соответствующего закона) документ.
11 июля 1969 г. Законом СССР были введены в действие Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, с 1 декабря 1970 г. введен в действие Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
Надо отметить, что серьезный научный и практический интерес в этом кодексе представлял правовой институт, установленный в статье 242 УК РСФСР, в виде условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду. Анализ юридических свойств содержания данного наказания дает основания считать, что оно назначается судом за совершенные преступления лицу, которое признается виновным. Но, с другой стороны, по своей природе оно представляет собой меру уголовно-правового воздействия. Подтверждение тому – наличие условного осуждения к лишению свободы, да еще с обязательным привлечением к труду.
Судебная практика рассматривала данное наказание как менее тяжкую форму по сравнению с лишением свободы, однако более тяжкую, чем исправительные работы и условное осуждение. Подтверждением тому служит разъяснение Верховного Суда СССР и Верховного Суда РСФСР. Суть его в том, что «при рассмотрении дела в кассационной и надзорной инстанциях суд вправе применять в отношении осужденного к лишению свободы статью 242, а в отношении осужденного условно с обязательным привлечением к труду – исправительные работы, другие более мягкие наказания или условное осуждение».
Статья 242 УК РСФСР применяется, когда с учетом характера и степени общественной опасности деяния, всей совокупности обстоятельств дела, данных о личности виновного можно с уверенностью сделать вывод о возможности его исправления и перевоспитания без изоляция от общества, но с установлением надзора в местах обязательного привлечения к труду. Как правило, результаты исправления осужденных по статье 242 УК РСФСР по первой инстанции были во много раз эффективнее, нежели по другим историям судимости. Но в соответствии с подпунктами 1–4 части 1 статьи 532 УК РСФСР допускалось условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.
Согласно части 1 статьи 532, условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду могло быть применено к лицам: осужденным на срок до 10 лет включительно после фактического отбытия ими не менее 1/3 назначенного срока наказания; осужденным на срок свыше 10 лет после фактического отбытия не менее половины назначенного срока наказания; осужденным за преступления части 6 статьи 53 УК РСФСР после отбытия ими не менее 2/3 назначенного срока наказания; перечисленным в статье 53.1 УК РСФСР после фактического отбытия ими не менее 3/4 назначенного срока. При этом высокая степень общественной опасности преступлений и осужденных (особо опасные рецидивисты; совершившие особо опасное государственное преступление или умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах; те, кому смертная казнь заменена лишением свободы в порядке помилования или амнистии), длительное пребывание «кандидатов на условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду» в криминогенной и духовно опустошающей личность среде заведомо предполагали совершение злостных нарушений режима и новых преступлений после приобретения нового правового статуса и обязанности выполнять работу. Поэтому у многих из тех, кто изначально был негативно настроен по отношению к труду, в криминальной среде чаще всего возникали рецидивы. Были и другие обстоятельства, усугублявшие положение.
Отдельные руководители мест лишения свободы тогда получили возможность избавляться от злостных нарушителей режима, лиц, провоцирующих противодействие деятельности администрации и персонала колоний. Решение принималось судом по месту отбывания наказания осужденным после рассмотрения совместного представления органа, ведающего исполнением наказания, и наблюдательной комиссии при исполнительном комитете местного Совета депутатов трудящихся. К сожалению, институт исправительно-трудового воздействия по отношению к впервые осужденным трудоспособным и взрослым лицам в соответствии со статьей 242 УК РСФСР в 70-е гг. не был достаточно развит, но уже был скомпрометирован массовым увлечением дешевой рабочей силой для народного хозяйства и являлся способом разгрузки переполненных исправительно-трудовых колоний страны того периода от криминально запущенной категории осужденных, условно освобождаемых из мест лишения свободы, в том числе с обязательным привлечением к труду. Изначально законодатель поспешил, поскольку только по первой инстанции суда и по первой судимости можно было отработать исправительно-трудовой механизм исправления осужденного. Однако этот вариант не был проработан.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 декабря 1993 г. № 11 были отменены постановления Пленума от 16 сентября 1980 г. № 5 «О практике применения судами РСФСР законодательства и выполнении ими разъяснений, содержащихся в руководящих постановлениях Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного Суда РСФСР “Об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду и условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду”» (ст. 242 и 532 УК РСФСР). [19]